КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социология рекламы как отрасль социологического знании. Взаимосвязь с другими социологическими дисциплинами
2.3.2 Третий реабилитационный период Второй реабилитационный период Длится до момента подъема больного (окончание процесса сращения перелома). Прекращение иммобилизации и направлен к вставанию.
Задачи ЛФК: § Укрепление мышц туловища, конечностей и тазового пояса; § Увеличение амплитуды движений в суставах; § Подготовка к вставанию. Особенности: упражнения более сложные, увеличивается число упражнений и повторений. С 10-11 дня упражнения выполняются по плоскости валика. Примерно через 3-4 недели возможен отрыв стопы от плоскости постели и без валика. Обязательны упражнения для укрепления мышц спины. Обучение перевороту на живот и упражнения для тренировки всей группы ягодичных мышц. Вводится колено-кистевое исходное положение. Переходить из положения лежа на животе в положение стоя можно ПРИ УСЛОВИИ, что лежа на спине больной может без боли выполнять упражнение: поднять прямые ноги вверх, на весу согнуть их в коленях и притянуть к животу, выпрямить на весу и развести в сторону, соединить и положить на кровать. NB! При разрыве лонного сочленения пропускают движения на разведения бедер и ротацию тазобедренных суставах. Эти движения разрешают выполнять только с 21-24 дня после травмы.
Начинается с момента подъема больного и длится до его полного выздоровления, когда он сможет сидеть.
Задачи ЛФК: ü Восстановление функции нижних конечностей; ü Восстановление навыка ходьбы и правильной осанки; ü Восстановление трудоспособности.
Поднимают больного, минуя положение сидя, из положения лежа на животе или колено-кистевого положения. Вставать надо на ОБЕ НОГИ!
Прежде чем ходить в положении стоя, руки на поясе (или с опорой), надо научиться делать шаги на месте, высоко поднимая ноги. Со 2-3 дня освоения ходьбы добавляем ходьбу на носках, на пятках, с движением рук в разных направлениях и др.
Сидеть разрешается при условии, что после 2хчасового пребывания в вертикальном положении нет тяжести в ногах и боли в области перелома.
Помимо занятий с методистом больные должны в течение дня 2-3 раза самостоятельно выполнять весь комплекс упражнений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Васильева В.Е. «Лечебная физическая культура» - М. 1970 2. Котешева И.А. «Травмы. Восстановительное лечение» - М. 2005 3. Дубровский В.И. «Спортивная медицина» - М. 1999 4. Дерябин И.И, Насонкин Д.С. «Травматическая болезнь» - Л. 1987 5. Привес М.Г. с соавт. «Анатомия человека» - М. 1985 6. Епифанов В.А. «Лечебная физкультура» - М. 2002 7. Юмашев Г.С. «Травматология и ортопедия: учебник» - М. 1990 Тема: Реабилитация физическими методами при сколиозе УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Классификация сколиоза. 2. Клинические признаки сколиоза. 3. Принципы реабилитации больных сколиозом. 4. Задачи применения лечебной физической культуры (ЛФК) при сколиозе. 5. Методика ЛФК. 1. Под сколиозом понимают дугообразное искривление позвоночника во фронтальной плоскости с торсией позвонков (скручиванием их вокруг вертикальной оси). По мере прогрессирования болезни и увеличения деформации во фронтальной плоскости часто возникает искривление позвоночника в сагиттальной плоскости (кифоз) с формированием кифосколиоза. Сложная многоосевая деформация позвоночника приводит к деформации ребер и грудной клетки в целом, изменению ее формы и нарушению нормального взаиморасположения органов грудной клетки и систем организма. Классификация сколиоза по патогенетическому признаку (Казьмин): - дискогенный (диспластический) сколиоз - гравитационный сколиоз - миотический (неврогенный) сколиоз.
По уровню расположения вершины основной дуги сколиоза выделяют следующие типы сколиозов (по Ponseti, Friedman): - верхнегрудной (шейногрудной) сколиоз - грудной - грудопоясничный - поясничный - комбинированный.
В зависимости от величины угла искривления основной дуги сколиоза выделяют следующие степени сколиоза (по Чаклину): I степень - угол искривления основной дуги до 10°; II степень - угол искривления основной дуги от 10 до 25°; III степень - угол искривления основной дуги от 25 до 40°; IV степень - угол искривления основной дуги более 40°.
2. Клинические признаки сколиоза: асимметрия частей туловища (неравномерность шейно-плечевых углов, треугольников талии, расположение лопаток на разных уровнях по отношению к линии горизонта, на разном расстоянии от позвоночника), наличие искривления во фронтальной плоскости - простого (С-образного) или сложного (S-образного). В сагиттальной плоскости чаще отмечается увеличение грудного кифоза (реже – лордоз в грудном отделе) и увеличение поясничного лордоза (реже – поясничный кифоз). При наклоне вперед с опущенными руками особенно четко определяются признаки торсии: реберное выбухание стороны выпуклости искривления и паравертебральный мышечный валик. Данные осмотра дополняются и уточняются с помощью рентгенологического обследования.
