Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контрольно-проверочные тесты

Для современного этапа развития партийной системы в России характерно её становление. Немногочисленные партии, не имеющие прочных корней в обществе и апеллирующие к абстрактным идейным ценностям, а не к реальным интересам социальных групп, скорее всего исчезнут с политической карты. Выдержать конкуренцию смогут только те политические партии, которые найдут поддержку в широких слоях российского общества, будут представлены во властных, а также в финансово-промышленных структурах, смогут выдвигать из своей среды и поддерживать сильных и ярких политических лидеров, пользующихся влиянием к всех основных слоёв и групп России.

Главной задачей любой политической партии является достижение государственной исполнительной или законодательной власти. В современной России партии имеют влияние только в законодательной ветви власти. Наиболее значительные партии имеют фракции в Государственной Думе, в законодательных органах субъектов Федерации.

При этом сам Президент России не связан ни с одной политической партией. Правительство также формируется не по партийному, а по профессиональному принципу. Большинство глав администраций, мэров крупных городов также не принадлежат ни к одной партии. Выборы в органы исполнительной власти на местах проходили без определяющей роли политических партий. Электорат выбирает, ориентируясь не на программы, а на личность кандидата.

Формирование влиятельных партий является важным условием демократического развития России. Однако, организация государственной власти по Конституции РФ 1993 г. носит в целом не партийный характер. Ни парламентское большинство, ни парламентская коалиция не обладают правом формировать правительство, и поэтому борьба партий на выборах и сами выборы лишаются того основного смысла, которым они наделены в странах партийной демократии. Там основная цель политических партий – смена утратившего поддержку общества правительства и его курса. Так как победа всё равно не даёт партии возможность ни реализовать свою программу, ни контролировать правительство, теряется такой критерий голосования, как оценка партии по экономическим результатам работы сформированного ею правительства за истекший срок, который является решающим для избирателей в партийной демократии. Поэтому реальный выбор фактически подменяется голосованием, которое принимает в значительной мере протестный характер – (одна часть электората голосует против существующего режима, другая – против возможности коммунистического реванша) и объективно служит демпфированию энергии социального протеста. На парламентские партии, не влияющие на политику правительства и не несущие ответственности за её социальные последствия, распространяется отношение к Думе.

Стремление Кремля к концентрации власти в своих руках не ограничилось существенным сужением властных полномочий партий в Конституции. Накануне выборов в 1995 г. Кремль предпринял попытку создать послушную двухпартийную систему, в которой одну партию возглавил бы глава правительства, другую – спикер Государственной Думы, над которыми в качестве гаранта Конституции стоял бы Президент. Эти партии, «левой и правой руки» власти, как их окрестили СМИ, должны были по замыслу политических технологов занять основную часть электорального пространства, оттеснив за 5-процентный барьер всех нелояльных по отношению к Кремлю.

В преддверии новых выборов – думских (2007 г.) и президентских (2008 г.) эта тактика сохраняется. 29 октября 2006 г. состоялся учредительный съезд партии Сергея Миронова «Справедливая Россия» (СпРос), в которую вошли Родина, партия пенсионеров, Партия жизни. Личные приветствия делегатам поступили от В.В. Путина и патриарха Алексия II. По мнению журналистов, от имени Владимира Владимировича партия «его левой ноги» намерена строго спрашивать с «Единой России» за результаты выполнения посланий главы государства. Спикер Совета Федерации С. Миронов так и заявил: не позволим в 2008 г. свернуть стране с нынешнего курса. Вероятно, занервничавшие Борис Грызлов и Геннадий Зюганов убедили Сергея Миронова, что его «СпРос» окажется как минимум второй по численности фракцией в новой Думе.

Данная система хорошо ложится на определение корпоративизма как системы представительства интересов, элементами которой являются ограниченное число единиц, признанных, лицензированных или созданных государством и наделенных монополией на представительство – в обмен на контроль за подбором их лидеров и выдвигаемыми требованиями.

На смену «демократии беспорядка» ельцинской эпохи пришла «упорядоченная демократия», которой понадобилась своя партия, которой стала «Единая Россия». После её демонстративной поддержки Президентом и победы на последних думских выборах, присоединиться к победителю выразили множество политиков и политических объединений, не исключая даже тех, кому на выборах изменило чувство конъюнктуры, а также большинство номенклатурно-лоббистских образований, которые в разное время претендовали на роль «партии власти"».

В последнее время, четко прослеживается курс на создание в России двух-трех партийной системы. Для этого для прохождения в депутаты Государственной Думы подняли «избирательный порог» с 5 до 7%, чтобы отсеять маловлиятельные партии. Введена только пропорциональная система. Следовательно выдвигать кандидатов в депутаты могут только политические партии. Замысел выглядит совершенно безобидно и даже прогрессивно: будет меньше политических партий, они станут крупнее, мощнее, более независимыми и т.д.

Этому же способствует и «Закон о политических партиях» (2001 г.). Согласно этому закону политическая партия должна иметь не менее 10 000 сторонников, причем более в 50% субъектах Российской Федерации, с условием, что в каждом из субъектов будет не менее 100 членов партии.

Таким образом, наличие в России значительного количества партий с разным коэффициентом полезного действия, стремлением власти упорядочить процесс партийного строительства и перейти к двух-трех партийной системе говорит не о наличии, а лишь о становлении и законодательном оформлении многопартийной системы в стране. Нормальное функционирование многопартийности возможно на базе признания и поддержки базовых ценностей, идеалов и целей общественного развития основными политическими силами общества. Трудно представить себе чередование у власти партий, выступающих с диаметрально противоположных мировоззренческих и политических позиций: сегодня правит партия социалистической ориентации признающая господство общественной собственности на средства производства со всеми вытекающими отсюда последствиями, завтра ей на смену приходит партия противоположной ориентации, признающая только частную собственность, тоже со всеми вытекающими последствиями.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое «политические партии» и какую роль они играют в демократических государствах?

