Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные программы, учебники, учебные пособия специальной (коррекционной) школы VIII вида




Содержание обучения учащихся с нарушениями интеллектуального развития

Процесс обучения - это двусторонний процесс, в котором про­является деятельность учителя и учащихся. Учитель обязан воору­жить детей знаниями, ученики - овладеть ими и применять на практике.

Олигофренопедагогика, как составная часть коррекционной педагогики, рассматривает следующие связанные между собой направления:

· теория обучения;

· теория воспитания;

· система управления специальной (коррекционной) школой - школоведение.

Дидактика специальной (коррекционной) школы VIII вида - это теория обучения и образования умственно отсталых детей, которая определяет задачи и содержание, принципы, методы и формы учебной деятельности. Она разрабатывает способы воору­жения учащихся знаниями, умениями, навыками, подготовки выпускников школы к практической деятельности в сфере произ­водства.

Основным концептуальным подходом является положение о том, что учащиеся школы обладают способностью к усвоению знаний, могут их применить в более простых ситуациях под конт­ролем учителя.

Педагогический процесс как система не идентичен системе протекания самого процесса. В качестве систем выступают: народ­ное образование в целом - учебное заведение, школа, класс, учительский и детский коллективы. Каждая из этих систем функ­ционирует в определенных внешних и внутренних условиях. Внеш­ними условиями являются: природная среда, различные центры, материально-техническое обеспечение учебного процесса, нали­чие педагогических кадров и т.д.

К внутренним условиям относится сам учебный процесс с направлениями, его составляющими; обеспечение программами, учебными планами, учебниками; знание учителем возможностей

Схема 2

учеников с нарушениями интеллекта, зон их актуального разви­тия и ближайшего развития. Результат процесса обучения нахо­дится в прямой зависимости от характера взаимодействия педаго­га и учащихся, применяемой технологии.

Обучение как система, в которой протекает педагогический процесс, определяется наличием педагогов, обучающихся, усло­виями воспитания и обучения. Уже было сказано, что сам педаго­гический процесс характеризуют цель, задачи, содержание, ме­тоды, формы взаимодействия педагогов и учащихся. И. П. Подласый в учебнике для вузов «Педагогика» представил систему педа­гогического процесса.

Эта модель построения обучения может быть использована в коррекционном обучении. Особенности развития умственно от­сталых детей требуют иной, чем в обычной школе, содержатель­ной наполняемости этой модели.

Под содержанием обучения необходимо понимать систему по­лучаемых научных знаний, практических умений и навыков, ко­торыми необходимо овладеть в процессе обучения.

Как в общей дидактике, так и в коррекционной содержание общего и специального образования является важным условием учебно-воспитательного процесса, так как он отражает основные подходы в конкретной системе обучения, в обществе в целом, являясь инструментом реализации деятельности учителя и потреб­ностей индивидуума.

Основными источниками содержания школьного образования являются: цели и задачи обучения; принципы, методы, формы воздействия на учащегося и процесс обучения в целом.

Дети с нарушениями интеллекта не способны сразу включить­ся в учебно-познавательную деятельность. Причин несколько:

· качественное своеобразие структуры дефекта, его количе­ственных проявлений у разных детей;

· первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений;

· низкий уровень развития всех психических процессов (памя­ти, речи, мышления, восприятия, воли, интереса).

· гораздо меньшие возможности принимать, осмысливать, пе­рерабатывать полученную информацию;

· особенности воздействия социальной сферы (окружение ре­бенка - школа, семья, взрослые, сверстники и др.) на личность подростка с нарушениями интеллекта.

В силу этих причин весь процесс обучения учащихся с наруше­ниями интеллекта должен нести коррекционную направленность.

Процесс обучения, где в качестве воздействия на личность уча­щегося применяются специальные педагогические приемы, сти­мулирующие у них компенсаторные процессы развития познава­тельных возможностей, называется коррекционным.

Однако важно, по словам Л.С.Выготского, помнить о том, что строить процесс обучения умственно отсталых только с пози­ций учета и коррекции их недостатков мало. Характеристика уче­ника как неразвитого в физическом и психическом развитии вер­на только наполовину, у умственно отсталых детей обнаруживает­ся не только нарушение отдельных психофизических функций, но и относительная сохранность других функций. Следовательно, обу­чение в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуще­ствляется с учетом не только особенностей учащихся, но и их возможностей. Каждый умственно отсталый подросток - это осо­бая личность со своими учебными, двигательными возможностя­ми, характером и поступками.