3. Реабилитация больных сколиозом является комплексной и включает в себя: 1. Общеукрепляющие мероприятия (закаливание, нормальный по продолжительности сон, достаточное время пребывания на свежем воздухе) 2. Соответствующий режим питания (мясо, рыба, молочные продукты, овощи, фрукты). Желательно избегать прибавки веса. 3. Соблюдение статических нагрузок на позвоночник (использование для отдыха, приготовления уроков разгрузочных для позвоночника положений, избегание длительного стояния, сидения). 4. Ортопедическое лечение (использование по показаниям ортопедических корсетов). 5. Физиотерапевтическое лечение (электростимуляция мышц на выпуклой стороне искривления, парафиновые, озокеритовые аппликации, подводный душ-массаж). 6. ЛФК 7. Массаж.
4. Задачи ЛФК при сколиозе: 1. предупреждение дальнейшего прогрессирования сколиоза, стабилизация искривления позвоночника и деформации грудной клетки;
2. укрепление мышечно-связочного аппарата, создание естественного мышечного корсета для удержания позвоночника в положении максимальной коррекции; 3. формирование правильной осанки; 4. улучшение функционального состояния кардиореспираторной системы; 5. общеоздоровительное воздействие на организм.
5. Формы ЛФК, используемые при сколиозе: - лечебная гимнастика; - лечебное плавание; - ходьба на лыжах; - подвижные игры и элементы спортивных игр лечебной направленности. Основная форма занятий ЛФК с детьми, больными сколиозом, - лечебная гимнастика. Проводится в основном из облегченных для позвоночника исходных положений: лежа на спине, на животе, на боку. Используется также исходное положение стоя. Исходное положение сидя как наиболее нагрузочное для позвоночника не рекомендуется. При занятиях лечебной гимнастикой с больными сколиозом используются общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп, дыхательные (статические и динамические) и специальные упражнения. К специальным упражнениям при сколиозе относятся корригирующие упражнения (симметричные, асимметричные, деторсионные). Обязательным компонентом каждого занятия являются упражнения для формирования навыка правильной осанки, к которым относятся как упражнения для формирования навыка правильной осанки, так и упражнения, направленные на укрепление основных мышечных групп, участвующих в создании естественного мышечного корсета. Перед началом занятий целесообразно определять силу и выносливость основных мышечных групп, в первую очередь разгибателей туловища и мышц брюшного пресса. Массаж при сколиозе проводится дифференцированно: на вогнутой стороне искривления он направлен на расслабление, растягивание мышечных контрактур, а на выпуклой стороне – на укрепление растянутых и ослабленных мышц и имеет тонизирующую направленность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Медицинская реабилитация: Рук-во для врачей/ Под ред. В.А.Епифанова. – М, Медпресс-информ, 2005. – 328 с.
2. Физическая реабилитация: Учебник для студентов высших учебных заведений. /Под общей ред. Проф. С.Н.Попова. Изд.2-е. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2004. – 608 с. 3. Белая Н.А. Лечебный массаж: Учеб.-метод. Пособие. – М.: Медицина, 2001. - 304 с. 4. Кашин А.Д. Сколиоз и нарушения осанки: Лечебная физкультура в системе медицинской реабилитации: Учебно-методическое пособие для врачей и инструкторов ЛФК. - Мн.: НМ Центр, 2000 г. - 240 с. 5. Сальников С.С. Реабилитация детей и подростков с нарушениями осанки и сколиозами I – II cтепени: Пособие для врачей / Нижегородский НИИ травматологии и ортопедии, 2000. – 27 с. 6. Диагностика прогрессирования сколиотических деформаций позвоночника у детей и подростков. Пособие для врачей. Н. Новгород, 1998, 14 с. 7. Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки: пособие / под общ. ред. Г.А. Халемского, 2001. – 72 с.
