Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ступенчатая типология

Для преодоления недостатков характерологического принципа была предложена «ступенчатая» типология, стремящаяся выразить все многообразное богатство языков в виде лесенки, в которой с каждой ступенькой связана другая, находящаяся выше или ниже. При ступенчатой типологии возможно учитывать различные принципы и строить иерархию соответствующих морфологических признаков. Ступенчатая типология языка была предложена американским языковедом Э.Сепиром («Язык», 1921). Он распределяет языки по типам на основании следующих трех критериев: типы выраженных понятий, техника выражения отношений и степень синтеза в грамматике.

Сепир различает четыре типа языков: 1) простые чисто-реляционные языки, языки без аффиксации, в которых основное понятия (предметы, действия, качества) выражены самостоятельными словами; 2) сложные чисто-реляционные языки, в которых грамматическое значение изменяется путем аффиксации и внутренних изменений; 3) простые смешанно-реляционные (корневые) языки; 4) сложные смешанно-реляционные языки, к которым относятся флективные, а также многие агглютинативные языки.

С точки зрения техники выражения отношений все грамматические способы сгруппированы в четыре возможности: 1) изоляция (т.е. способы служебных слов, порядка слов и интонации); 2) агглютинация; 3) фузия 4) символизация, где объединено чередование гласных, повтор и ударения.

По степени синтеза в грамматике языки делятся на аналитические, синтетические и полисинтетические. Результаты этих исследований Сепир представил в таблице, где он удачно охарактеризовал 21 язык. Из таблицы видно, например, что китайский язык является простым чисто-реляционным, изолирующим, аналитическим; турецкий – сложный чисто-реляционный, по «технике» - агглютинативный, по степени синтеза – синтетический. Эта классификация не дает оснований для решения вопроса о том, каким является тот или иной язык; между простыми и сложными смешанно-реляционными языками нет отчетливой границы, что признает и сам Сепир. Кроме того, при этой классификации приходится иметь дело с весьма тонкими оттенками в различиях между языками.

Тем не менее эта классификация является самой всеобъемлющей и наиболее утонченной из всех существующих, и поэтому она получила наибольший отклик в языкознании новейшего времени.

В настоящее время типологические исследования основываются на изучении структурных подсистем языковой системы – фонологической, морфологической, синтаксической и семантической.

Русский языковед Б.А.Серебренников проводил ряд наиболее общих типов изменений звуков, которые он называет типовыми линиями фонетического развития. Типологическое изучение звуковых изменений и направлено к установлению этих формул или типовых линий развития в фонетике.

Объектом типологического исследования могут юыть и морфемы. В любом языке земного шара выделяются корневые морфемы, являющиеся носителями лексического значения слова, и грамматические морфемы, устанавливающие отношения между лексическими морфемами.

Установление типологически близких лексических систем осложняется тем обстоятельством, что в различных языках наблюдается различная степень абстракции в значении слов, относящихся к разным группам.

Большей устойчивостью отличается установление типологии в сфере значений грамматических форм. В образовании так называемых «длительных» форм настоящего и прошедшего времени во всех языках почти всегда присутствует вспомогательный глагол быть или его заменитель; ср.англ. I am reading (я читаю) (в данный момент), где am – форма глагола to be (быть). Причастия настоящего времени могут служить материалом для создания форм настоящего времени.

Определяя задачи синтаксической типологии, И.И.Мещанинов, основоположник этого изучения языков в русском языкознании, отмечал, что общими для всех языков категориями выступают элементы не морфологии и лексики, а синтаксиса. Подлежащее, сказуемое, дополнения и определения являются общеязыковыми категориями. Их назначением служит передача отношений между членами предложения. Субъективные, предикативные, объективные и атрибутивные отношения прослеживаются во всех языках и выступают в каждом развернутом предложении. Так, для передачи подлежащего в языках разных типов используется разная падежная форма, но подлежащее всегда выступает как субъект действия. В индоевропейских языках подлежащее выступает в форме именительного падежа. В тюркских языках эту же функцию выполняет падеж, который называется основным. В кавказких, палеоазиатских и индейских языках подлежащее находится в косвенном падеже, который называется эргативным. Эти примеры показывают, что у подлежащего нет единой для всех языков грамматической формы, но имеется одинаковая синтаксическая функция субъекта, который в разных языках выражается соответствующим падежом.

