Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные тенденции в развитии политического лидерства

Первая тенденция связана с масштабными изменениями, которые произошли в мире, вызванные научно-техническим прогрессом, развивающейся глобализацией и региональной интеграцией. Современные политические лидеры уже не могут выдвигать программы развития своих государств без учета глобальных проблем человечества. Они должны рассматривать свою внутреннюю политику как составляющую общемирового, глобального процесса.

Вторая тенденция - возрастание роли и влияния неформальных политических лидеров. В США в 30-е годы ХХ в. популярным был Фрэнсис Туансхэнд, обосновавший идею создания общенационального пенсионного фонда и возглавивший целое движение в её поддержку.,то реально помогло Ф. Рузвельту в осуществлении программы социального страхования. По мнению Роберта Такера самым выдающимся неформальным лидером ХХ в. был Андрей Сахаров. Выдающийся ученый с общемировой известностью, академик А. Сахаров, осознав масштабы катастрофы, грозящей человечеству в случае атомной войны, выступил с МЕМОРАНДУМОМ МИРА, обращенном к правительствам и народам мира. Он поднял также на уровень глобальной задачи проблему ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. Пример академика А. Сахарова показывает, что не имея возможности контролировать государственную политику, неформальный политический лидер может играть весьма значительную роль в развитии политических процессов.

Третьей новой важной тенденцией в развитии политического лидерства является концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах. Высокий экономический результат, рост благосостояния нации – самый прочный фундамент для надежды быть избранным ещё на один срок.

Четвертая тенденция (по Р. Такеру) – это уменьшение вероятности в современных условиях появления политических лидеров-героев, типа Наполеона. Это связано с «пределами политического лидерства», которые резко ограничивают «свободу деятельности политика», разделение властей, сравнительно короткие сроки пребывания у власти и др. Именно по этим причинам для современности типичны не лидеры-герои, а такие политические лидеры, которые в конкретных условиях обеспечивают своим странам три высочайшие ценности: национальную безопасность, рост благосостояния народа и права человека.

Пятая тенденция –сокращение границ власти политического лидера. Это связано с сокращением в мире недемократических режимов, уменьшением сроков пребывания у власти, совершенствованием системы разделения властей. Например, хоть Президент России и наделен очень большими полномочиями, но становлению авторитаризма существенно препятствуют другие ветви власти: Федеральное собрание, Верховный (Конституционный) суд.

В настоящее время мировое сообщество, особенно наша страна, остро нуждаются в новом поколении лидеров – со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Такие лидеры нужны как в сфере политики, так и в сфере экономики. Лидеры-новаторы призваны эффективно решать и новые проблемы, и старые, но иными методами. Их мастерство предполагает широкие связи с другими новаторами. Они инициативны и восприимчивы к инициативе других. Такие лидеры при всей их настойчивости не подавляют.

Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают тренировку умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и на этой основе организовывать политическое управление.

Лидера отличают не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а подлинное естественное право сильной, волевой и одновременно интеллектуальной личности вести за собой людей.

Лидер должен соответствовать требованиям времени, и не только он, но и его окружение, которое способно его понять и поддержать. Лидер должен быть главой своей группы, проводником идеи, которая может завладеть умами общества или его значительной, ведущей части. Но и общество должно готовить себе лидеров. Воспитание элиты – важная общественная задача.

Лидер (или будущий лидер) должен научиться принимать решения, избегать крайних, безвыходных ситуаций либо, напротив, создавать неизбежную, но выгодную совокупность обстоятельств. Он должен уметь, как говорил У. Черчиль, извлекать пользу из самых невыгодных положений. Особое искусство лидера – обращать в союзников скрытых и даже явных противников.

Лидер не может и не должен бояться рисковать, ждать гарантированного успеха или, напротив, полагаться на случайную победу. Поскольку политика – цепь неожиданностей, ему предстоит преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть готовым к временным неудачам, но постоянно быть нацеленным на движение вперед. Сочетание объективных сил, политических обстоятельств, сложившихся в обществе традиций политической деятельности создает лидера, но только при особом его складе. Иначе он останется руководителем, служащим, хотя и высокопоставленным.

Возможна и друга эволюция политика.