СОДЕРЖАНИЕ 1. Спортивная медицина 1.1. Характеристика и оценка функциональных систем у занимающихся физической культурой и спортом 1.1.1. Тема: Характеристика и оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы стр. 3 1.1.2. Тема: Характеристика и оценка функционального состояния системы внешнего дыхания стр. 8 1.2. Функциональные пробы и тесты 1.2.1. Тема: Применение функциональных проб для оценки адаптации организма к физическим нагрузкам стр. 13 1.3. Врачебный контроль в процессе занятий физической культурой, при тренировочных занятиях и соревнованиях 1.3.1. Тема: Врачебно-педагогические наблюдения (ВПН) стр. 17 2. Реабилитация 2.1 Реабилитация физическими методами 2.1.1. Тема: Понятие о реабилитации. Метод ЛФК (кинезотерапия) стр. 34 2.1.2. Тема: Клинико-физиологическое обоснование ЛФК стр. 37 2.1.3. Тема: Формы и методы применения физических упражнений стр. 40 2.1.4. Тема: Средства ЛФК стр. 43 2.2 Лечебная физкультура в клинике внутренних болезней 2.2.1. Тема: Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания стр. 47 2.2.2. Тема: Лечебная физкультура при заболеваниях органов пищеварения стр. 50 2.3 Реабилитация физическими методами в травматологии и ортопедии 2.3.1. Повреждения таза стр. 53 2.3.2. Тема: Реабилитация физическими методами при сколиозе стр. 58
Учебное издание Загородный Г.М. Петрова О.В Питкевпч Ю.Э.
Курс лекций по специальности «Спортивная медицина»
Ответственный за выпуск (фамилия, инициалы)
Подписано к печати ___ ______ 2007 г. Формат 60x84/16 Слово «социология» имеет в соей основе два корня – лат. socius (товарищеский) и греческий logos (слово, учение). Поэтому в прямом переводе социология – наука о товариществе, т.е. о группе людей, в которой существует тесное общение, взаимодействие, которую объединяет общее ценностное поле. Часто социологию определяют как науку об обществе. Сегодня все более задействованным в социологии становится понятие «социум» – любая группа людей, вступающих в определенное взаимодействие, в рамках которой формируются отношения между членами этой группы. Семья – это не общество, а социум. Объектом изучения в социологии являются самые разные социумы, а не только те, которые могут быть определены как «общество». Поэтому корректнее, по нашему мнению, определить социологию не как «науку об обществе», а «как науку о социуме». Она занимается системным изучением всевозможных социальных групп, групповых и межгрупповых отношений и взаимодействий на основе сбора, обработки и анализа фактов. Существует большое количество так называемых «отраслевых социологий». Это области социологического знания, направленные на изучение отдельных областей общественного бытия и общественного сознания. Так социология кино – концентрируется вокруг изучения социальных факторов функционирования кино, вокруг выявления и анализа воздействия кино на различные социальные процессы и явления. Социология культуры – отрасль социологического знания, изучающая социальные закономерности формирования, усвоения и развития культуры, проявление этих закономерностей в человеческой деятельности. Социологию рекламы мы определяем как отраслевую социологическую дисциплину, изучающую взаимосвязь и взаимодействие между рекламой и социальной жизнедеятельностью людей с точки зрения социальных институтов, социальных организаций, социальных отношений и группового поведения. Причиной выделения социологии рекламы в отдельное ответвление социологической науки стало то значение, которое в современном мире имеет реклама. Существуя давно, она именно в ХХ веке стала одним из системообразующих факторов развития общества, оказывающих влияние как на различные общественные структуры, так и на конкретных членов общества. Под ее воздействием формируются новые свойства и связи в системе «личность – группа – общество», изменяются стереотипы, ценностные ориентации, модели поведения людей, групп, организаций. Объект социологии рекламной деятельности идентифицируется как часть воспроизводства социальной жизни, социальных взаимодействий, в которой формируется, функционирует и развивается реклама. В связи с этим выделяют несколько системных направлений изучения этого социального феномена: 1. Исследование рекламы в контексте ее места в современной информационной и коммуникационной системе, роли в общем коммуникационном потоке, взаимодействия с другими видами социальной информации, социальных коммуникаций и получаемого при этом социального эффекта. 2. Исследование знаково-символических кодов рекламных сообщений, их влияния на общественное сознание, мнение, настроения, социальное поведение отдельных социумов и общества. 3. Взаимодействие и взаимовлияние рекламы и других подсистем воспроизводства социальной жизни (экономики, культуры, искусства, масс-медиа, индустрии досуга, политики и др.). 4. Изучение рекламы как особого вида социально-трудовой деятельности с присущей ей системой социальной организации, управления, методами решения задач. Изучение рекламистов как особого профессионального социума, их ценностных ориентаций, нормативного поля, мотивов деятельности, состояния корпоративной среды и т. д. Можно также сказать, что проблемное поле социологии рекламы образуют, по сути, две группы проблем: 1. Реклама в сфере жизненного мира «человека социального». Здесь могут изучаться восприятие рекламы членами социума, освоение ими ее товарного и социального дискурсов (понимание), адаптация воспринятого рекламного сообщения к своей повседневности и, наоборот, адаптация своей повседневности к переданному рекламному содержанию. 