2. Раскройте три основных подхода к определению сущности политических партий и назовите важнейшие черты и критерии политических партий, которые выделил Дж. Лапаломбара.

3. Какими специфическими признаками отличаются политические партии от других политических объединений, союзов, движений?

4. Какими государственными и собственными документами регламентируется деятельность политических партий?

5. Какие этапы генезиса политических партий выделил М.Вебер?

6. Покажите основные признаки, критерии и структурные элементы политических партий.

7. Раскройте основные функции, направления деятельности политических партий в политической системе общества.

8. Раскройте содержание основных типологий политических партий.

9. Что представляет собой «партийная система» и какие имеются классификации партийных систем?

10. Почему большинство политологов отдают предпочтение двухпартийной системе и какие она имеет модификации?

11. Покажите специфику и этапы формирования партийной системы в России.

12. Покажите особенности, политико-организационные типы и важнейшие факторы, характеризующие партийное строительство в России.

13. Какое влияние на формирование многопартийности оказывает не партийный характер государственной власти в России?

14. Почему и как Кремль стремится создать в России двухпартийную систему?

По теме «Политические партии».

1. Добровольный союз, связанный идеологической общностью, стремящийся к обладанию политической властью, либо к участию в осуществлении власти в государстве называется:

А) политической унией Б) политическим объединением

В) политическим союзом Г) политической партией

2. Совокупность партий, придерживающихся в своей деятельности общих принципов, правил игры и сотрудничества, принимающих участие в борьбе за власть и её осуществление:

А) партийный союз Б) партийная коалиция

В) партийная система Г) партийная ассоциация

3. Общественные объединения, у которых есть определенные цели, но отсутствует программа, устав и членство организации:

А) общественные движения Б) объединения по интересам

В) союз политических партий Г) профсоюзная конфедерация

4. Ориентация на революцию, руководство пролетарскими организациями, демократический централизм как основа организационной деятельности характерна для партий:

А) правящих Б) оппозиционных

В) парламентских Г) авангардных

5. Партии, отказавшиеся от курса на революцию, от классовых конфронтаций, выступающих за эволюционный путь развития путем проведения необходимых реформ в интересах трудящихся, это:

А) социал-демократические Б) коммунистические

В) анархистские Г) националистические

6. Классификация этапов становления политических партий: аристократические котерии, политические клубы массовые партии, принадлежит:

А) Б. Констану Б) М, Дюверже

В) Э. Бернштейну Г) М.Веберу

7. Из ниже перечисленного отметьте тот пункт, который не относится к функциям политических партий:

А) борьба за власть и участие во власти

Б) разработка партийной идеологии

В) формирование общественного мнения

Г) управление экономикой фирм и предприятий

8. Критерий, положенный в основу классификации партий: моносредные, промежуточные, всеобщие –

А) организационная структура Б) среда деятельности

В) идеологическая направленность Г) влияние в парламенте

9. Критерий, лежащий в основе классификации партий: революционные, реформистские, реакционные, консервативные –

А) организационная структура Б) среда деятельности

В) идеологическая направленность Г) влияние в парламенте

10. Критерий, по которому партии делятся на правящие, оппозиционные, легальные, полулегальные, нелегальные:

А) организационная структура Б) среда деятельности

В) идеологическая направленность Г) роль в политической системе

11. Критерий, лежащий в основе деления партийных систем на многопартийные, двухпартийные, однопартийные:

А) характер политических режимов Б) характер межпартийных отношений

В) число партий, борющихся за власть Г) число оппозиционных партий

12..Критерий, по которому партийные системы делятся на фашистские, авторитарные, буржуазно-демократические:

А) характер политических режимов Б) политический темперамент

В) социальная среда деятельности Г) внутренняя организация

13. Партийная система, для которой характерно доминирование одной партии, союзнические партии сохраняли неограниченную организационную автономию и разделяли ответственность за судьбу страны:

А) тоталитарная Б) авторитарная В) демократическая Г) социалистическая

14. Смена утратившего поддержку общества правительства и его курса является целью политических партий:

А) стран партийной демократии Б) стран авторитарных режимов

В) партийной системы России Г) партийной системы Китая

15. Политические партии, имеющие влияние только в законодательной ветви власти, работают в:

А) Франции Б) Германии В) России Г) Китая

16.Партийное строительство, носящее взрывной характер, опережающее трансформацию социальной базы партий, характерно для:

А) Франции Б) Германии В) России Г) Китая

17. Политическое объединение, формирующее правительство после победы на выборах, проводящее внутреннюю и внешнюю политику в интересах своих избирателей:

А) партия Б) движение В) альянс Г) полит. система.

18. Агрегация и артикуляция интересов, политическая организация граждан, властная, идеологическая, организаторская деятельность партий – это:

А) цели Б) задачи В) функции Г) направления действий

19. Разработка программы, идеологии, воспитание сторонников, мобилизация и социализация граждан, формирование правящей элиты для партии это:

А) цели Б) задачи В) функции Г) направления действий

20. Концепцию партии как пролетарского авангарда, ориентированного на революцию и установление диктатуры пролетариата разработал:

А) К.Маркс. Б) Ф.Энгельс В) В.И.Ленин Г) И.В.Сталин

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Партийная система России прошла три этапа в своём развитии | Формы государства. Понятие и признаки государства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.