Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ресурсы и функции политической власти




Следовательно, власть как явление – это способность или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств – права, воли, принуждения.

Характерными признаками власти являются:

· Доминирование властной воли

· Наличие особого аппарата управления

· Суверенитет органов власти по отношению к другим государствам

· Монополия на регламентацию жизни общества

· Возможность принуждения в отношении общества и личности

Источниками власти являются: сила, богатство, положение в обществе, организация, знания и информация.

Когда возникла политическая власть?

Политическая власть, как и политика, существовали не всегда. В примитивных обществах, т.е. в обществах, социально не структурированных, общая власть ещё не носит политического характера, т.к. нет проблем, которые вызывают к жизни политику, - проблем достижения согласия. Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными интересами, неодинаковым положением.

В примитивном обществе власть ограничена родственными племенными связями. Политическая власть определена пространственными, территориальными границами. Политической властью обеспечивается порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее.

При неполитической власти нет жестких различий между управляющими и управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Политическая власть возникает на основе соединения процесса концентрации воли множества и функционирования структур (учреждений, организаций, институтов), взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредотачивают в себе власть, и организации, через которые власть концентрируется и реализуется.

С появлением власти начинается осмысление этого феномена. За прошедший период выработаны следующие подходы:

1. Мифологизированный – сущность власти объяснялась различными мифами.

2. Религиозно-идеалистический: «Нет власти как от Бога» (Библия).

3. Нормативистский: «Создай партию, победи на выборах, властвуй» (М.Вебер)

4. Ролевая теория: «Политическая жизнь – театр. Роли разные. Борись за ту, на которую претендуешь».

5. Марксистский и леволиберальный: «Общество разделено на классы – господствует сильнейший».

6. Ограниченная концепция власти (для прекращения войны всех против всех, люди заключают общественный договор, по которому одни правят, другие – подчиняются).

7. Волевая концепция власти (Власть принадлежит тем, кто обладает божественным даром руководителя, у кого есть харизма, или же «формула власти»).

8. Теория элит. (Она сейчас наиболее популярная в России.) Общество делится на две неравные части. Одна незначительная по численности часть называемая элитой (лучшая, отборная, наиболее подготовленная к выполнению функции руководителя) и пассивная, ведомая элитой основная масса населения страны. Только от элиты зависит – куда пойдет ведомая ею масса. Элита генерирует идеи, массы их выполняют под руководством элиты.

 

Доминирующими в настоящее время в нашей стране являются следующие подходы к определению сущности власти:

Целевой или телеологический (способность достигать цели) – подход. Он характеризует власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя её не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром – в этом смысле, например, говорят о власти над природой.

Бихевиористский или поведенческий подход: (Одни командуют - другие подчиняются – Г.Лассуэлл). Такой подход индивидуализирует понимание власти, сводит её к взаимодействию реальных личностей, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. Согласно типичной бихевиористской трактовке, предложенной Г.Лассуэлом, человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретения богатства, престижа, свободы и т.п. В то же время власть – это и самоцель, позволяющая наслаждаться её обладанием.

Психоаналитический подход - (З.Фрейд, К.Юнг) –(Сублимация подавленного либидо перенацеливается на политическую деятельность; психическая энергия.). Подобные психологические интерпретации власти пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода – психоанализ. Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Одни (С. Московиси, Б. Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же (Ж. Лакан) – в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование – подчинение.

Системно-структуралистский подход (Т. Парсонс):»Власть – это способность системы обеспечить исполнение её элементами принятых обязательств». Системный подход исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как способность системы обеспечивать исполнение её элементами принятых обязательств, направленных на реализацию её коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К.ДОЙЧ, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обуславливается её относительность, т.е. распространенность на определенные системы.

Структурно-функционалистский подход: «Власть – это способ самоорганизации человеческой общности, основанный на разделении функций управления и подчинения.».Сторонники этого подхода рассматривают власть как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения, Власть – свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Другими словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

Реляционистский (отношенческий) подход: «Власть как отношения двух партнеров, когда один оказывает определяющее влияние на другого». В этом случае власть предстает как взаимодействие её субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Новые тенденции в развитии политической власти:

Первая тенденция заключается в усилении интенсивности процессов демократизации политической жизни. Четко выраженным является процесс замены форм политической власти, основанных на прямом насилии и подчинении, формами общественного консенсуса и самоуправления.

Вторая тенденция проявляется в возрастании фактора легитимности власти как обязательного признака цивилизованной власти.

Третья тенденция – разукрупнение политической власти, разделение властей не только по горизонтали (законодательная, исполнительная, судебная), но и по вертикали путем передачи ряда полномочий от федеральных структур местным органам.

