Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психические состояния

Психические процессы

Психические процессы составляют основу психической деятельности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта.

Следующие виды психических процессов преобразуются по мере взросления:

· Познавательные (с момента рождения до подросткового возраста).

· Эмоциональные (наряду с познавательными, с подросткового возраста до взросления, т.е. 14-20 лет). Осознание жизненных позиций.

· Волевые (начиная с 18-20 лет).

Психические свойства (качества личности)

· Темперамент

· Характер (это не свойство, а совокупность психологических черт)

· Направленность деятельности

1. Интеллектуальные качества

2. Моральные

3. Трудовые

 

Психические свойства относительно устойчивы и постоянны. Это утверждение неверно!

Темперамент – это генетически обусловленная динамическая характеристика индивида (темперамент действительно не изменяется со временем).

 

Характер – совокупность индивидуальных психических черт, складывающихся в деятельности (т.е. изменяется) и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения (Т.е. как человек относится к себе и людям).

Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда. Характер и темперамент в совокупности определяют поведение и мышление человека. Темперамент определяет динамические особенности психики человека, а характер – реальное, ценностное, моральное и другое содержание поступков.

Направленность личности (система устойчиво характеризующих побуждений человека) также не статична и является индивидуальной, формируется в процессе формирования и развития личности. Составляющие побуждения (мотивы) системы не остаются постоянными, они взаимосвязаны, влияют друг на друга, изменяются и развиваются.

См.:

· Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. (Серия «Учебники, учебные пособия».) – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 672 с.

· Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Изд. 3-е, доп. и переработ. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 704 с.

 

Отличаются разнообразием и временным характером; определяют особенности психической деятельности в конкретный момент времени.

Сказывается на всех психических процессах.

В процессе психической деятельности следует выделить:

· Производственное психическое состояние

· Особые психические состояния.

Эти состояния имеют разные значения и при оценке травматизма и эффективности труда. Эффективность деятельности базируется на уровне психического напряжения (стресса).

Продуктивность деятельности зависит от степени мотивации.

Психическое напряжение или состояние рабочего стресса отличается от понятия бытового стресса. Психическое рабочее напряжение оказывает положительное действие только до определенного момента времени. Превышение критического уровня активации приводит к резкому снижению результатов труда даже до полной утраты работоспособности. Чрезмерное перенапряжение называется запредельным перенапряжением.

Для предотвращения запредельного перенапряжения необходим отдых; теоретически количество рабочего времени должно составлять 40-60% рабочего дня.

(См. Теорию Тейлора)

 

Признаки запредельного психического перенапряжения:

· снижение интеллектуальной психической способности,

· утрата живости и координации движений

· проявление не продуктивной формы поведения

· и др.

В зависимости от преобладания в человеке возбудимого или тормозного процессов можно выделить два типа запредельного психического перенапряжения:

· Тормозной: скованность, замедленность, отсутствие ловкости, снижение скорости ответных реакций, замедление мыслительного процесса, ухудшение памяти, рассеянность и др. признаки не соответствующие человеку в спокойном состоянии.

· Возбудимый: гиперактивность, многословие, дрожь рук и голоса, неоправданные движения (нервные), раздражительность, вспыльчивость, резкость, грубость в общении, обидчивость не свойственные обстановке.

Для оценки психического состояния и работоспособности имеет большое значение особое психическое состояние:

· Пароксизмальное расстройство сознания – группа расстройств связанных с заболеваниями головного мозга, травмами, характеризуется кратковременной или длительной потерей сознания (обмороки, судороги, эпилепсия). Склонность определяется тестированием. В работе оператора это может быть причиной губительных последствий (а также на работе верхолазов, водителей, строителей и т.д.) – допускать к такой работе запрещено.

 

· Состояние аффекта - сужением объема сознания, при котором человек уже не может адекватно оценивать свои состояния, поступки, становится агрессивным и способен создавать разрушающее действие. Может возникнуть под влиянием обид, оскорблений, производственных неудач. Люди склонные к аффектным состояниям относятся к повышенному риску травматизма и не должны допускаться на работу с высоким уровнем ответственности. Нейтрализация возможно снижением психической деятельности человека с помощью современных медицинских технологий.

 

Для повышения психической деятельности применяются:

Первитин и феномин – приводит к повышению возбудимости. Но злоупотреблять не стоит, так как после положительного эффекта ухудшается самочувствие, уменьшается скорость реакций.

Транквилизаторы: седуксен, элениум. Оказывает успокаивающее действие и предупреждает развитие неврозов, однако снижает психические реакции, вызывает апатию и сонливость.

На психическую деятельность влияет алкоголь. В состоянии алкогольного опьянения снижается скорость реакции, совершаются неоправданные действия, снижается точность движения, возникает пренебрежение к средствам безопасности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Психология бжд | Организация рабочего места оператора
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.