Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массовые формы организации образовательно-воспитательного процесса




Классификация форм организации образовательно-воспитательного процесса

Направления и содержание воспитательного процесса в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Старший подростковый возраст в условиях специального вос­питания является критическим, так как происходит бурное раз­витие всех систем организма, а интеллектуальный потенциал находится на низком уровне. У детей снижается интерес к обуче­нию, возникают новые влечения, появляется отрицательная мо­тивация. Личностные проявления либо резко проявляются, либо носят скрытый характер.

Возникают новые идеалы для подражания, например: подрос­ток из массовой школы, кто-то из членов семьи, учитель, воспи­татель. Бурное половое созревание вызывает изменение во внешно­сти, голосе, походке; при этом индивидуальная выраженность очень заметна. У мальчиков возникает интерес к противоположному полу, девочки могут вести себя намеренно грубо, но хотят нравиться. Не владея своими эмоциональными проявлениями, мальчики край­не категоричны, замкнуты; девочки более активны, назойливы. В такой ситуации невнимательное отношение взрослых к подрост­кам способствует формированию у них дурных привычек.

В этот период очень важно быть особенно требовательным к гигиене девочек и мальчиков; помогать им советом, держать под постоянным контролем подростков из неблагополучных семей; по­стоянно консультироваться с психологом, врачом школы.

Возникает проблема с учебой. Дети не желают выполнять до­машние задания, их мало интересует оценка, у них формируется отрицательное отношение к учителям, воспитателям, которые требуют выполнения режимных моментов, неадекватное соотно­шение между уровнем знаний и личностными притязаниями. Един­ственное средство, с помощью которого подросток может про­явить себя как личность, - это трудовое обучение, свободная деятельность.

Среди подростков 14-16 лет коррекционной школы встреча­ются учащиеся с тревожными и навязчивыми состояниями. У од­них это защитная реакция, у других - болезненное проявление. Таких учащихся во все дела класса, группы следует вовлекать осто­рожно.

Изучение личности подростка может осуществляться с по­мощью различных методов: наблюдения, беседы, анализа про­дуктов деятельности, составления характеристик, изучения ме­дицинских документов. Ниже приводим образец диагностической карты, которую можно использовать при изучении личностных характеристик подростка специальной (коррекционной) школы VIII вида.

 

Дата записи Состояние здоровья Успев-ть Личностные проявления Культура Поведения Трудов. Актив-ть
Положительные Отрицательные увлечения    
17.11 Основная группа Удов. Активен. Контактен, Любит учавствовать в худож.самодеятельностси и оревнованиях Прогуливает уроки Любит рисовать вежлив хорошая

 

 

Собрав данные на каждого подростка, можно составить про­грамму воспитания с учетом индивидуальных различий и обоб­щенных показателей.

Следует заметить, что данные группового обследования не все­гда бывают объективными. Это вызвано тем, что не все подростки в состоянии проявить коллективные чувства. Общение детей вос­питатель должен строить с учетом уровня воспитанности детей, того, какую роль играют в коллективе отдельные личности, соци­ального положения созданного коллектива, участия его в реаль­ных делах школы, класса. Каждая из планируемых программ вос­питания носит условный характер и выполняется всем педагоги­ческим коллективом при участии детей конкретного возраста.

В программу заложены основы гражданского, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания. Практически она может быть реализована, если каждая конкретная школа пра­вильно выбирает не только направления, но и заполняет ее со­держанием.

Направления и содержание воспитательной работы в старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

 

 

Направления воспитательной работы Содержание воспитательной работы
Закаливание организма, охрана здоровья, физическое совершенство 1.Использование различных средств закаливания.
2.Профилактика заболеваний, лечение.
3.Мужские привычки, копирование взрослых, польза - вред.
4.Женское поведение, его положительные и отрицательные моменты.
5.Использование различных видов спортивных занятий с целью физи­ческого совершенства
Интеллектуальное и личностное совершенствование 1.Это мне интересно
2.Деятельность как средство личного совершенствования
3.Успех, неудача. Как правильно реа­гировать на их результат.
4.Мои друзья, у них многому можно поучиться
Трудовая деятельность как средство развития и профессиональной зрелости 1.Трудовое воспитание как средство жизнедеятельности
2.Профессиональное образование
3.Выбор профессии, мои возможно­сти
4.Трудовая деятельность человека
5.Законы трудовой чести
Нравственные категории и понятия. Нравственная зрелость 1.Основные показатели нравственного совершенствования
2.Основы правового воспитания
3.Совесть как регулятор нравственных отношений, поведения
4.Мир человека и его нравственные чувства
5.Личностные проявления: любовь, забота, дружба
Формирование гражданского долга, сознательной дисциплины 1.Понятия и общественные нормы
2.Общество, страна, государство
3.Отношения людей в процессе жизни и деятельности
4.Как мы живем? Понятия счастли­вой жизни человека
«Прекрасное - есть жизнь…» Н.Г.Чернышевский 1.Что и кто нас окружает
2.Король вальса (И. Штраус)
3.«Если ты враг своему здоровью» (алкоголизм и наркомания)
4.Великий живописец (Левитан)
5.В труде счастлив человек
6.Природа - берегите ее!
7.Умей слушать, видеть и создавать

 

Большую роль играет формирование у подростков ответствен­ности за порученное, умения доводить начатое до конца..

