Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типологическое изучение языков

 

Наука, изучающая сходство и различие в структурных особенностях родственных и неродственных языков в их взаимосвязи, называется типологией. Наиболее интенсивно типология развивалась в ХIХ в. и первоначально носила систематический характер, в основе которого лежало установление системы лингвистических типов и распределение всех языков мира соответственно этим типам. Под типом отдельного языка понималась совокупность признаков, общих для некоторых языков, например наличие или отсутствие формы в языке, словоизменения и т.д. Такой классификационный подход проявлялся в ранних морфологических классификациях. Исходя из наличия или отсутствия изменения в корне, Ф.Шлегель в 1809 году в книге «О языке и мудрости индейцев» пытался разделить все языки мира на два типа – флективные, которым свойственны «богатство, прочность и долговечность», и аффиксирующие, характеризующиеся бедностью, скудостью и искусственностью. Под эту схему, основанную на ограниченном числе признаков, нельзя было подвести все языки. Поэтому в 1818 г. А.Шлегель в работе «Заметки о провансальском языке в литературе» переработал морфологическую классификацию, предложив три типа языка: 1) флективный, 2)аффиксирующий и 3) аморфный, причем во флективных языках он показал две возможности грамматического строя: синтетическую и аналитическую . недостатки этой классификации заключались в том, что нет языков аморфных, т.е. не имеющих формы, но форма в языках проявляется по разному.

В.Гумбольдт («О различии организмов человеческих языков и о влиянии этого различия на умственное развитие человечества», 1837) основу классификации языков видел: 1) в выражении в языке отношений; 2) в способах образования предложения. Кроме отмеченных братьями Шлегелями трех типов языков, Гумбольдт описал четвертый тип – инкорпорирующие языки ( индейские в Америке, палеоазиатские в Азии). Особенность этих языков заключается в том, что предложение строится как единое целое, которое будет и словом, и предложением одновременно. Слова этих языках состоят из однофонемых морфем. Например, в языке американских индейцев чинук слово-предложение a-m-l-a-cg-a-m-x означает ты имел обыкновение брать у нее, где a- показатель аориста, m –ты, l- это, a- ее, x- обозначает, что это принадлежит ей, cg – брать, am-показатель комплектива, x – показатель узитатива.

Классификация А.Шлейхера («Языки Европы в систематическом освещении», 1850) исключала инкорпорирующие языки, а указывала три типа (изолирующие, агглютинирующие, флективные) в двух возможностях: синтетический и аналитической. Изолирующие, или аморфные, языки Шлейхер считал архаическими, агглютинирующие – переходными, флективные древние языки он относил к эпохе расцвета языков и флективные новые (аналитические) – к эпохе упадка языков.



Одновременно со Шлейхером предложил свою классификацию Г.Штейнталь («Классификация языков, изложенная как эволюция языковой идеи», 1850), положивший в её основу наличие или отсутствие формы в языке, причем под формой он понимал как форму слова, так и форму предложения. Языки с отсутствием словоизменения Штейнталь называл присоединяющими. Языки с формой словоизменения Штейнталь определил как видоизменяющиеся.

В 1893 г. Ф.Мистели («Характеристика основных типов строя языка) переработал классификацию Штейнталя на основе того же деления языков на формальные и безформенные, но ввел новый признак языка: бессловные (египетский и банту языки), мнимословные (тюркские, монгольские, финно-угорские языки) и истословные, т.е. языки с настоящими словами (семитские и индоевропейские). Инкорпорирующие языки выделены в особый класс бесформенных языков, так как в них слово и предложение слиты воедино.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Типологическое изучение языков

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 196; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. Language teaching approaches. Подходы к преподаванию иностранных языков
  2. Взаимосвязанное изучение хозяйственных процессов и их результатов. Различают два вида взаимосвязей: детерминированные (функциональные) и вероятностные (корреляционные).
  3. Вопрос 3 Изучение потребителей
  4. Второе направление - изучение межличностных отношений детей (Я.Л.Коломинский, А.Д.Кошелева, Т.А.Репина, Т.В.Сенько и др.).
  5. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ РАЗВИТИЯ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЯЗЫКОВ
  6. И средства, которые требуются для обеспечения нужд мышления и взаимопонимания в коммуникации, – экономия языковых средств.
  7. Изучение взаимосвязей.
  8. Изучение внешней макро- и микросреды маркетинга
  9. Изучение внутренней среды маркетинга
  10. Изучение документов в ходе мониторинга деятельности органов власти
  11. Изучение и анализ ресурсов выбранной дестинации в свете вида турпродукта, выбранного к проектированию
  12. Изучение и использование функций printf( ) и scanf( )




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.159.90.0
Генерация страницы за: 0.089 сек.