При том, что основанием для отбора содержания школьного образования служат общие коррекционные принципы, о которых шла речь ранее, в содержание образования должны быть включе­ны основы всех наук, определяющие современное состояние обу­чения, изложенные в доступной форме. Содержание обучения пред­метное и находит свое отражение в методах. Оно представлено в учебных планах, программах, учебниках.

 

2.4. Базисный учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида

Учебный план - это нормативный документ, раскрывающий учебный процесс, осуществляемый в школе.

Учебный план:

· определяет состав учебных предметов;

· устанавливает порядок и последовательность их прохождения;

· указывает количество времени на каждый предмет;

· является основанием для определения режима деятельности школы; помогает устанавливать учебную нагрузку преподавателя;

· является основным документом, на основе которого состав­ляется школьное расписание;

· определяет функциональную нагрузку учащихся конкретно­го класса в недельном режиме.

Разработка учебных планов - одна из сложнейших проблем педагогической науки и школьной практики.

Учебные планы специальной коррекционной школы представ­лены в едином региональном учебном плане.

Закон Российской Федерации «Об образовании» и приказ МО РФ № 237 от 07.06.93 «О введении Базисного учебного плана в общеобразовательных учреждениях на территории РФ» потребо­вали изменения структуры и соответственно содержания обуче­ния детей с нарушениями интеллектуального развития.

Согласно концепции развития специального образования для лиц с умственной отсталостью модель специальной (коррекцион­ной) школы VIII в ида на сегодняшний день рассчитана на 10-11 срок обучения с пропедевтическим пери­одом обучения.

В структуре школьного обучения выделяются:

· пропедевтико-диагностический этап - 0-й класс;

· этап начального обучения – 1- 4-й классы;

· этап общего образования – 5 - 8-й (9-й) классы;

· завершающий этап углубленной социально-трудовой подго­товки – 9-10-й (11-й) классы.

Школа имеет право выбора сроков обучения в зависимости от региональных, экономических, материальных и других условий, а также от специфики отдельных предметов (факультативов).

Базисный план включает общеобразовательные предметы, со­держание которых приспособлено к возможностям умственно от­сталых учащихся.

Из системы общеобразовательных предметов в учебный план включены: родной язык (чтение, письмо), математика, биоло­гия, география, история, изобразительное искусство, пение, му­зыка, физическое воспитание, трудовое и профессиональное обу­чение, обществоведение.

Все учебные предметы группируются в два блока - общеобра­зовательный и коррекционно-развивающий.

К коррекционному блоку относятся: логопедическая коррек­ция, ЛФК (лечебная физкультура), развитие психомоторики и сенсомоторики. С учетом конкретной модели учебного заведения и этапа обучения составляются учебные планы для конкретного периода.

Особый интерес вызывают учебный план для учащихся 0-1 -4-го классов (руководитель проекта В. В. Воронкова) и так назы­ваемый подготовительный пропедевтико-диагностический учеб

Создание учебного плана отдельно для детей подготовительно­го класса имеет огромное значение в социально-правовом и педа­гогическом аспектах и способствует тому, что системой обучения оказываются охвачены дети с тяжелой умственной отсталостью - имбецилы.

В учебном плане четко определяется учебная нагрузка учащих­ся. Максимальная недельная нагрузка выглядит следующим обра­зом:

- подготовительный класс – 18-20 часов;

- 1-й класс-20 часов;

- 2-й класс-22 часа;

- 3-й класс-23 часа;

- 4-й класс-25 часов;

- 5-й класс-28 часов;

- 6-й класс-30 часов;

- 7-й класс-30 часов;

- 8-й класс-30 часов;

- 9-й класс-30 часов;

- 10-й класс-35 часов;

- 11-й (12-й)-35 часов.

Это учебная нагрузка по обязательной программе. С учетом фа­культативных занятий она увеличивается на 2-3 часа. Например, в 6-9-х классах она составляет 32 часа.

На обязательные индивидуальные и групповые коррекционные занятия отводится по 15-20 минут учебного времени на од­ного ученика.

В школе могут создаваться одногодичные (10-й), двухгодичные (10-11-й) и трехгодичные (10-12-й) профессиональные клас­сы. Решение о создании таких классов принимается на региональ­ном уровне.

Число учебных часов может регулироваться за счет распределе­ния общей нагрузки по дням недели (пятидневная и шестиднев­ная).

Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливаются в сроки, действующие для всех общеобразователь­ных учреждений.