Интересы подростков зависят от привлекательности самого объекта или от необходимости иметь данный объект в конкрет­ный момент. Известный психиатр Е.А.Личко выделил несколько типов увлечений: интеллектуально-эстетический, телесно-ману­альный, накопительный, эгоцентрический, лидерский, азартный и др.

У подростков с нарушением интеллекта (умственно отсталых) в этот период проявляются больше всего телесно-мануальный тип увлечений - стремление развить какие-то конкретные двигатель­ные качества, в частности силу, выносливость, а также эгоцент­рический тип (стремление к уединению или, наоборот, резко вы­делиться среди своих товарищей).

Первое увлечение определяется недоразвитием познавательной деятельности, второе - снижением самокритики.

Поведение подростков в условиях специального обучения и вос­питания связано с особенностями его поведенческих реакций. Для них характерна реакция протеста. Подросток не хочет участвовать в жизни класса, заниматься спортом, трудом, он ведет пассив­ный образ жизни.

Часто проявляется реакция имитации - подражание кому-то из взрослых или неуспевающему, но физически сильному сверст­нику.

Значительные изменения происходят в познавательной сфере. Учебная деятельность резко меняется. Некоторые подростки отда­ют предпочтение тому учебному предмету, где они могут про­явить себя как личности, — трудового обучения, физической куль­туры, изобразительной деятельности. Происходят изменения в раз­витии внимания, восприятия, памяти, мышления. Задача учителя, воспитателя - удерживать эти изменения как можно дольше, концентрировать внимание подростка на положительном резуль­тате.

Резко меняется характер подростка. Упрямство сменяется доб­рожелательностью, жестокость - отзывчивостью, скупость - добротой. Конфликтных ситуаций становится меньше. Постепен­но подросток вживается в коллектив, принимает все замечания, адекватно оценивает себя в системе взаимоотношений. Но неко­торые ученики, наоборот, утрачивают свое Я, не проявляют ини­циативы, решительности, находчивости. В целях коррекции этих состояний воспитателю необходимо создавать такие педагогиче­ские ситуации, в которых подросток вынужден проявлять себя по-другому.

Вопросы и задания

1. Перечислите признаки воспитания как педагогического процесса.

2. Какие особенности учащихся специальной (коррекционной) шко­лы необходимо учесть воспитателю в процессе воспитания?

3. Раскройте особенности воспитательного процесса в общеобразова­тельной и коррекционной школах.

4. Дайте характеристику основным закономерностям воспитания.

5. Перечислите общие принципы воспитания.

6. В чем заключается реализация коррекционных принципов воспита­ния?

7. Почему трудовое обучение и воспитание являются основой комп­лексного подхода в воспитании?

8. Охарактеризуйте коррекционные принципы.

9. В чем заключаются индивидуальный и дифференцированный под­ходы в воспитании?

10. Почему метод приучения имеет особое значение?

11. Перечислите основные подходы к классификации методов в об­
щей теории воспитания.

12. Какую интерпретацию нашли методы воспитания в специальной
педагогике?

13. Почему наказание как метод стимулирования используется осто­рожно?

14. Какие требования должен выполнять воспитатель, прибегая к на­казанию?

15. Какие действия должен предпринять воспитатель в приведенных
ниже ситуациях?

1. Ученик пришел на тематическое мероприятие в группе (5-й класс):

а) без дневника;

б) небрежно одетый;

в) с массой личных игрушек, в надежде, что его не допустят к учас­тию в мероприятии.

2. Воспитанник получил замечание на итоговой линейке за непра­вильное поведение в столовой:

а) будете обсуждать поведение;

б) поставите неудовлетворительную оценку, сообщите родителям;

в) проведете беседу о поведении в процессе приема пищи.
Как называется избранный вами метод?

3. Ученик во время самоподготовки действовал неадекватно обычной ситуации:

а) увидев гостя, отказался решать примеры и задачу;

б) плохо написал, разорвал тетрадь;

в) вынул из кармана записной блокнотик и решение записывал в
него.

16. Какие методы или формы воздействия на воспитуемых вы исполь­зовали в приведенных выше ситуациях и почему?

17. Почему программа воспитания составлена с учетом возраста детей?

18. Какова роль учителя, воспитателя?

19. Какие основные направления воспитательной работы можно прак­тиковать в начальной, средней и старшей школе?

20. Почему трудовое воспитание считается главенствующим в системе
работы специальной (коррекционной) школы VIII вида?

