Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Р. Дарендорф

В середине 60-х гг. XX ст. формируется теория конфликта. В её становлении большую роль сыграли американские социологи Ч.Р. Миллс (1918-1962), Льюис Козер (концепция позитивно-функционального конфликта) и особенно немецкий социолог Р. Дарендорф (теория «конфликтной модели общества»). Его концепция базируется на четырех положениях, противоположных структурно-функциональному анализу:

Ø каждое общество непрерывно пребывает в процессе постоянных изменений - изменения повсеместны;

Ø в каждом обществе есть разногласия и конфликты - социальные конфликты повсеместны;

Ø каждый элемент в обществе способствует его интеграции и переменам;

Ø каждое общество базируется на насилии одних над другими.

Суть социального конфликта в теории Дарендорфа сводится к антагонизму власти и сопротивления ей, власть неизбежно порождает конфликт. В основе социальной жизни лежат непримиримые интересы, поэтому конфликт является постоянным, органическим внутренним состоянием каждой социальной системы, он имеет позитивное значение для общества, т.к. способствует его адаптации к переменам, появлению нового и, в конце концов, прогрессу. Социальные конфликты требуют социального контроля с целью недопущения социальных взрывов и разрушения социальной системы. Социология играет ведущую роль в деле профилактики конфликтов и их оптимального разрешения.

Первые публикации по проблема конфликтологии в нашей стране появились в середине 80-х гг. ХХ ст. (Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк, Л. А Нечипоренко). В трудах А.И. Пригожина выдвинут тезис «… само развитие демократии является постоянно регулированным конфликтом». В сер. 90-х в Киеве был создан первый центр по разрешению конфликтов.

Конфликт имеет социальную природу, поскольку участниками конфликта всегда являются люди или определенные социальные группы. Социальная природа конфликта обусловливает включение его в круг проблем, которые составляют непосредственный интерес для социологии и подчеркивают ее предмет. Бесконфликтного развития социальных систем (от общества до личности) не существует, потому, проблематика конфликта является одной из наибольших актуальных в социологии и исследуется в рамках специальной социологической теории – социологии конфликта.

Социология конфликта – это отрасль социологии, изучающая природу, механизмы возникновения и развертывания, а также способы предупреждения и решение социальных конфликтов.

Термин «конфликт» (от латинского conflictus) буквально означает «столкновение». Поэтому под конфликтом традиционно понимают определенные противоречия, антагонизмы, коллизии, которые связаны со спорным пересечением стремлений, интересов, взглядов отдельных людей или социальных групп. Конфликт возникает тогда, когда люди начинают понимать, что их интересы, нужды, цели не могут быть удовлетворены в случае сохранения действующей системы социальных отношений и некоторые начинают действовать так, чтобы изменить ситуацию.

Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов социального взаимодействия, которые понимают и осознают спорность своих интересов.

Конфликты имеют как позитивное значение, так и негативное и могут исполнять деструктивную для развития личности и общества роль. Именно поэтому социология конфликта акцентирует свое внимание на необходимости создание таких общественных условий и поиска таких форм социального взаимодействия, в которых конфликт столкновения имел бы культурный, цивилизованный и гуманный характер.

Конфликт является сложным социальным явлением, который характеризуется следующими параметрами:

- Предмет конфликта - это объективно существующая проблема, которая является причиной разногласий между сторонами (проблема власти, взаимоотношений, психологической совместимости, распределение ресурсов, наследства и т.д.);

- Объект - то на что претендует каждая из конфликтующих сторон и что способствует их противостоянию (например, новая должность, право собственности, право принимать решения, ресурсы и.т.д.)

- Субъект - участники конфликтного взаимодействия, интересы которых затронуты.

- Конфликтная ситуация -это накопленные противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые объективно создают основания для противостояния. Например, проведение аттестации перед сокращением штатов, определение кандидатуры на престижное повышение квалификации.Для перехода ситуации в конфликт необходимо внешнее влияние или инцидент.

- Инцидент - предпосылка. Инцидентом могут быть как активизация деятельности одной из сторон, так и действия третьей стороны.

Основные структурные элементы конфликта:

1) стороны конфликта - субъекты;

2) предмет конфликта;

3) образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании субъектов;

4) мотивы конфликта - внутренние стимулирующие силы, которые подталкивают к конфликту и выступают в форме интересов, потребностей, идеалов, убеждений, цели;

5) позиции конфликтующих сторон - это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта, или их действия выраженные в конкретных формах противостояния.

Причины конфликтов. Мы здесь остановимся лишь на четырех источниках конфликтов, достаточно распространенных во всех человеческих сообществах. Это богатство, власть, престиж (статус) и достоинство, т. е. те ценности и интересы, которые имеют значение во всяком обществе и придают смысл действиям конкретных лиц, участвующих в конфликтах.