2. Реклама в системном (институциональном) социальном мире. Это уже иная группа проблем, связанная с функционированием рекламных структур в общественной системе в целом. Изучение рекламы может проводиться в самых разных полях социологической науки. Так, еще в 19 в. В социологии выделились два больших направления: теоретическое и прикладное. Первое представлено такими именами классиков социологии, как Ч. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер. Они видели свою задачу, прежде всего, в изучении системообразующих компонентов общества, таких как, ценности, нормы, институты, социальные отношения и т. д. Социологи второго направления концентрировали вое внимание на изучении конкретных проявлений социальной реальности, их исследования были тесно связаны с изучением положения отдельных групп населения, поведения представителей этих групп. Сегодня по степени абстракции в подходе к изучаемой проблеме, характеру материала, с которым «работает» исследователь, можно выделить: · Конкретные социологические исследования – научно обоснованный сбор фактов (первичных данных) и анализ того, как происходят конкретные социальные события. Это фактологические исследования. · Теоретическая социология – конструирование абстрактных интерпретаций имеющихся факторов, объясняющих те или иные социальные явления. Другое деление социологии – по степени практической ориентации социологического знания. Здесь выделяются: · Прикладная социология – разработка методов, моделей, процедур социологического исследования, разработка конкретных программ и рекомендаций для их практического применения. Прикладную социологию называют «социальной наукой, ориентированной на клиента». Ее задачи – диагностика ситуации на объекте, разработка практических рекомендаций по решению проблемы. · Академическая социология – изучение фундаментальных проблем социального познания, чисто познавательных вопросов, формулировка универсальных независимых от времени и места закономерностей поведения людей в обществе. Исследования в области социологии рекламы могут проводиться во всех полях социологической науки. Значительная часть социологов, работающих в области рекламы, занимается прикладной социологией, когда по заказу клиента исследуются предпочтения, стереотипы, установка целевых аудиторий, характеристики каналов рекламной коммуникации, реакции аудитории на рекламные воздействия и т.д. Основными направлениями подобных исследований являются: · Исследование конкретных рекламных аудиторий (социальных, психографических, демографических характеристик); · Исследование рекламной продукции (рекламных фильмов, плакатов и т.) с точки зрения ее восприятия аудиторией, соответствия ее ценностям, нормам, стереотипам; · Исследование каналов рекламной коммуникации с точки зрения соответствия данного канала целевой аудитории и эффективности канала. Вместе с тем, проблемы социологии рекламы изучаются и в контексте теоретической, академической социологии. Эти исследования концентрируются вокруг вопросов изучения рекламы как социального явления, социального феномена, социального института, социальной коммункиации, компонента социального управления. (В. Зомбарт, Ж. Бодрийяр, Р. Барт, Э. Фромм).
Тема 2. РЕКЛАМА И ОБЩЕСТВО
1. Реклама – механизм формирования стандартизированного массового общества
Массовое общество возникло в первой трети XX в. как обще- · процесса производства; · отдельных операций; · продуктов; · рабочей силы (по квалификации, физической подготовлен- Стандартизированность становится чертой управления и Безусловно, социальная жизнь организуется в соответствии с В условиях господства в информационном поле средств мас- З. Бауман называет общество потребителей «обществом все- Так, одно из заметных явлений современной массовой куль- С середины XX в. внедрение массовых стереотипов и стандартов в общественное сознание стало постоянным. «Существовавшие и в дотелевизионную эпоху стандартизация и стереотипизация духовного продукта, того же китча, теперь становятся поистине всепроникающими». Под воздействием силы рекламного внушения почти одновременно миллионы людей начинают принимать на веру важность и нужность совершенно никчемных вещей и бесспорную достоверность весьма сомнительных утверждений в отношении чего угодно: здоровья, красоты, быта, кулинарии, сферы интимных отношений и т. д. Телевизионные рекламные образы не просто задают стандарты действительности и ее оценки, они стремятся сделать «живую» реальность более приятной. Стереотипы, воплощенные в различных и прежде всего рекламных текстах и зрелищах, формируют вкусы новых поколений Логика массового сознания маркирует стандартизированное Результатом этого процесса всеобщей стандартизации жизни, укорененного в системе массового производства и потребления, является оформление нового типа культуры — массовой · ориентация на вкусы и потребности «среднего человека»; · создание произведений массовой культуры по стандартизированным конструктивным схемам, обеспечивающим доступность и широкий спрос на них; · способность трансформировать артефакты, созданные в · связь со средствами массовой коммуникации как главным Таким образом, массовая культура представляет собой специфический способ освоения действительности и адаптации к ней, В самом процессе формирования массовой культуры рекламе принадлежит одна из ведущих ролей. Более того, происходит теснейшее сопряжение масскультурного и рекламного типов деятельности. Реклама и реализуемые с ее помощью произведения массовой культуры делают акцент на определенных образцах, установках, ценностях, стандартах и образцах поведения, преследуя одну и ту же цель — создать нужную модель потребления. В рамках массовой культуры в результате воздействия рекламы формируются основные ценностные ориентации, коллективные чувства, стандарты поведения, стили, мода. Они транслируются посредством средств массовой информации на все общество. Реклама, жестко увязанная со средствами массовой информации, массовой культурой и принципами экономической рентабельности, создает новые социокультурные пространства, формирует новые варианты социальной деятельности. Но