21. Понаблюдайте за одним из учащихся школы любого возраста, от­ разите его личностные характеристики в диагностической карте.


Глава 8. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

 

Формами воспитания принято называть варианты организации конкретного воспитательного процесса.

До сих пор четких мнений и подходов к классификации форм воспитания нет.

Одни теоретики выделяют массовые, групповые и индиви­дуальные формы (З.К.Шнекендорф и А.А.Елизаров, 1989), дру­гие - способ организации действия коллектива - мероприя­тия, направленные на конкретные цели (Г.Н.Волков, 1993; П.И.Пидкасистый, 1996; и др.).

В теории воспитания детей с нарушениями интеллекта (Г. М. Дулънев, И.Г.Еременко, А.Н.Граборов, Х.С.Замский, Н.Л.Коломинский и др.) считают, что выбор форм и соответственно меропри­ятий должен определяться:

· решением общих и коррекционных задач воспитания;

· особенностью нейродинамики воспитанника;

· его индивидуальными возможностями и уровнем воспитанности;

· практической направленностью каждого конкретного мероприятия.

Мероприятия должны реализоваться как целенаправленное взаимодействие воспитанника и воспитателя. Само мероприятие может выступать как форма воспитательной деятельности. В про­цессе воспитания необходимо создавать такие ситуации, которые выступают как составные части воспитательного процесса. «... Сло­весные средства воспитания имеют место в практике вспомога­тельных школ, но необходимо подчеркнуть, что вербализм в вос­питательной работе не лучший способ воздействия на ребенка, надо использовать самые разные формы: самообслуживание, шефство, включение в производительный труд».

В связи с разнородностью состава воспитанников в коррекционной школе необходимо варьировать массовые, групповые и индивидуальные формы воспитания. Они реализуются как во внеклассной работе (дни здоровья, утренники тематического харак­тера, викторины, соревнования, вечера отдыха, походы), так и в системе дополнительного образования (кружок бальных танцев, кукольный театр, спортивные секции, студии художественной вы­шивки, инкрустации, мягкой игрушки). К сожалению, системой дополнительного образования охвачены в основном сильные уча­щиеся, хотя занятия вне школы являются хорошим средством ин­теграции ученика с нарушением интеллектуального развития в общество. Дополнительное образование как массовая форма вос­питания способствует реализации творческих возможностей ум­ственно отсталых детей.

Массовые формы воспитания школьников предполагают учас­тие большого количества воспитанников. Для учащихся коррекционной школы выбираются формы, соответствующие воспита­тельным задачам, возрасту учащихся, уровню их воспитанности, умению общаться в большом коллективе, уровню профессиональ­ной подготовленности воспитателя.

Вот почему в условиях специального воспитания деятельность учащихся необходимо максимально согласовывать с их желания­ми и мотивами, заблаговременно готовиться к предстоящему ме­роприятию, привлекая к подготовительной работе большое коли­чество детей. Огромное значение имеет возраст детей, одно и то же мероприятие может быть недоступно и непонятно учащимся начальной школы, а воспитанникам старшей школы будет ка­заться слишком простым, что снизит их интерес, спровоцирует пассивность.

Например, школьный праздник на тему «Честен тот, кто тру­дится на совесть». Учащимся 1-4-х классов само название празд­ника непонятно, так как их трудовая деятельность еще ограничи­вается формированием бытовых умений и навыков. Воспитанники 5-7-х классов уже имеют опыт коллективного труда в мастер­ских, на пришкольном участке, у них меняется отношение и к самой деятельности, и к ее результату. Разрабатывается сценарий праздника, все учащиеся 5-9-х классов делятся на группы по 10-12 человек и получают задания. Назначается ответственный и ведущий праздника (желательно из числа воспитанников 8-9-х классов).

Праздник становится массовой формой деятельности, его вос­питательное значение велико. Примером массовой формы деятель­ности могут быть также фестивали, сборы, туристические похо­ды, спортивные соревнования.

При организации массовых форм воспитательной работы ос­новное внимание уделяется непосредственному участию детей в том же празднике, конференции, фестивале. Главное, чтобы все участники коллективного действия получили эмоциональный на­строй, поняли свою ответственность перед участниками меро­приятия, почувствовали помощь и взаимовыручку. В процессе груп­повых занятий у детей формируется положительное отношение к познавательной деятельности, расширяется кругозор, происхо­дит закрепление сформированных умений и навыков, возникают доверительные отношения в группе, классе между членами со­зданного коллектива.

Мероприятия, занятия проводятся в виде произвольной дея­тельности с учетом возраста воспитанников. Длительность их мо­жет быть от 20 до 25 минут в 1-4-х классах и до 45-50 минут в 5-9-х классах.

Задача школы - включить в данную форму деятель­ности как можно большее количество участников с учетом потен­циальных возможностей каждой конкретной личности, группы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.