Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование воспитательного процесса по четвертям. Направления и содержание воспитательного процесса в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Направления и содержание воспитательного процесса в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Структура психики ребенка с нарушениями развития чрезвы­чайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению вто­ричных, третичных отклонений, что в свою очередь сказывается на учебе, поведении.

Обучение и воспитание с коррекционной направленностью в начальной школе оказывают положительное воздействие на раз­витие личности школьника, в первую очередь на формирование психических процессов - особенно мышления, речи, восприя­тия.

К четвертому году обучения учащиеся адаптируются к услови­ям коррекционного обучения и воспитания. У них сформируются учебные умения, у многих изменится отношение к учебному про­цессу, активизируется познавательная деятельность.

По мере обучения мышление и речь корригируются, но оста­ются еще не на высоком уровне. Продвижение просматривается в умении пользоваться картами, схемами при выполнении заданий, упражнений, читать тексты, заучивать стихотворения, сравнивать предметы.

Ученики 2-4-х классов ответственнее относятся к поручени­ям, участвуют в простейших видах трудового процесса, овладева­ют гигиеническими требованиями, выполняют режимные момен­ты, резко меняются взаимоотношения в детском коллективе.

Ниже представлены примерные направления и содержание воспитательной работы в начальных, средних и старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Основные направления и содержание воспитательной работы в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Направления воспитательной работы Содержание воспитательной работы
Развитие личности 1. Интеллектуальное развитие
2. Формирование целостного отношения к природе
3. Развитие коммуникативных навыков
4. Культура поведения, общения
Человек и окружающий мир 1. Источники жизни на Земле.
2. Один день природы. Экологическая культура.
3. Жизнь леса, реки, моря, животных и птиц.
4. Отражение природы в искусстве.
Охрана здоровья и физическое развитие 1. Формирование санитарно-гигиенических умений и навыков
2. Гигиена - ценное условие силы и красоты тела
3. Предметы гигиенической помощи
4. Физические упражнения и их влияние на здоровье человека
Трудовая диагностика, Ручной труд 1. Формирование бытовых умений и навыков
2. Вооружение учащимися навыками самообслуживания
3. Труд как вид отдыха
4. Труд как помощь другому человеку
5. Умственный труд. Культура умственного труда
Формирование отношений к стране, государству, человеку 1. Человек и его отношение к себе и другим
2. Родина. Отношение к Родине
3. Различия людей в обществе
4. Память о героях. Отношение к ним
5. Общение людей в обществе

Указанные направления можно взять за основу, а содержание расширить. Сделать это можно за счет дополнительного образова­ния. Система дополнительного образования направлена на удов­летворение потребности детей в саморегуляции личностного ха­рактера, творчестве в определенных видах деятельности. В услови­ях специального образования дополнительное образование осу­ществляется в работе студий, творческих коллективов, клубов по интересам.

Деятельность учащихся 7-10 лет школы VIII вида должна быть посильной для них, удовлетворять их запросы, носить основном игровой характер с опорой на индивидуальные воз­можности каждого конкретного ученика. Воспитатель в темати­ческом планировании может представить каждое направление по четвертям.

 

Личностное развитие

1-я четверть

· Мой учебный день.

· Мои друзья по классу.

· Это наши книжки.

· У нас все умеют писать, читать, считать.

· Я — школьник.

· Мы дружны, нам все интересно.

2-я четверть

· Всегда надо говорить правду.

· В нашей группе всем хорошо.

· Я могу помочь другим.

· Мои первые оценки.

· Наши поручения.

3-я четверть

·Уважай мнение другого.

·Помоги, тебе тоже помогут.

·Ты стал на год старше.

·В классе много интересных дел.

·Что надо сделать во время каникул.

4-я четверть

·У нас скоро закончится учебный год.

·Мои успехи и неудачи.

·Надо много успеть сделать.

·Спасибо школе, моим друзьям.

·Все будет только хорошо.

Указанные подходы к реализации комплексной программы тре­буют подведения итогов в виде этических бесед, детского утрен­ника.

 

Человек и окружающий мир

1-я четверть

· Источники жизни на Земле.

· Что нас окружает, забота о природе.

· Отношение человека к животным.

· Зимние забавы.

· Законы природы.

2-я четверть

· Жизнь леса. Человек и лес.

· Человек как часть природы.

· Чем полезен лес?

· Реки, моря. С чего начинается река?

· Растения леса.

3-я четверть

· Погода. Что значит: тепло-холодно, воздух-ветер, снег-дождь

· Картины леса. Школьники - друзья леса.