Можно выделить следующие типы причин.

1. Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Все они различаются и обычно противоположны. В момент стремления к удовлетворению потребностей, при наличии блокируемых целей, достичь которых пытаются несколько индивидов или групп, противоположные ценностные ориентации приходят в соприкосновение и могут стать причиной возникновения конфликтов.

Конфликты по причине противоположных ценностных ориентаций крайне разнообразны. Наиболее острые конфликты появляются там, где существуют различия в культуре, восприятии ситуации, статусе или престиже. Конфликты, причиной которых служат противоположные ориентации, могут протекать в сферах экономических, политических, социально-психологических и других ценностных ориентаций.

2. Идеологические причины. Конфликты, возникающие на почве идеологических разногласий, являются частным случаем конфликта противоположности ориентаций. Разница между ними состоит в том, что идеологическая причина конфликта заключается в разном отношении к системе идей, которые оправдывают и узаконивают отношения субординации, доминирования и основополагающие мировоззрения у различных группах общества.

3. Причины конфликта, заключающиеся в различных формах экономического и социального неравенства. Этот тип причин связан со значительными различиями в распределении ценностей между индивидами или группами. Неравенство в распределении ценностей существует повсеместно, но конфликт возникает только при такой величине неравенства, которая расценивается как весьма значительная.

4. Причины конфликтов, лежащие в отношениях между элементами социальной структуры. Конфликты появляются в результате разного места, которое занимают структурные элементы в обществе, организации или упорядоченной социальной группе. Во-вторых, конфликт по этой причине бывает, связан с желанием того или иного структурного элемента занять более высокое место в иерархической структуре.

Любая из перечисленных причин может послужить толчком, первой ступенью конфликта только при наличии определенных внешних условий. Что же должно случиться, чтобы возник конфликт, чтобы актуализировалась соответствующая причина? Очевидно, что помимо существования причины конфликта вокруг нее должны сложиться определенные условия, служащие питательной средой для конфликта.

Объективные причины конфликтов существуют независимо от воли и желания участников взаимодействия.

- ограниченность ресурсами, которые необходимо делить;

- взаимозависимость заданий: поскольку все организации являются системами, которые состоят из взаимозависимых элементов, то при неудовлетворительной работе одного подразделения или человека взаимозависимость заданий может стать причиной конфликта. Например: руководитель производственного отдела может объяснить низкую продуктивность своих подчиненных неспособностью ремонтной службы достаточно быстро ремонтировать оборудование. Руководитель ремонтной службы, в свою очередь, может обвинить кадровую службу в том, что не приняла на работу более квалифицированных рабочих.

- Противоречие между элементами социальной структуры, обусловленные несогласованностью целей и задач разных уровней организаций общества (разногласия в цели: центр - регионы). Например: отдел сбыта может настаивать на производстве продукции многих видов (ориентироваться на разнообразие), так как это повышает конкурентоспособность предприятия и увеличивает объем сбыта. В тоже время цели производственного отдела больше направлены на валовые объемы и меньше на ассортимент продукции.

- разногласия в представлениях и ценностях; Например, подчиненный может считать, то он всегда имеет право на выражение своей мысли, в то время как руководитель считает, что подчиненный имеет право высказывать свои мысли только тогда, когда его спрашивают

- разногласия в манере поведения и жизненном опыте;

- неудовлетворительные коммуникации (плохая передача информации).

Субъективные причины обусловлены психологической структурой личности - характером, темпераментом, направленностью, ценностными ориентациями, потребностями.

Существуют позитивные и негативные функции конфликтов.

К позитивным функциям конфликтов большинство социологов относят:

· Социально-диагностическую – возникновение конфликтов свидетельствует о недостатках в функционировании социальных организаций, углубление общественных противоречий, поляризацию интересов разных социальных групп;

· Регулирующую – конфликты образуют и поддерживают в обществе социальное равновесие, обеспечивают баланс сил в структурах власти и управления;

· Интегрированную – участие в конфликте способствует консолидации людей, которые защищают общие интересы, формированию их заинтересованности в сотрудничестве, договоренности и объединении своих усилий;

· Инновационную – конфликты способствую обновлению социальных отношений, утверждению новых норм и ценностей, позволяют избежать застоев, являются источником нововведений и прогрессивных тенденций;

· Коммуникативную – поиск путей разрешения конфликтов активизирует социальное взаимодействие, обеспечивает взаимное приспосабливание его участников, совместное принятие решений;

· Социально - психологическую – конфликт способствуют снятию психологического напряжения, взрыва негативных эмоций и постепенному снижению их активности.

