Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования в олигофренопедагогике




Связь олигофренопедагогики с другими науками

Олигофренопедагогика как наука развивается в тесной связи с рядом смежных наук, которые условно можно разделить на три блока: медицинские, психологические и педагогические нау­ки (схема 1).

Медицинские науки помогают увидеть биологические причины возникновения умственной отсталости, понять сущность произо­шедших в организме изменений, понять особенности развития умственно отсталого ребенка, правильно выбрать его общеобра­зовательный маршрут. К этому блоку относятся анатомия, физио­логия, нейрофизиология, невропатология, психопатология, пси­хиатрия, генетика, педиатрия.

Психологические науки позволяют выявить закономерности раз­вития детей с нарушением интеллекта, особенности развития их психических процессов, дать научное обоснование используемым педагогическим методам и приемам. К этому блоку относятся об­щая психология, психология человека, возрастная психология, педагогическая психология, специальная психология, олигофренопсихология.

Педагогические науки определяют специфику целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей с наруше­нием интеллекта, особенности использования методов, приемов и средств педагогики применительно к данной категории учащихся. К этим наукам относятся общая педагогика, дидактика, методи­ка воспитательной работы, социальная педагогика, специальная педагогика.

Олигофренопедагогика как наука пользуется следующими методами исследования: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение продуктов детской деятельности, изучение психолого-педагогической документации, эксперимент.

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо пе­дагогического явления, в процессе которого исследователь полу­чает конкретный фактический материал. Наблюдение имеет цель, задачи, объект наблюдения. Выбирается способ наблюдения, наи­менее влияющий на исследуемый объект и обеспечивающий сбор необходимой информации. Ведутся записи (протоколы) наблю­дений, полученная информация обрабатывается и интерпретиру­ется.

Беседа - самостоятельный или дополнительный метод иссле­дования, применяемый с целью получения необходимой инфор­мации или разъяснения того, что было недостаточно ясным при наблюдении, эксперименте или изучении продуктов детской деятельности. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения.

Анкетирование - метод массового сбора информации с по­мощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

Ценный материал может дать изучение продуктов деятельности детей с нарушением интеллекта: рисунков, лепных поделок, по­делок из бумаги и природного материала, тетрадей по отдельным дисциплинам и контрольных работ и т.д.

Изучение психолого-педагогической документации (личных дел детей, медицинских карт, психолого-педагогических характерис­тик, дневников наблюдений, классных журналов, ученических дневников, протоколов собраний, заседаний) позволяет получить некоторые объективные данные, характеризующие реально сло­жившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль среди методов олигофренопедагогики играет эксперимент - специально организованная проверка того или иного содержания, метода или приема работы для выявления его педа­гогической эффективности. Эксперимент включает четыре этапа:

· теоретический - постановку проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;

· методический - разработку методики исследования, методов обработки получен­ных результатов;

· собственно эксперимент проведение серии заданий, комплекса упражнений и т.п.;

· аналитический - коли­чественный и качественный анализ полученных данных, их ин­терпретацию, формулирование выводов и практических рекомен­даций. По конечным целям эксперимент может быть констатиру­ющим, обучающим и контрольным.

 

1.4. Понятие «умственная отсталость» и ее классификации

Умственная отсталость — это стойкое, необратимое наруше­ние познавательной деятельности, возникшее в результате органического поражения головного мозга. В данном определении четко выделяются два взаимосвязанных диагностических критерия: психолого-педагогический(стойкое нарушение познавательной деятельности) и клинический (органическое поражение головного мозга). Отсутствие одного из названных критериев приведет к неправильному, ошибочному пониманию сущности умственной отсталости.

Большинство среди умственно отсталых составляют лица, име­ющие медицинский диагноз олигофрения – стойкое недоразвитие сложных форм психической деятельности, возникающее в вследствие поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза (эмбриональном, дородовом, природовом, послеродовом до возраста 1,5-2 года). Многие из них практически здоровы. У них не отмечается психических забо­леваний, но с ранних этапов их развитие протекает замедленно и своеобразно. Наиболее выражена задержка в развитии высших пси­хических функций и ограничены возможности развития произ­вольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятель­ность таких детей и делает необходимым создание специальных условий для их обучения.

Умственная отсталость, возникающая в результате поврежде­ния нормально сформированного мозга (после трех лет), называ­ется деменцией. В результате травм головного мозга, различных за­болеваний центральной нервной системы (менингита, энцефали­та, менингоэнцефалита и др.) происходит распад уже сформиро­вавшихся психических функций, потеря сформированных ранее навыков. Например, у ребенка четырех лет деменция может про­явиться в распаде фразовой речи, навыков самообслуживания, снижении и потере интереса к игре, рисованию. Поражения при деменции неоднородны. Наряду с выраженными нарушениями в одних областях мозга может наблюдаться более или менее выра­женная сохранность других его отделов. Чаще наблюдаются более резкие нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем познавательных процессов. С возрастом у этих лиц патологические симптомы могут уменьшаться.