2. Социальные функции современной рекламы
Реклама возникает потому, что на определенной стадии развития общества в ней появляется потребность, и сегодня она представляет собой важнейший социальный институт. Большинство людей, во всяком случае на уровне обыденного сознания, воспринимает существующие институты как некую данность, не задумываясь о том, зачем, собственно, они нужны. Вот, например, зачем людям реклама? Специалисты подсчитали, что современный средний человек за год сталкивается примерно с полутора тысячами только новых рекламных сообщений. Первое и основное условие осуществления коммуникативного воздействия между рекламой и человеком — это возникновение между ними отношений взаимозависимости. Латинское слово «соттипко» означает «делать общим», «связывать», следовательно, реклама должна способствовать человеку в достижении каких-то его целей, потому что только при этом условии человек вступит в диалог с рекламным сообщением и как-то откликнется на него. Не только реклама должна нуждаться в человеке, но и человеку должна быть нужна реклама. Функции самой рекламы в этом случае понятны, они вытекают · информирование; · убеждение и побуждение; · напоминание и подкрепление. Информирование — главная функция рекламы, она должна Убеждение и побуждение. Многие потребители очень консервативны, поэтому неохотно отказываются от привычных вещей, даже если они не вполне их устраивают. Из рекламы потребители могут узнать о существовании других товаров: более качественных, новых, дешевых или, наоборот, дорогих и т. д. Рекламное обращение убеждает потребителей переходить от использования одних товаров и услуг к другим. Напоминание и подкрепление. С помощью рекламы производитель напоминает о себе и о своих товарах потребителю, формируя благоприятное восприятие потребителем образа фирмы. Реклама, неоднократно адресуя свое обращение к потребителю, приглашает его к повторному приобретению товара. Однако все перечисленные выше функции описывают задачи рекламы по отношению к человеку, для которой он потенциальный потребитель, могущий стать конкретным покупателем. И самого себя человек совсем не расценивает как потенциального потребителя. Так что же заставляет человека просматривать рекламные разделы журналов и газет, останавливаться перед витринами, смотреть телевизионные рекламные блоки и т. д.? Зачем реклама человеку? Затем, что она может помочь ему в достижении целого ряда целей. Во-первых, поставляя новую информацию, реклама способствует достижению познавательных целей. Так, женщины хотят быть в курсе новинок косметики, одежды, их интересуют средства для ухода за домом, за детьми, за садом и т. д. А интерес мужчин вызывают новые марки автомобилей, средства для бритья и множество иных товаров и услуг. Во-вторых, реклама в некоторой степени способствует усилению позиций человека, укреплению каких-то его мнений или убеждений. В рекламных сообщениях содержится информация, которая прямо или косвенно поддерживает и утверждает определенные ценности и цели самого человека или той социальной группы, к которой он принадлежит (или хочет принадлежать), т. с. те сведения, которые поддерживают его мнение относитель но какого-либо сложного или спорного вопроса. Эту функцию реклама выполняет, демонстрируя, например, аксессуары определенного стиля или образа жизни. В-третьих, реклама создает ощущение свободы выбора, индивидуального решения, личностного волеизъявления, способствует реализации естественной человеческой потребности в эмоциональных впечатлениях и переживаниях. Реклама может понравиться или не понравиться, может вызвать взрыв раздражения или воз- В-четвертых, реклама погружает человека в определенное эстетическое поле. Красивые актеры, сочные краски, приятные В-пятых, восприятие рекламы, по мнению психологов, как Отличительной чертой современной рекламы, превратившейся за время своего существования в индустрию с миллиардными оборотами и развитой структурой, является ее многофункциональность. Реклама сегодня оказывает влияние практически на все сферы жизни общества: · производственную (как орудие сбыта произведенного товара); · социальную (выполняет коммуникативную функцию, соединяя интересы различных групп общества); · социально-психологическую (формирует определенные социальные ориентации, т. е. комплексы знаний и представлений, которые систематизированы относительно наших потребностей и существующих вокруг нас способов-условий их удовлетворения). В соответствии с этими ориентациями формируются определенные ценностные представления и модели поведения; · нравственно-правовую (цивилизованная реклама служит · культурно-образовательную. Кроме того, современная реклама выступает как новый специфический тип социализации. Происходит интериоризация социальных норм через акт покупки и потребления, человек активно вовлекается в потребительские практики. Потреблениерассматривается как тотальная организация повседневной жизни, как способ активного поведения, который носит характер коллективный и добровольно-принудительный. Возникают новые социальные пространства в экономически развитых странах, достигших достаточно высокого уровня благосостояния населения, потребление становится новым типом социального поведения. И этим обусловлен новый круг проблем, связанных с рассмотрением рекламы как манипулятивно-имиджевой коммуникации, как инструмента зомбирования.
