Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальные проблемы цивилизации и экономики

План:

1. Взаимосвязь и взаимозависимость экономики, политики, общества, культуры. Основная проблематика экономической истории цивилизации.2. Основные этапы и уровни развития современной экономики. Современныеобщечеловеческие ценности и завоевания человеческой цивилизации. 3.Важнейшие составляющие и критерии свободно-рыночной системы.

1. Огромное место и роль в развитии человеческой цивилизации играют такие

понятия и явления, как экономика, политика, общество, культура. Они находятся в

прямой и тесной взаимосвязи.

Экономика (греч. букв.) – искусство ведения домашнего хозяйства.

Под экономикой понимается:

· совокупность производственных отношений, экономический базис общества.

· народное хозяйство данной страны или его часть, включающая

соответствующие виды производства и отрасли.

· образует основу всех других общественных отношений и играет решающую

роль в развитии общества;

· отражает отличительные особенности отдельно взятой страны в связи с

ее географическим положением, участием в международном разделении труда,

историческими традициями, достигнутым уровнем развития хозяйственной культуры

и другими конкретно-историческими условиями.

В то же время экономика характеризуется теснейшей связью с политикой и,

наоборот, общественно-политический фактор воздействует на экономику.

Цивилизация (от латинского civilis) – гражданский, государственный;

1) Синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для

обозначения материальной культуры.

2) Уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры

(античная цивилизация; современная цивилизация).

3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф.

Энгельс).

Понятие «цивилизация» появилось в XVII веке в тесной связи с понятием

«культура». Французские философы-просветители называли цивилизацией общество,

основанное на началах разума и справедливости. В XIX веке понятие

«цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако

такое представление о цивилизации не было господствующим.

Так, Н. Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур

, или цивилизацию, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь

история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер.

В концепции О. Шпенглера, цивилизация – это определенная заключительная стадия

развития любой культуры. Ее основные признаки: развитие индустрии и техники,

деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в

больших городах, превращение народов в безликие «массы». Вслед за ним – А.Тойнби насчитывал более 26 цивилизаций, независимых друг от друга.

Культура (от латинского cultika – возделывание, воспитание, образование,

развитие, почитание) ‑ исторически определенный уровень развития общества

и человека, выраженный в типах и нормах организации жизни и деятельности людей,

а также в создаваемых ими материальных или духовных ценностях.

Понятие культура употребляется для характеристики материального и духовного

уровня развития определенных исторических эпох, общественно-экономических

формаций, конкретных обществ, народностей, наций (например, античная

культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни

(культура труда, художественная культура, культура быта).

История (от греческого historia – рассказ о прошлых событиях,

повествование о том, что узнано, исследовано) ‑ наука, изучающая прошлое

человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое

назначается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем.

Для исторической науки главным является изучение конкретной истории общества. При этом она опирается на факты прошлого и настоящего. Собирание фактов, их систематизация и анализ связей друг с другом есть внутренняя основа исторической науки.

Истинная наука требует тщательного накопления и изучения фактов. При этом

необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к

рассматриваемому вопросу факторов, без единого исключения.

Теоретическое обобщение, осознание совокупности накопленных и исследованных в

зависимости друг от друга фактов и выводов – есть вторая сторона истории как

науки.

Единство этих двух сторон исторической науки неразрывно. Его нарушение в той

или иной мере всегда ведет к искажению процесса познания истории общества.

Отрасли исторической науки: политическая история, экономическая история и т.д.

Историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во

времени, развивающейся.

Экономическая история является важным предметом изучения, а экономическая

культура – это один из важнейших критериев развития цивилизации. Основные

принципы подхода в освещении экономической истории цивилизации: историзм,

эволюционизм и сравнительный анализ.

 

2. Основные направления подходов к периодизации можно найти у Л. Моргана,

Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Маркса.

В современной науке существуют различные подходы к оценке истории человечества и

его экономической истории. Многое зависит от общих философско-мировоззренческих

основ, которых придерживается тот или иной автор, от того, к какой

экономической школе он принадлежит. Большинство признает преемственность

в развитии и существование всемирно-исторического процесса, а в этой связи и

прогресс, другие это отрицают. Одни придерживаются мнения об

эволюционистском пути развития, другие подчеркивают значение

революционного пути.

Таким же образом обстоит дело и с периодизацией: все зависит от тех критериев,

которые кладут в ее основу авторы. Можно брать за основу критерии

общественно-экономического развития и отстаивать марксистский

формационный подход, можно брать критерием технологическое развитие

, можно брать духовно-религиозное и т.п. И всегда это будет

корректировать периодизацию.

Голландский профессор Я. Тинберген в свое время сформулировал пять главных

целей общества, которые были признаны и приняты на Западе. В 1969 г. Я.

Тинберген получил Нобелевскую премию, надо думать, не за социальную утопию.

Эти ценности и цели человеческой цивилизации следующие:

· сохранение международного мира,

· максимальный выпуск продукции на душу населения при полной занятости

и равновесии денежной системы,

· улучшение распределения общественного продукта между социальными

группами и отдельными странами,

· эмансипация групп, не пользующихся равноправием,

· возможно большая индивидуальная свобода.

 

3. Достижение человечеством таких определенных ценностей стало возможным

благодаря его постоянной борьбе за решение основных экономических, социальных и

политических вопросов. Экономическая сфера – борьба за экономическую

эффективность. Социальная – постоянная, длительная и успешная борьба за

достижение социальной справедливости. Политическая – постоянная,

длительная и успешная борьба за развитие демократии, ее институтов, гарантию

прав человека и реализацию человеком своих свобод, возможностей и способностей.

 

Задание для самопроверки:

    1. Какие проблемы существуют в современной экономике
    2. Какие пути решения данных проблем вы предлагаете.
    3. Что бы вы изменили или улучшили в деятельности экономики.

Напишите эссе на тему: «Как я представляю экономику нашего государства через 20 лет, и какие вклады я внесу в экономику страны».

 

 

Литература.

1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебник. Новосибирск, 2006.

2. Борохов В.Б. Основы экономической теории. Учебное пособие. М., 2000.

3. Грибов В.Д. Менеджмент. М., 2007.

4. Гукасьян Г.М. Экономическая теория. Ключевые вопросы. М., 2004.

5. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. Задачи. Логические схемы. Тесты. СПб., 2002.

6. Основы экономики и предпринимательства Б.А.Райзберг 1991г

7. Менеджмент. Под редакцией В.В. Лукашевича, Н.И. Астаховой. М., 2007.

8. Микро/макроэкономика. Практикум. Задачи. Тесты. Ситуации. СПб., 1994.

9. Михалева Е.П. Маркетинг. Конспект лекций. М., 2007.

10. Новый экономический словарь. Под редакцией А.Н. Азрилияна. М., 2007.

11. Пилипенко Н.Н. Татарский Е.Л. Основы маркетинга. Учебно-методическое пособие. М., 2007.

12. Федько В.П. Маркетинг. 100 экзаменационных ответов. Москва – Ростов-на-Дону, 2004.

13. Фигурнова Н.П. Международная экономика. М., 2005.

14. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993.

15. Экономическая теория (конспект лекций в схемах). М., 2007.

16. Экономическая теория. Экспресс-курс. Под редакцией А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной и А.Ю. Юданова. М., 2006.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные международные экономические организации | Типы пассажирских станций и их назначение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.