Ч етвертая тенденция – отражает негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти.

Пятая тенденция проявляется в высоких темпах бюрократизации аппарата властных структур.

Субъект и объект власти.

Политическая власть отражает определенное взаимодействие, отношение - господство, управление одних другими. И как любое отношение, она предполагает как минимум две стороны. На одной стороне – властвующие. В политологии их принято обозначать понятием «субъект». На другой стороне данного отношения – подвластные, подчиненные. Это – объект, на которые направлены властные отношения. Объектом политической власти может быть общество в целом, т.е. народ, и каждый гражданин в отдельности.

Казалось бы всё ясно: субъект – это те, кто властвует, а объект – те, кто подчиняется власти, следует её приказам. Но почему тогда мы предположили возможность, когда народ может быть и объектом и субъектом власти? Это не ошибка. Например, в Конституции Российской Федерации отмечается: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, слишком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референдумы). Во-вторых, политическое управление обществом – этопостоянная, компетентная работа. Представить в роли такого органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа – это, прежде всего, представительная демократия. Народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законодательным, избирательным, судебным) и конкретным лицам (президент, канцлер, премьер-министр).

В обществах с недемократическими политическими режимами (тоталитаризм и др.) о понятии «народ» можно говорить только как об объекте политической власти. По крайней мере, такова реальная ситуация, хотя видимость может быть и иной.

Субъект власти (актор) - воплощает в себе активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ, или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего это желание власти, проявляющееся в распоряжениях или приказах. Для многих, однако, стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.

Помимо желания руководить и готовности брать на себя ответственность субъект власти должен быть компетентен, знать суть дела, обладать авторитетом и т.д. Реальные носители власти в разной степени наделены этими качествами.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Её первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными – политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации –политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может прерываться, так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий.

Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное в повседневном языке отождествление власти с её носителем. Так. Говорят о решениях власти, о действиях властей, о произволе власти и т.п., подразумевая под властью управленческие органы или отдельных лиц.

Субъект определяет содержание властного отношения через:

1. Приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти

2. Подчинение как подведение частной воли под всеобщую волю власти

3. Наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли

4. Нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Готовность к повиновению зависит от ряда факторов: от собственных качеств объекта властвования, а также от восприятия руководителя исполнителями, наличие или отсутствие у него авторитета.

Качества объекта политического властвования определяются прежде всего политической культурой населения. Преобладание в обществе людей, привыкших лишь беспрекословно повиноваться, жаждущих «твердой руки», является благоприятной средой для деспотических режимов. С этой точки зрения наибольшую покорность обеспечивает патриархальная и подданническая типы политических культур.

Осознание зависимости субъекта власти от покорности населения нашло своё практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы. Об эффективности этого средства свидетельствует факт обретения независимости Индией в результате массовых акций неповиновения колониальным британским властям.

В широком смысле ресурсы власти представляют собой «всё то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других».

Ресурсы власти так же разнообразны как многообразны средства удовлетворения потребностей и интересов людей. Для выделения различных видов ресурсов власти широко распространена классификация её ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности.

Экономические ресурсы – материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п.

Социальные ресурсы – способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Так, например, доход и богатство, являясь экономическими ресурсами, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Но социальные ресурсы включают также и такие показатели, как должность, престиж, образование, социальное обеспечение и т.п.

Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами, но тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов в современном мире очевидна.

Принудительные (силовые) ресурсы – оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным ресурсом власти, поскольку его использование может лишить человека жизни, имущества и свободы – высших ценностей.

Специфическим ресурсом является сам человек – демографические ресурсы. Люди – универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений – будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек – не только ресурс власти, но и её субъект и объект.

Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты, делает реальностью её процесс, который происходит по следующим этапам (формам): господство, руководство, организация и контроль.

Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов и групп за их перераспределение, а также взаимному соперничеству и давлению друг на друга в этой сфере государства и общества, противоборству власти управляющих и влияния управляемых. Управляющие обладают организованным контролем над общегосударственными ресурсами и административным аппаратом, а управляемые располагают лишь своими частными ресурсами, потенциалом мобилизации граждан со стороны партий и движений, которые наряду с регулируемым распределением «сверху» постоянно ведут борьбу за выгодное перераспределение общественных ресурсов и усиление социального контроля «снизу».

Власть складывается как система функций:

· Анализ обстановки и определение стратегии и тактики

· Надзор и пресечение отклонений от норм поведения объектов власти

· Присвоение и распоряжение ресурсами власти

· Распределение ресурсов политики (мер доверия, соглашений, награждений и т.д.)

· Преобразование политического общественного окружения в её интересах и интересах её политики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.