Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Символический интеракционизм

Теория конфликта.

Известный ее представитель Р. Коллинз считает, что половое неравенство обусловлено конфликтом между мужчинами (господствующая группа) и женщинами (зависимая группа). В основе этого господства - покорение мужчинами женщин ради сексуального удовлетворения. Чтобы узаконить доступ к ним и укрепить свое господство, мужчины получили право на "сексуальную собственность". Со временем сформировался так называемый сексуальный рынок, где мужчины и женщины торгуются между собою, стараются удачно избрать для себя партнера. Степень зависимости женщины от мужчины определяется материальной зависимостью и ценностью женщины как собственности, которая подлежит обмену. В современных обществах женщинам разрешено владеть богатством, учиться и работать вне дома, что повышает их стоимость при обмене. Тенденция к экономической независимости женщин делает их независимыми и в половых отношениях, которые могут быть менее связанными с браком. Материально независимые женщины имеют больше возможностей относительно выбора партнера.

Сущность этой концепции состоит в том, что гендерные роли являются продуктом цивилизации и формируются в процессе взаимодействия людей, а половые статусы и роли есть следствием постоянного внутреннего диалога человека с обобщенным представителем другого пола. Это, собственно, и мотивирует половые стратегии мужчин и женщин. Например, если девушка видит себя женой и матерью, весьма вероятно, что ее поведение будет мотивировано этими символами. Такой принцип распространяется на выбор поведения. Поэтому интеракционисты исследуют отношения между мужчинами и женщинами сквозь призму анализа значимых символов, которые определяют гендерные стратегии.

Гендерные исследования, не игнорируя количественных методов, отдают предпочтение качественным: глубинному интервью, метода устных историй, биографическому методу, культурологическому анализу, психологическим и этнографическим техникам, которые передают драматизм субъективного опыта людей. Часто применяют они специфические методики: принцип "партнерства", соучастия, диалог, которые предают исследованию эмоциональную окраску. При этом отношение исследователя к объекту исследования имеет особое социальное проявление: гнев, радость, симпатия, которая возникают в процессе взаимодействия и могут влиять на результат исследования. Это предопределяет повышенное внимание к этике гендерных исследований.

 

2. К категориальному аппарату гендерной социологии, кроме упоминавшегося понятия "гендер", принадлежат: "пол", "феминность", "маскулинность", "андрогинность", "сексизм", "биархат", "патриархат".

Понятие «пол» традиционно использовалось для обозначения анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины и женщины. Пол считался первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. Многие исследователи считают, что единственное четкое и значимое различие заключается в их роли в воспроизводстве потомства и на самом деле с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше общего, чем различий. Сегодня очевидно, что такие «типичные» различия полов как высокий рост, большой вес, мускульная масса и физическая сила мужчин весьма не постоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем было принято думать. Например, женщины из Северно-западной Европы выше ростом, чем мужчины из Юго-Восточной Азии.

Помимо биологических различий между людьми существует разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о «типично мужском» или «типично женском»: что в одном обществе считается мужским занятием, поведением, чертой характера, то в другом может определяться как женское. Биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей. Таким образом, возникло понятие «гендер», обозначающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть представителем того или иного пола означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Гендер конструируется, создается обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и институтах. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление мужского (как первичного, значимого и доминирующего) женскому (как вторичному, незначительному с социальной точки зрения, подчиненному). Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который организует систему социальной иерархии.

Понятие "гендер" (gender) означает социальное ожидание от представителей каждого пола. Но, в отличие от понятия "пол", оно касается не биологических особенностей, по которым отчаются мужчины и женщины, а социально сформированных черт. То есть если с полом связанные лишь физические отличия строения тела, то с гендером - психологические, социальные, культурные отличия между мужчинами и женщинами. Соответственно понятие "пол" охватывает комплекс репродуктивных, поведенческих, телесных, социальных характеристик, которые определяют индивида как мужчину или женщину. В мировой социологии биологическую пол определяют термином "sex", а социальную - "гендер".

Не связанные с биологическим полом понятия "маскулинность" (лат. masculіnus - мужской; здесь - мужество, сила) и "феминность" (лат. femіna - женщина, самка; здесь - женственность). Они обозначают отличные психологические характеристики, исторически сформированные особенностями культуры определенного общества. Маскулинность ассоциируется с активностью, независимостью, самоуверенностью, а феминнисть - с зависимостью, не смелостью, сентиментальностью. Высший уровень слияния черт маскулинности и феминности, у одного лица, свидетельствует о его андрогенности (грец. androgynos - двуполый). Маскулинность, феминность и андрогенность есть предпосылками определенной модели социального поведения. Андрогенный индивид имеет больший выбор вариантов моделирование поведения, является более гибким относительно социального приспособления. Профессор психологии и женских студий Сандра Бем (США) объясняла андрогенность как индивидуальную способность лица в зависимости от конкретных ситуативных условий действовать вместе с тем по-женски и по-мужски.

Термин "сексизм" (лат. sexus - стать) был внедрен феминистами по аналогии с расизмом и означал систему установок, которые оправдывают социальное неравенство женщины ссылкой на коренные недостатки (недостатка) женской природы, якобы неспособной к социальному творчеству.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Марксистская и неомарксистская концепции | Феминизм: сущность, этапы, направления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.