Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие речи детей с выраженными интеллектуальными нарушениями

Формирование речи у детей с выраженными интеллектуаль­ными нарушениями является одной из ведущих задач обучения. Речевые расстройства значительно варьируются по степени тяже­сти и по своим проявлениям. Степень недоразвития речи находит­ся в тесной зависимости от глубины локальных поражений рече­вых зон коры головного мозга.

Исследователи отмечают значительное запаздывание появле­ния речи, у некоторых детей речь не возникает и не развивается. Самостоятельная речь проявляется в виде коротких фраз. Многие дети имеют грубые аномалии периферического артикуляционно­го аппарата, нарушения дыхания и др. У детей с глубокими ин­теллектуальными нарушениями нарушены все речевые функции. Установлено, что само по себе накопление словарного запаса не приводит к активизации употребления слов. В результате коррекционной работы словарь детей расширяется, но понимание оста­ется исключительно в границах личного опыта ребенка. У детей данной категории с большими трудностями возникает умение стро­ить диалог со взрослым, товарищами и т.д.

Развитие речи глубоко умственно отсталого ребенка происхо­дит в общении со взрослым, через организацию совместной дея­тельности. Только при наличии коммуникативного фактора воз­можно возникновение речи, ее дальнейшее развитие. В процессе общей эмоциональной активации взрослый усиливает общую ре­чевую активность ребенка, его готовность к реагированию. Рече­вая активность стимулируется знакомыми песнями и стихами. Ре­бенок часто эхолалически воспроизводит слова, фразы, не соот­нося смысла собственной речи с реальной ситуацией. Трудности в вызывании адекватных речевых, голосовых реакций у детей с глу­бокими интеллектуальными нарушениями привели к появлению различных методик взаимодействия детей и взрослых, исключая вербальный компонент речи.

Многие ученые, исследователи подтверждают мысль о том, что в некоторых случаях детям с выраженными интеллектуальными нарушениями гораздо проще освоить невербальные способы ком­муникации. Среди таких способов выделяют метод глобального чтения, метод пиктограмм и др.

Чтение является очень сложным навыком, усвоение которого происходит в процессе обучения. Обучение традиционным послоговым методом, как правило, менее успешно, так как дети могут остановиться на стереотипном проговаривании слогов. Если же слияние слогов в слова достигается, то это происходит чисто ме­ханически, смысл прочитанного остается непонятым. Сущность обучения глобальному чтению состоит в том, что ребенку предла­гается написанное слово целиком, а его прочтение подкрепляет­ся одновременно красочным наглядным материалом. В дальней­шем те же слова закрепляются в игре, быту, в устной речи. Под­бор речевого материала производится для каждого ребенка инди­видуально, с учетом его интересов, сложности слов, доступности содержания.

Другим эффективным методом обучения взаимодействию с окружающими людьми является использование пиктограмм. Лебсистема (Райнхольд Леб) является примером использования сис­темы символов как способа вступления в коммуникацию с неумеющими говорить. Система символов применяется в соответ­ствии с возможностями понимания. Ребенок может указать на со­ответствующий символ. Для преодоления ситуации изолирован­ности ребенка учат умению выражать собственные желания. Вве­дение символов происходит постепенно, в ежедневных, повторя­ющихся ситуациях - еда, питье, игра и др. Чем труднее ребенку освоить какое-либо понятие, тем больше конкретных ситуаций, примеров, картинок должно быть применено для усвоения этого понятия. Система подразделяется на следующие разделы:

· общие знаки внимания;

· слова, обозначающие качество;

· сообщение о состоянии здоровья;

· продукты питания;

· предметы домашнего обихода;

· личная гигиена;

· игры и занятия;

· чувства;

· работа и отдых.

Авторы системы, практический опыт педагогов подтвердили положительные результаты применения данной методики.

Для стимуляции появления и активизации речевых проявле­ний - гуления, лепета и т.д. - у детей данной категории необхо­димо использовать стереотипы деятельности, ритмические упраж­нения, способность ребенка к подражанию в игровой ситуации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психолого-педагогическая характеристика детей с выраженными интеллектуальными нарушениями | Помощь детям с выраженными интеллектуальными нарушениями за рубежом
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.