· Что дарит человеку природа?

· Дары леса: ягоды, грибы, лечебные растения.

· Животные лесов.

4-я четверть

· Человек - друг полей, лесов и морей.

· Экскурсия в лес, к водоему, к реке, в зоопарк.

· Птицы в лесу. Они ждут помощи от нас.

· Человек и животный мир.

· Источники жизни.

 

Охрана здоровья и физическое развитие

1-я четверть

· Гигиена - главное санитарное требование.

· В здоровом теле — здоровый дух.

· Уход за кожей.

· Предметы личной гигиены.

· Утренняя зарядка.

· Физические упражнения, правильное их использование.

2-я четверть

· Игра - здоровье - дружба.

· Гигиена мальчика.

· Гигиена девочки.

· Уход за одеждой, обувью.

· Игры во дворе, на площадке.

3-я четверть

· Зимние забавы.

· Требования к соблюдению гигиенических условий жизни.

· Система правильного питания.

· Обувь и заболевания ног.

· Здоровье — красота.

4-я четверть

· Как избежать травмы.

· Для чего необходимо человеку мыло, как им пользоваться.

· Уход за волосами, руками, лицом.

· Игра в зале. Требования.

· Сильные, ловкие, смелые.

·

Трудовая диагностика, ручной труд

1-я четверть

· Листья в лесу.

· Что нас окружает в школе.

· Экскурсия в школьные мастерские.

· Весело, дружно, быстро (уборка классных комнат, игровых).

· Лес осенью. Наша помощь.

2-я четверть

· Я готов к занятиям в школе.

· Я люблю водные процедуры.

· Дружно встретим Новый год.

· Герои сказок (итоги студии «Поделки»).

· Только в труде можно выразить себя (3-4-е классы).

3-я четверть

· В труде рождаются сказки.

· Мой трудовой день.

· Праздник умелых, находчивых.

· Это мы готовим птицам.

· Выставка ручных изделий.

4-я четверть

· В гостях у мастеров.

· Дела в нашей мастерской.

· Это полезно всем.

· Спасибо вам, учителя.

· Праздник труда.

 

Формирование отношений к стране, государству, человеку

1-я четверть

· Это наша школа.

· Что нас окружает? Наши соседи.

· Что можно сделать за один день?

· Родина. Она есть у каждого.

2-я четверть

· У нас в гостях школьники с Урала.

· Родина - это страна. Ее название - Россия.

· У нас есть главный город - это столица Москва.

· Мы - москвичи. Требования к москвичам.

· Москва праздничная.

3-я четверть

· Мы гордимся своей страной.

· Они нас охраняют, защищают.

· Герои. Кто это? Почему мы помним о них?

· Москва вечерняя.

· Что значит быть гражданином России?

4-я четверть

· У нас праздник Победы.

· Мы дружные.

· Что значит быть вежливым?

· Итоговые сборы, праздники тематического характера.

Учащиеся 1-4-х классов требуют справедливого отношения к себе со стороны воспитателя, взрослых. При реализации всех на­правлений, особенно «Трудовой диагностики и ручного труда», учащиеся могут обращаться к другим работникам школы, интер­ната, просить оказать помощь в приобретении материала для руч­ного труда, хранении изделий. Уже к 4-му классу у большинства учащихся возникает потребность в самоутверждении, они адап­тируются к условиям коррекционного обучения и воспитания. До­статочно отметить, что они хотят участвовать в жизни класса, группы; иметь собственные поручения, готовы за их выполнение отчитаться на групповом собрании, получить поддержку, одобре­ние. Через систему начального приобщения к трудовой деятель­ности (учебной, бытовой, санитарной) возникает желание тру­диться.

Происходит совершенствование эмоционально-волевой сферы, но у большинства детей с нарушениями интеллекта появляется тревожность, неуверенность в себе. Меняется отношение к соб­ственному Я. В потоке современной информации становится труд­нее разобраться в чем-то самостоятельно. Школьники просят вос­питателя в часы досуга включить развлекательную передачу, они не хотят интеллектуального напряжения, замыкаются в себе.

Некоторые понимают, что они учатся в особой школе, не та­кой, как их сверстники. Но по-прежнему для них это главное учеб­ное заведение.

Они постепенно теряют друзей из массовой школы или начи­нают дружить с социально опасными подростками. Здесь огром­ную роль играет воспитатель.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы воспитания, их реализация | Планирование воспитательного процесса по четвертям
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1289; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.