Личная преданность главе общественного движения, руководителю – важное условие лидерства. Но если лидера связывают с окружением только личные отношения или даже личная зависимость, лидерство перестает быть рациональным. Тогда в политике лидера доминируют подбор и укрепление преданного ему окружения, а её эффективность измеряется прочностью земляческих связей. Из истории мы знаем простейший способ укреплять их – семейными, кровнородственными, родоплеменными узами, а в более поздней и современной форме – дружескими, товарищескими, земляческими. Это приводит к идейным, партийным, групповым связям.

Это в свою очередь ведет к перерождению лидерства в вождизм, самого лидера в предводителя, а его окружения – в клан (узкую, обычно замкнутую группу связанных круговой порукой людей). Необходимость постоянно поддерживать устойчивую структуру группы и более широкого окружения – требует культивирования почти религиозной веры в непогрешимость главы клана, будь то высший руководитель страны или партии, ведомства, учреждения, народного движения. Закон, правовые нормы и критерии отношений в такой группе независимо от её масштабов отступают на второй план или игнорируются.

Основа перерождения лидерства в вождизм – в архаической простоте патриархальных отношений. Сложный механизм современной власти заменяется приказами, желаниями вождя и повиновением последователей. Общество отождествляется с государством, политика с идеологией, воля вождя – с волей народа, истории. Восприятие действительности становится иррациональным, ибо отношения между вождем и его окружением утрачивают разумные основы. Вождь прибегает к наиболее доступным манипуляциям общественным сознанием, которое воспринимает все новое как чужое и чуждое, враждебное. Иррациональным становится стремление окружения наделить вождя необыкновенными способностями, необычайной мудростью и прозорливостью, знанием всего того, что должны знать его близкие и подчиненные и, естественно, страна и народ.

В отличие от вождизма лидерство не наследуется. Каждый новый лидер рождается заново. И хотя он наследует сложившееся окружение (преемственность власти необходима), он должен быть носителем новых идей. Новаторство – основа чередования лидеров в нормально функционирующей политической системе. Оно проявляется и реализуется в демократическом механизме регулярной системы смены власти, в периодических выборах новых руководителей. Закон делает их смену обязательной, и этот процесс функционирует как школа лидерства, его совершенствования, включая и подготовку, и отбор, и соревнование лидеров, а главное – участие в этом политическом процессе общества, по крайней мере его активных членов, участников политической жизни.

Постоянный социальный контроль за властью, взаимный контроль трех разделенных властей, а также контроль со стороны средств массовой информации делают формирование лидеров весьма суровой и эффективной школой. Такой контроль становится особенно действенным, когда он персонален. Его цель – не вызвать интерес к личной жизни лидера, а уберечь от соблазнов, которых у него гораздо больше, чем у рядовых граждан и даже у его ближайшего окружения. Открытое для наблюдения общества правление лидера и его приверженцев оздоравливает и власть и народ.

Совсем иначе сменяются вожди. Какими бы причинами ни была вызвана их смена, новый вождь невольно наследует технологию власти своих предшественников. А так как среди них обычно бывает один, наделенный необыкновенными качествами и овеянный легендарной славой, то новый вождь стремится уподобиться его образу. (Клятва Сталина служить делу Ленина). Новое, что он приносит с собой, нередко сводится к поруганию его непосредственного предшественника (Хрущев – Сталина, Хрущева – Брежнев, Брежнева – Горбачев). Поэтому и механизм передачи власти от вождя к вождю заключен внутри окружающих их клана. Чтобы пройти путь до вершины власти, требуется проникнуть в состав узкого круга лиц, из которых кто-то может стать новым вождем (А.Н.Громыко на Политбюро: давайте выберем молодого Генсека (молодого Горбачева М.,С.), страна устала от похорон.). Это тоже школа, но школа вождизма, личной авторитарной власти и личных отношений. Затяжная карьера в этой политической и жизненной школе приводит к геронтократии – власти престарелых. Однако опыт прошлого и настоящего показывает, что зрелый опыт и зрелость ума, опыт и знания – совсем не плохое сочетание. Вместе с тем тенденция к омоложению лидерства существует. Но главное в другом: лидерство не порождает геронтократии- власти престарелых.

Любая политическая власть строится в форме пирамиды. В её основании те или иные господствующие и правящие силы, их организованная верхушка. Последняя может быть сплочена в одну или несколько партий. Она формирует аппарат государственной власти. Пирамида сужается до верхних этажей политической иерархии, высших органов управления государством, и венчается главой государства. На каждой ступени власти есть свои пирамиды и пирамиды власти, управляющие ими. Везде есть группа ответственных руководителей, составляющих администрацию, или аппарат власти. Возглавляющие их руководители ведут за собой подчиненных. Отсюда и понятие «лидер» – ведущий или идущий впереди.