Одновременно конфликты могут быть деструктивными, они усиливают нестабильность социальной системы, разрушают ее нормальное функционирование. В таком случае говорят о негативных функциях конфликта, к которым относят:

· Дестабилизирующая – деструктивные конфликты приводят к нарушению социального равновесия, общественного порядка, применению насильственных методов решения существующих проблем;

· Излишнерасходную – конфликты, как правило, требуют дополнительных материальных, временных, моральных, в отдельных случаях эмоциональных ресурсов, для решения проблем, вокруг которых они возникают;

· Дезорганизационную – конфликты замедляют, и усложняют процессы принятия решений, отвлекают от выполнения текущих плановых заданий, разрушают ритм и эффективность деятельности.

 

2. Значимый интерес для социологии составляют вопросы типологии и классификации конфликтов.

Большое разнообразие конфликтов, которые повседневно возникают в нашей жизни, необыкновенно актуализируют проблему их классификации, объединение их по определенным признакам для выбора адекватных методов управленческого влияния. Среди социологов нет единства, которое касается классификации конфликтов, однако большинство из них выделяет такие виды конфликтов:

· по способу разрешения – насильственные или ненасильственные;

· по сфере развертывания – политические, социальные, экономические, организационные, юридические, семейно-бытовые, идеологические, социокультурные и др.;

· по степени проявления – открытые и скрытые. При открытом конфликте столкновение оппонентов явно выражено: ссоры, противоречия, военные противостояния. Взаимодействия регулируются нормами, которые соответствуют ситуации и уровню участников конфликта (международные, правовые, социальные, этические). При закрытом конфликте отсутствуют внешние агрессивные действия между участниками конфликта, но при этом используются побочные способы влияния. Это происходит при условии, когда у одного из участников не достаточно сил и власти для открытой борьбы.

· по направлению влияния – вертикальные и горизонтальные, в зависимости от характера социальных связей между субъектами конфликту;

по субъектам – внутриличностные (когда индивид как бы «раздваивается» на противоположных субъектов и чувствует внутреннюю борьбу с самим собой за то, как ему действовать), межличностные, межгрупповые, между малыми и большими социальными обществами, межэтнические и международные;

· по последствиям – конструктивные и деструктивные;

· по мотивации – конфликты по поводу распределения государственных полномочий и позиций, по поводу распределения ресурсов, по поводу ценностей и жизненных установок;

· по масштабам – глобальные, социальные, региональные, локальные;

· по форме – простые (бойкот, саботаж, преследование, агрессия) и сложные (общественный протест, бунт, социальная революция, война).

Один и тот же вид конфликта может развиваться на нескольких уровнях, втягивая в противостояние немало и новых субъектов. Например, конфликт по поводу ценностей может возникнуть и на межличностном, и на межгрупповом, и даже на международном уровне.

В рамках теории конфликтов Д. Аптера в обществе можно выделить 3 основных конфликта:1. Конфликт предпочтений (проявляющийся в различных видах кооперации);2. Конфликт интересов (проявляющийся особенно в конкуренции). Они чаще всего проявляются в тех странах, где существует значительный уровень развития экономики и благосостояния людей. Здесь есть значительные ресурсы для их распределения по интересам конфликтующих сторон. Разрешение конфликта интересов порождает согласие сторон и достижение относительного равновесия различных сил в обществе.3. Конфликты по ценностям: свободе, равенству, справедливости, автономии, социальному страхованию и др. Такие конфликты чаще всего бывают в тех странах, где не обеспечены основные права свободы личности и различных субъектов политической системы общества. Это проявляется как в странах Азии, Африки и Латинской Америки, так и в бывших социалистических странах.4. Конфликты идентификации кого-то с определенной группой, этносом, а не с обществом в целом. Такие конфликты чаще всего проявляются в многонациональных странах.

 

3. Стадии протекания

 

Основные этапы или фазы конфликта могут быть резюмированы следующим образом:1. Исходное положение дел; интересы сторон, участвующих в конфликте; степень их взаимопонимания.2. Инициирующая сторона - причины и характер ее действий.3. Ответные меры; степень готовности к переговорному процессу; возможность нормального развития и разрешения конфликта - изменения исходного положения дел.4. Отсутствие взаимопонимания, т.е. понимания интересов противоположной стороны.5. Мобилизация ресурсов в отстаивании своих интересов.6. Использование силы или угрозы силой (демонстрации силы) в ходе отстаивания своих интересов; жертвы насилия.

Анализ содержания и особенностей протекания социального конфликта целесообразно проводить по трем основным стадиям:

- предконфликтная ситуация;

- непосредственно конфликт;

- стадия разрешения конфликта.

- послеконфликтная стадия.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 4. Социология конфликта | Предконфликтная ситуация: возникновение и развитие конфликтной ситуации. Осознание конфликта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 999; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.