Тема 3. ЧЕЛОВЕК—РЕКЛАМА—ОБЩЕСТВО
Новизна социокультурной ситуации в экономически развитых обществах, именуемых «обществами потребления», состоит, по мнению многих исследователей: · в «исчезновении» экономического человека; · в возникновении новых социокультурных пространств и в макдональдизации большинства сфер жизни общества.
1. Исчезновение «экономического» человека В XXI в. появляется новый субъект истории — «современный человек», новыый антропологический тип, о пришествии которого так много писали в XX в. Его нравственные ценности, жизненные ориентиры заметно отличаются от традиционных. Новый человек опирается на «новые заповеди» по-новому понимаемого блаженства. Исследуя современные стили жизни, Ж. Бодрийяр показал, Сегодня изменилось представление о рациональном выборе, Удовлетворение потребностей человека «потребляющего» выражается в апелляции к ценностям. Фундаментальный, бессознательный и автоматический выбор потребителя состоит в принятии того или иного жизненного стиля. Стандартная потребительская корзина более не ассоциируется с суммой вещей в их материальности, функциональной необходимости. Она представляет собой набор потребительских практик, которые не носят материального характера. Ж. Бодрийяр пишет о «текучести» как самих потребностей, так и их объектов. Что мы покупаем? Вещь или символическое покрывало, которое ее окутывает? Человек «потребляющий» не может избежать содержащегося Счастье и удовольствие для человека «потребляющего» вытесняют принуждение к труду и производству. Современный человек все меньше времени уделяет производству и все больше созиданию личных потребностей й личного благополучия. Он должен быть в постоянной готовности актуализировать весь Однако «любое упрошенное объяснение одержимости покупками, суженное до единственной причины, рискует упустить суть»3. По мнению 3. Баумана, объяснять пристрастие к покупкам современного человека, например, только гедонистическими инстинктами, или результатом «коммерческого тайного сговора», или огромным влиянием средств массовой информации и мощным воздействием рекламы было бы неправильно. Так, в стремлении к покупкам, превратившемся в пристрастие, он видит проявление трудной борьбы человека «против острой нервирующей неопределенности и надоедающего, изматывающего чувства отсутствия «безопасности». Ключевую роль в исчезновении человека «экономического» Возникает новая этика опережающего потребления. Как пишет Ж. Бодрийяр, «XX век преподал исторический урок никчемности традиционной морали и экономического расчета. Целые поколения людей, стараясь жить по средствам, в результате оказались на более низком уровне жизни, чем позволяли их средства. Об этой эре труда, личной заслуги и накопления — добродетелей, находящих высшее выражение в понятии собственности, еще напоминают нам сохранившиеся от нее вещи, словно признаки потерянных поколений прошлого в мелкобуржуазных интерьерах». К сожалению, вовлечение в потребление не равно вовлечению в труд. Включение в систематическое и организованное потребление по масштабу равно включению сельского населения в индустриальный труд, которое имело место в XIX в. Процесс, который в XIX в. происходил в сфере производства, в XX в. разворачивается в сфере потребления. Сегодня маленьким инвесторам и потребителям довоенной эпохи, свободным покупать или не покупать, нет места в системе. Темы трат, удовольствия и расточительности («покупай сейчас, плати потом») заменили пуританские темы «сбережения», работы и наследства2. Потребление превращается в тотальную организацию повседневной жизни. «Сегодня работа, досуг, природа, культура, все К портрету «нового антропологического типа» можно доба- · «короткая» социальная память. Желание «идти в ногу со временем», как правило, выражается в жизни вне контекста как прошлого, так и будущего; · отсутствие нравственных абсолютов. Утрата смысла жизни, «обретение» его в удовольствиях. «Жизнь, организованная вокруг потребления, должна обходиться без норм: она направляется соблазнами, постоянно возникающими изменчивыми желаниями, а не нормативной регуляцией»; · принципиально новое отношение к смерти. «Кончина человека обставлена так, что она становится делом одних только врачей и предпринимателей, занятых похоронным бизнесом... "Стремлению к счастью" смерть угрожает как несчастье и препятствие, и поэтому она не только удалена от · мозаичность мышления, заключающаяся в том, что в своих · «эффект попугая» — механическое повторение слов, мыс- · сообразительность (вместо разума), как наиболее продаваемый тип мышления. В условиях рынка более всего ценится способность быстрой ментальной адаптации; · наличие «рыночного характера». «Человек, обладающий рыночным характером, воспринимает все как товар — не только вещи, но и саму личность, включая ее физическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства, даже улыбки. Такой тип — явление исторически новое. Ибо он возникает в условиях развитого капитализма, где все вращается вокруг рынка — рынка вещей, рынка рабочей силы, личностного рынка, и его главная цель — в любой ситуации совершить выгодную сделку»«Рыночный характер» был выделен известным немецким социологом и социальным психологом Э. Фроммом в разработанной им типологии социальных характеров.