Но все ли руководители – лидеры? Понятия «лидерство» и «руководство» имеют принципиально разные социальные, политические и психологические значения. Суть различий – в характере и направлении выдвижения «номера первого». Лидера, даже если он изначально предложен кем-то со стороны, признает, принимает, наконец, избирает ведомая им группа. В этом смысле лидер всегда выдвигается «снизу», более или менее демократически. Руководитель же, напротив, назначается «сверху», так или иначе навязывается. Это назначение может носить политический или административный характер. Ведомые могут по-разному выразить свое к нему отношение, в определенных случаях даже заблокировать его. Но и тогда другой кандидат будет скорее всего назначен «сверху».

Лидерство можно обозначить вектором, направленным снизу вверх. Руководство – вектором противоположного направления. Считается, что лидер осуществляет регуляцию межличностных отношений в группе. Руководитель регулирует официальные отношения группы как некоей социальной организации. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малая группа). Руководство – элемент макросреды. Лидерство возникает стихийно. Процесс назначения руководителя не является стихийным. По сравнению с руководством лидерство менее стабильно, в большой степени зависит от настроения в группе. Руководство подчиненными обладает определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет. Процесс принятия решения руководителем сложен и опосредован множеством обстоятельств, не обязательно коренящихся в данной группе. Лидер же принимает более непосредственные решения. Сфера деятельности лидера – в основном малая группа. Сфера деятельности руководителя – более широкая социальная система.

Таким образом, между лидерством, вождизмом и руководством имеется много общего – все они имеют дело с определенными группами людей. Вместе с тем характер их деятельности, направления, формы и методы руководства массами коренным образом отличаются. Отличительная черта политического лидерства – неразрывная связь с феноменом власти. Власть – главный ингредиент лидерства, поскольку оно состоит в способности одного или нескольких лиц, находящихся на вершине, заставлять других делать то позитивное или негативное, что они, вероятно, не делали бы вообще. Наряду с формальным существует и неформальное политическое лидерство. Лидер может не занимать высоких государственных или партийных постов, но при этом оказывать значительное влияние на политические события.

 

 

Контрольные вопросы и задания

1. Почему проблема политического лидерства является одной из основных в политологии?

2. Какими качествами должен обладать политический лидер и какие задачи ему приходится решать?

3. Раскройте этико-мифологический подход к анализу политического лидерства.

4. Покажите роль Н. Макиавелли в переносе проблемы политического лидерства из области воображаемого, должного в плоскость реальной жизни.

5. На каких аспектах политического лидерства сосредотачивали внимание Т. Карлейль и Р. Эмерсон, Ф. Ницше, Л.Эдингер, Л.Даунтон и другие исследователи?

6. Раскройте содержание следующих современных концепций, рассматривающих сущность политического лидерства: волюнтаристской, натуралистической, теории черт, ситуационной, «теории свиты, делающей короля». Психоаналитической, интегративной.

7. Раскройте типологию политического лидерства, разработанную М. Вебером.

8. В чём состоит содержание типологии политического лидерства, предложенной Маргарет Херманн?

9. Покажите особенности политического поведения консерваторов, реформаторов и революционеров, которые описал Роберт Такер.

10. Раскройте особенности параноидального, демонстративного, компульсивного, депрессивного и шизоидального политического стиля руководства.

11. Какие четыре стиля политического руководства выделил Дж. Барбер, исследовав деятельность американских президентов?

12. Раскройте содержание следующих основных функций, которые призван выполнять политический лидер: интегративной, ориентационной, инструментальной, мобилизационной, социального арбитража и патронажа, коммуникативной, легитимации политического порядка.

13. Раскройте пять основных тенденций в развитии современного политического лидерства.

14. Почему в настоящее время мировое сообщество и особенно наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров и как они готовятся?

15. Что ведет к перерождению политического лидерства в вождизм и в чём состоит феномен вождизма?

16. Покажите различия между лидерством, вождизмом и руководством.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типологии и функции лидеров. Алгоритмы политического поведения | Контрольно-проверочные тесты. по теме «Политическое лидерство»
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.