Информация, сгруппированная в базисном учебном плане, по­могает правильно определить деятельность специальных (коррекционных) учреждений.

Выше представлены фрагменты примерных учебных планов, в которых отражены структура и содержание учебного процесса.

Учебная программа — это нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, умений, навыков, подлежа­щих усвоению по каждому отдельному предмету. В программе при­водится перечень тем изучаемого материала, даются рекоменда­ции по количеству времени на каждую тему. Учебный материал распределяется по годам обучения. В настоящее время созданы ти­повые программы для первых классов по общеобразовательным предметам и трудовому обучению. Созданные программы учиты­вают особенности познавательной деятельности детей с наруше­нием интеллекта.

Структура программы по каждому предмету имеет три раздела: «Пояснительная записка», «Содержание программного материа­ла», «Основные требования к знаниям и умениям учащихся».

В условиях специального обучения используют три способа построения программ: линейный, линейно-концентрический, кон­центрический.

При линейном способе учебный материал выстраивается как бы по одной линии, отдельные темы образуют непрерывную после­довательную связь между собой.

Линейно-концентрический способ предполагает, что учебный ма­териал выстраивается последовательно, с остановками на отдель­ных темах, которые изучаются более углубленно.

Концентрический способ характеризуется тем, что один и тот же материал излагается несколько раз, но с элементами усложнения или упрощения, без нарушения внутренней связи между элемен­тами содержания изучаемого материала. Это не просто повторе­ние пройденного, а все более глубокое проникновение в сущ­ность рассматриваемых явлений.

Содержание учебных программ находит свое отражение в учеб­никах и учебных пособиях, представляющих собой серьезную ин­формационно-дидактическую модель обучения, помогающую учи­телю обучать, воспитывать, корригировать все психические процессы учащихся. Учебники выступают источником знаний. Это ин­формационно-дидактическая модель обучения, помогающая пе­дагогу и учащимся корректировать все психические процессы по обучению и учению. Учебник должен быть красочно оформлен, а содержание учебного материала доступно для учащихся. Сегодня специальная (коррекционная) школа VIII вида получает учебни­ки нового поколения — с интересным содержанием, лаконич­ные, красочно оформленные, научно-взвешенные, соответству­ющие коррекционной направленности обучения.

Они включают тексты, задания, вопросы, памятки, таблицы, схемы, иллюстративный материал с подписями.

Учебных пособий для специальных (коррекционных) школ VIII вида издается недостаточно. Но этот пробел восполняют сами учителя. В школах имеется богатейший раздаточно-дидактический материал, создается уникальный опыт обучения учащихся с на­рушениями в интеллектуальном развитии.

Учебные предметы специальной (коррекционной) школы VIII вида определены учебным планом. Каждый конкрет­ный предмет имеет свою специфику, логику рассматриваемых по­нятий, носит базовый характер.

Вопросы и задания

1. Раскройте принцип воспитывающей и развивающей направленно­сти обучения.

2. В чем особенности реализации принципа научности и доступности обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

3. Раскройте принцип связи обучения с жизнью.

4. Как реализуется принцип наглядности в обучении детей с наруше­нием интеллекта?

5. Раскройте принцип сознательности и активности в обучении.

6. В чем своеобразие реализации принципа систематичности и последо­вательности в обучении в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

7. Раскройте принцип коллективного характера обучения и учета ин­дивидуальных особенностей учащихся.

8. В чем особенности реализации принципа прочности в обучении в специальной (коррекционной) школе VIII вида?

9. Перечислите специфические дидактические принципы.

10. Охарактеризуйте принцип коррекционной направленности в обу­чении.

11. Что вкладывается в понятие «образование»?

12. Какое главное отличие в обучении детей с нарушениями интел­лекта и нормально развивающихся школьников?

13. На что направлено содержание обучения в специальной (коррек­ционной) школе VIII вида?

14. Дайте краткую характеристику внутренним и внешним условиям обучения.

15. Какое принципиальное отличие основного учебного плана от пла­на для подготовительного класса?

16. Какие основные общеобразовательные модули имеются в учебных планах?

17. Как распределяется учебная нагрузка по отдельным классам?

18. Какие направления составляют коррекционные технологии?

19. Проанализируйте учебный план, найдите и выделите основной блок общеразвивающих предметов, сгруппируйте их по направлениям.

20. Какие коррекционно-развивающие модели имеются в учебном плане специальной (коррекционной) школы VIII вида?

Глава 3. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 8319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.