2. Новые образцы социокультурных пространств
В качестве образцов новых пространств чаще всего рассматриваются новые аэропорты, гостиницы, рестораны быстрого обслуживания, торгово-развлекательные центры, в которых сосредоточены все виды потребительской активности. — Вот новое искусство жизни, — возвещает реклама: приятный «шоппинг» в едином пространстве с кондиционированным воздухом. И можно сразу купить продукты, товары для квартиры и загородного дома, одежду, картины, экзотические пальмы и цветы, популярный роман. Женщина покупает, а в это время ее Новые торговые центры выполняют новые функции. В отличие Как происходит вовлечение человека в потребительские Во-первых, продукты, выставленные на продажу в современных торговыхцентрах, организованы в витринах в «коллекции», где представлены ряды дифференцированных объектов, которые призывают, реагируют друг на друга и друг друга опровергают. Стиральная машина, холодильник, посудомоечная машина имеют общее К новым социокультурным пространствам относятся и получившие широкое распространение рестораны быстрого питания и, прежде всего, «Макдональдс». По мнению выдающегося американского социолога Дж. Ритцера, «макдональдизация затрагивает не только ресторанный бизнес, но и образование, труд, здравоохранение, туризм, отдых, питание, политику, семейные отношения и виртуально каждый другой сегмент общества». В целом же макдональдизация — это один из принципиально новых и культурно востребованных типов рациональности, представляющий собой «процесс, в ходе которого принципы работы ресторана быстрого обслуживания начинают определять все большее и большее число сфер американского общества, как и остального мира». К указанным принципам относятся: · эффективность как оптимальный метод всего (лучший путь · калькулируемость, акцентирующая количественные параметры предлагаемых товаров и услуг (размер порций, стоимость, временные затраты; большее, «двойное», «тройное» — значит лучшее); · предсказуемость, предполагающая, что товары и услуги будут одинаковыми независимо от времени и места, и дающая ощущение комфорта от определенности всего; · контроль без непосредственного участия человеческого фактора, осущесляющийся посредством технологий (ограниченное меню, небольшой выбор, неудобные сиденья, заставляющие есть быстро и уходить).
Принципы ресторанов быстрого питания дегуманизируют Распространение принципов (быстро, эффективно, комфортно, безопасно) происходит и в сфере межличностных отношений. Церемонии длительных ухаживаний заменяются «максексом». Недостаток эмоционального влечения супругов восполняется широко рекламируемыми средствами, повышающими сексуальную активность или поиском сексуальных партнеров «на стороне». Чтение детям на ночь заменяется просмотром телевизора2. Общество производителей с помощью рекламы и средств Аналогичные процессы происходят и в сфере образования. С одной стороны, макдональдизация обеспечивает высокий средний стандарт знаний, снижает риски неквалифицированного обучения, с другой — минимизируя контакты между преподавателями и учащимися, внедряя дистанционное обучение и технологии контроля за знаниями учащихся без человеческого фактора, уменьшает творчески-критический потенциал восприятия информации и как следствие уменьшается созидательность. «У нас можно получить диплом, сертификат быстро, недорого, в удобное для вас время, в нужном для вас месте, можно индивидуально, можно в группе» и т. д. — таков весьма часто встречающийся лейтмотив рекламных объявлений большинства учебных заведений.