Особую группу составляют лица, у которых умственная отста­лость сочетается с текущими заболеваниями центральной нервной системы: шизофренией, эпилепсией и др. При прогрессировании этих заболеваний происходит распад психических образований, умственная отсталость углубляется, достигает тяжелой степени. Появляются специфические особенности эмоционально-волевой сферы, деятельности и личности в целом. Своевременное лечение позволяет предотвратить или затормозить прогрессирование забо­левания.

Достаточно часто в настоящее время можно встретить детей, у которых умственная отсталость осложнена дополнительными пси­хопатологическими синдромами: гипердинамическим, психопатоподобным, эпилептиформным, неврозоподобным.

Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден как по причинам и времени поражения головного мозга, так и по степе­ни тяжести клинической картины и психолого-педагогическим характеристикам.

Согласно международной классификации (МКБ-10), выделя­ют четыре формы умственной отсталости: легкую (IQ — 40 — 69), умеренную (IQ — 35 — 49), тяжелую (IQ — 20 — 34) и глубокую (IQ ниже 20)'.

В отечественной олигофренопедагогике до настоящего времени была широко распространена другая классификация (МКБ-9), со­гласно которой выделяли три степени умственной отсталости: дебильность, имбецильность, идиотию.

Легкая степень умственной отсталости — дебильность — встре­чается значительно чаще, чем другие формы умственной отста­лости. Такие дети отстают от своих сверстников в физическом развитии. Нарушения познавательной деятельности становятся очевидными чаще с началом их организованного обучения (в детском саду или школе). Они не могут усвоить программный материал, как другие дети, нуждаются в специальных образова­тельных условиях. Такие условия создаются для них в специаль­ных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта и специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида. После окон­чания школы лица с нарушением интеллекта могут благополучно трудиться на производстве по полученной профессии и вести са­мостоятельную жизнь, некоторые из них продолжают свое обуче­ние в производственных училищах. Они дееспособны, т.е. обще­ство признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, нести воинскую повинность, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управле­ния и т.д.

Умеренная умственная отсталость является пограничной меж­ду дебильностью и имбецильностью. Эти дети, обучаясь в специ­альной (коррекционной) школе VIII вида, выделяются в особую группу. Не все из них могут освоить учебную программу.

Тяжелая умственная отсталость — имбецильность выявляется в ранние периоды развития ребенка. В младенческом возрасте та­кие малыши позже начинают держать головку (к четырем — шести месяцам и позже), самостоятельно переворачиваться, сидеть. Зна­чительно позже начинают ходить (в три года и позже).

У них практически отсутствуют гуление, лепет, не формирует­ся «комплекс оживления». Речь появляется к концу дошкольного возраста и представляет собой отдельные слова, редко фразы. На­рушено произношение многих звуков. Существенно страдает мо­торика, поэтому эти дети с трудом и в более поздние сроки овла­девают навыками самообслуживания, чем дети с умеренной ум­ственной отсталостью.

Их познавательные возможности резко снижены: грубо нару­шены ощущения, восприятие, память, внимание, мышление. Они не в состоянии овладеть тем учебным материалом, который усва­ивают дети с легкой и умеренной умственной отсталостью, по­этому обучаются по особым программам счету, грамоте и другим предметам. После окончания школы они могут выполнять про­стейший обслуживающий труд, брать на дом работу, не требую­щую высококвалифицированного труда (склеивание коробок, конвертов и др.). Практика показала, что лица с тяжелой умственной отсталостью прекрасно справляются с сельскохозяйственным трудом, который доставляет им радость, давая возможность самореализоваться.

Глубокая умственная отсталость — идиотия — выявляется в первые месяцы жизни ребенка.

У таких детей снижены пороги чувствительности, наблюдают­ся тяжелые нарушения моторики, координации движений, пространственной ориентировки. Часто эти нарушения так тяжелы, что вынуждают лиц с идиотией к лежачему образу жизни. Многие из них не в состоянии овладеть элементарными навыками самообслуживания, хотя некоторые все-таки могут научиться ча­стично обслуживать себя.

Лицам с глубокой степенью умственной отсталости даже во взрослом возрасте не доступно осмысление окружающего. Речь развивается крайне медленно и ограниченно и часто остается на уровне звукоподражаний, отдельных слов. Однако такие люди все же способны к развитию. Их можно обучить навыкам общения (речевым или безречевым), расширить их представления об окру­жающем мире. Чаще всего они определяются в интернатные уч­реждения Министерства здравоохранения и социального разви­тия и труда, где за ними осуществляется уход.

Для вспомогательной школы наиболее ценной и про­дуктивной в систематике олигофрении явилась классификация, разработанная М. С. Певзнер, которая построена по клинико-патогенетическоиу принципу. В отличие от существующих в детской психиатрии классификаций, М. С. Певзнер наряду с клиническим описанием разных вариантов слабоумия дает дифференциальную психолого-педагогическую характеристику детей-олигофренов, что позволяет учителю в повседневной работе учитывать их типоло­гические и индивидуальные особенности. Педагогу-дефектологу необходимо квалифицированно разбираться в систематике обуча­емых олигофренов для того, чтобы находить оптимальные приемы воздействия на все стороны личности учащегося.