Польский языковед Т.Милевский в синтаксической типологии исходит из соотношения главных и придаточных элементов. Соотношение состоит в том, что все второстепенные члены помещаются либо после главных, либо перед ними. В первом случае структуру можно представить схемой Г+в3+в2+в1 (где Г – главный элемент слова, в – второстепенный), во втором же – схемой в1 + в2+в3+Г.

При типологическом исследовании языков важно принимать во внимание не все признаки (иначе это может привести к длинному списку критериев, которые отделял данный язык от другого), а только такие, которые, будучи сгруппированы в определенные типы, могут служить основой для дальнейшего исследования структурных особенностей языков, т.е. обладали бы информативностью.

Современная типология исходит из того, что в каждом отдельном языке представлены все типы одновременно, но один из них является ведущим. Очень часто в языке, отнесенном к какому-нибудь типу, можно найти признаки, сближающие его с каким-либо другим типом. Языки банту относятся к агглютинативным языкам. Существительные там распадаются на различные классы, характеризующиеся разными префиксами как в единственном, так и во множественном числе; например: m-tu «человек», wa-tu «люди», ki-ti «вещь», vi-ti «вещи» и т.д. Это напоминает многотипность склонения и образования множественного числа во флективных языках (ср. русское отцы, дома, сыновья). Поэтому задачи типологии заключаются не в простой регистрации таких фактов, а в разграничении ведущих и второстепенных признаков.

 

 

Типологическое изучение языков осуществляется обычно по одной из двух моделей – анкетной и эталонной. При типологическом исследовании по анкетной модели во внимание принимается список признаков, которые приписываются тому или иному классифицируемому языку. Так, различительное противопоставление согласных по звонкости и глухости широко распространено во многих языках мира; оно обнаруживается во всех славянских языках (индоевропейская семья языков), а также в венгерском (финно-угорская семья языков). Этого противопоставления нет в кантонском диалекте китайского языка. Инвентарь таких признаков, обнаруженных в различных языках, и используется в качестве основы для создания типологической классификации.

Большинство существующих типологий являются анкетными, идущими от частных признаков к общим. Поэтому анкетная модель классификации может быть названа также индуктивной.

Другая возможность типологического изучения основывается на построении так называемого языка-эталона и представляет эталонную модель, разработанную языковедом Б.А.Успенским. По его мнению, всякое утверждение, что в таком-то языке есть такое-то явление, подразумевает неявную ссылку на какой-то язык или языки, в которых есть то же явление. Это утверждение подразумевает ссылку на какой-то эталон, язык-посредник, с помощью которого можно описать другой язык. Например, при описании иностранного языка эталоном является родной язык учащегося. Первые латинские грамматики описывались по греческому эталону. В дальнейшем латино-греческий эталон использовался для составления грамматик других европейских языков.

Язык-эталон, таким образом, представляет из себя систему правил, по которым может быть построено любое описание.

Идея создания языка-эталона исходит из практики типологических исследований, когда сравнивается один язык с другим и в качестве отправного пункта исследования выступает родной язык или язык, наиболее близкий нам, который временно и принимается в качестве языка-эталона. От этого языка-эталона и отталкиваются при описании и характеристике различных языков.

 

Типологическое изучение языков тесно связано со сравнительно-историческим, так как сопоставление реконструированных праязыков помогает выяснять исторические изменения, свойственные определенной группе родственных или непосредственных языков, и понять отношения между этими языками.

Преимущество типологического метода состоит в том, что в его основе лежит большее, чем при использовании сравнительно-исторического метода, количество признаков, позволяющих выявить общие и различные признаки в родственных и разносистемных языках.

Приемы и модели типологического описания предполагают выявление общих структурных признаков, присущих большинству или всем языкам, т.е. лингвистических универсалий.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Характерологический тип языка | Угрозы информации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.