Итак, выделяются следующие основные формы олигофрении: 1) основная неосложненная; 2) осложненная нарушениями нейро­динамики; 3) олигофрения с психопатоподобными формами пове­дения; 4) олигофрения с нарушениями различных анализаторов; 5) олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

Рассмотрим психолого-педагогическое содержание выделенных вариантов олигофрении:

1. Основная неосложненная форма олигофрении характеризуется недоразвитием сложных форм познавательной деятельности при относительной сохранности нейродинамики, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, поведения, целенаправленной деятельности. Отсутствие психомоторной расторможенности, аф­фективных расстройств способствуют реализации сохранных пси­хических возможностей. Такие дети являются основным контин­гентом учащихся вспомогательной школы. Как правило, они дис­циплинированны, уравновешенны, успешно справляются с учебной программой, охотно и самостоятельно выполняют разнообразные поручения, любят и умеют трудиться. Достаточная сохранность их эмоционально-волевой сферы способствует формированию поло­жительных черт личности. После окончания школы выпускники неплохо трудятся на производстве, создают семью, успешно адап­тируются в жизни. Следует, однако, отметить, что нередко неос­ложненная олигофрения трудно дифференцируется в дошкольном возрасте, поэтому часто дети с такой формой слабоумия приходят во вспомогательную школу после одного-двух лет безуспешного обучения в массовой школе.

2. При олигофрении, осложненной нейродинамическими рас­стройствами, нарушение познавательной деятельности сочетается с явлениями психомоторной расторможенности (возбудимости), либо заторможенности (тормозимости). В первом случае работо­способность и психическое развитие ребенка будут нарушаться из-за повышенной импульсивности, неуравновешенности, двига­тельной расторможенности. Эти дети не могут длительно сохра­нять работоспособность, они невнимательны, неряшливы, не умеют целенаправленно выполнять задания. Часто, в случае неудачи, отказываются трудиться, плачут, конфликтуют с учителями и сверстниками. Во втором варианте интеллектуальное недоразви­тие усугубляется заторможенностью. Такие дети все делают мед­ленно, часто не понимая смысла речевых инструкций; они безу­частны к игре, ко всему, что их окружает; учебные и трудовые навыки формируются у них очень медленно. Со стороны учителя и воспитателя требуется систематическая индивидуальная помощь. Нарушения нейродинамнки возникают у таких детей вследствие перенесенных родовых травм, асфиксии, тяжелых нейроинфекций и ушибов в раннем детстве.

3. Олигофрения, осложненная психопатоподобными расстрой­ствами, представляет определенную трудность для педагогической работы, так как психическое недоразвитие обычно сопровождает­ся выраженной эффективностью, патологией влечений (прожор­ливостью, бродяжничеством, сексуальностью и т. п.). Основная задача в работе с этими детьми заключается в упорядочении их поведения, подчинении требованиям учителя и воспитателя. Это возможно при умелом индивидуальном подходе, учете положи­тельных качеств ребенка, приобщении его к труду и общественно полезной деятельности.

4. Олигофрения, осложненная нарушениями в системе отдель­ных анализаторов, характеризуется выраженными очаговыми поражениями головного мозга. При этом слабоумие сочетается с де­фектами зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.

У детей-олигофренов, страдающих тяжелыми речевыми нарушениями, затруднено понимание словесных инструкций, грубо искажено произношение, иногда не сформирована фразовая речь. При обучении они не могут провести звуко-буквенный анализ. Смешение сходных по звучанию и написанию фонем задерживает у этих детей усвоение навыков письма и чтения. Поэтому учени­кам требуется квалифицированная помощь логопеда.

При нарушении двигательных анализаторов наблюдаются яв­ления церебрального паралича, что осложняет формирование практических навыков, связанных с самообслуживанием, трудом, учебой. Дефекты двигательной сферы выражаются в моторной неловкости, нарушении координации, недостаточности простран­ственного анализа и синтеза. Наряду с педагогической помощью эти дети нуждаются в лечебной коррекционной гимнастике, меди­каментозной терапии. Дети, у которых олигофрения в степени дебильности сочетается со слепотой или слабовидением, глухотой или тугоухостью, нарушением опорно-двигательного аппарата, обучаются не во вспомогательной школе, а в специальных клас­сах школ для детей с указанными нарушениями.

5. При олигофрении, осложненной тяжелыми нарушениями функций лобных долей мозга, выявляется грубое недоразвитие личности с выраженной не критичностью к ситуации. Недостатки познавательной деятельности у детей обнаруживаются на фоне нарушенных потребностей, мотивов, интересов, огрубленной эмоционально-волевой сферы. Таких учащихся во вспомогательной школе немного, но они требуют от педагогов повышенного внимания и контроля, так как иногда в состоянии аффекта могут быть опасными для себя и окружающих. Коррекционная работа педагога должна быть направлена на воспитание положительных качеств, выравнивание поведения, на трудотерапию, сглаживание недостатков познавательной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.