3. Реклама как механизм превращения потребления в новый специфический тип социализации
Социализация — это процесс интернирования в сознание человека знаний и представлении о существующих как в обществе в целом, так и в отдельных социумах нормах, стереотипах, ценностях,моделях поведения. В индустриальном обществе индивиды вовлекались в социальные системы прежде всего на уровне организации труда. В постиндустриальном обществе люди, общественные блага, Таким образом, современная система потребления рассчитана на постоянное повышение стандарта потребления, считающегося «общественно нормальным», и ориентацию населения на приобретение этого стандарта потребления. И происходит это в интересах правящего класса, его потребности в стимулировании Реклама остается призрачной для большинства потребителей, так же, как обычно ускользает от современников истинный смысл господствующей идеологии. Примером удачной аллегории работы массмедиа как идеологического послания можно считать социально-фантастический кинофильм Дж. Карпентера «Они живут» («Тпеу live»). Главный герой фильма, случайно надев особые темные очки, обнаруживает, что «невидимые» рекламные образы, которые давно стали повседневностью, которую никто не замечает, подчиняют потребителя, в данном случае В современных обществах потребление выступает как социальный институт. Оно же составляет завершенную систему ценностей, включая если и не все, то многое из того, что касается процессов групповой интеграции и социального контроля. Одним из условий отнесения какого-либо явления к числу социальных институтов является то, что соответствующая система может гарантировать сходное поведение людей в типовых ситуациях. Реклама обеспечивает типизацию потребительского поведения людей, поддерживая равновесие в системе «производство—потребление». Она адаптирует человека к существующему Таким образом, благодаря новейшим социальным технологиям и в первую очередь рекламе интериоризация социальных норм осуществляется в самом акте покупки и потребления. Социальные технологии — системы типовых взаимосвязанных Принимая навязываемые рекламой поведенческие модели и Привычка — установившаяся схема (стереотип поведения) в В свою очередь, на основе привычек формируется такая социокультурная норма, как обычай. Обычай — одобренные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. А к нарушителям применяются неформальные санкции, такие как неодобрение, изоляция, порицание. Так во многом благодаря рекламе был сформирован обычай использовать при стирке белья не хозяйственное мыло, а стиральный порошок. Таким образом, потребление благодаря рекламе превращается в новый и специфический тип социализации, реклама меняет восприятие мобильности в общественном сознании, перемещая эту проблему из сферы материального производства в сферу потребления.
4. Реклама и процесс социальной идентификации личности (НА СЕМИНАР????) Реклама переводит такой важнейший социальный процесс, Вопрос о социальной детерминации потребления впервые Согласно точке зрения ученого, собственность возникает как Т. Веблен подчеркивал, что для самих участников социальной практики «престижного потребления» оно является не прихотью, а, скорее, жесткой социальной нормой, причем для многих людей крайне обременительной. Демонстративное потребление в определенной степени свойственно всем слоям населения. Люди «готовы выносить крайнюю нужду и неудобства, прежде, чем расстанутся с последней претензией на денежную благопристойность». Т. Веблен разработал такую модель поведения, как «готовность оставаться голодным, но прилично одетым». Демонстративность потребления порождает искушение приобретать товары, относящиеся к стандартам потребления более престижного социального слоя, чем тот, к которому принадлежит человек. Таким образом он пытается заявить себя членом этой престижной для него группы, присоединиться к ней, получая частичную психологическую компенсацию за недостаточное «социальное уважение». Иными словами, человек фактически реализует модель компенсаторного поведения, в рамках которого, по мнению Ж. Бодрийяра, отношения с вещами принимают на себя психологическую нагрузку отношений с людьми, т. е. через потребление человек пытается создать устраивающую его конструкцию своей социальной реальности. И основной очевидной задачей рекламы в данном случае является убеждение аудитории в том, что приобретение данного товара наилучшим образом соответствует социальному стандарту, принятому в «престижной» социальной группе2. Сформулированные Т. Вебленом представления о роли потребления в социальной дифференциации актуатьны и сегодня. Однако произошли изменения в направлениях такой дифферениации. Ученый говорил практически о статусном потреблении, т. е. о подтверждении человеком через потребление своего социального статуса. Сегодня все большее значение приобретает ситуация заявки через потребление своего имиджа, т. е. создания о себе представления, не связанного прямо с местом в традиционной системе вертикальной социальной стратификации. Совмещение престижа и имиджа формирует индивидуальный стиль человека или стиль жизни группы. Происходящие качественные изменения реальности и снятие границ между такими жизненными сферами, как занятость, Реклама никогда не говорит прямо: «Купи эту вещь», она В рекламируемом продукте кроется утверждение: это «ваш Реклама наделяет определенные товары и услуги знаками «В потребительском обществе всеобщая потребительская зависимость — универсальная зависимость от покупок — это В ряде современных концепций потребление рассматривается в качестве «символического посредника», играющего главную
Тема 4. РЕКЛАМА И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ОБЩЕСТВА
1. Проблема ценностей в контексте потребностей и рекламы
Реклама, несомненно, отражает ценности общества, в котором она ретранслируется. Между этими ключевыми понятиями — «реклама» и «ценностные ориентации» — существует корреляция. Эффективность любого информативного потока (в достижении цели оказать влияние, внедрить конкретную идею) обусловлена степенью соответствия ценностным ориентациям, отраженным в данном информационном потоке и разделяемом обществом. Успех или неуспех рекламы определяется общим ценностным полем воспринимающих ее людей. А вот степень ее Например, реклама — прямо или через образный ряд — часто обращается к «семейным ценностям». За ориентир, как правило, берется нуклеарная семья, состоящая из двух поколений и представляющая собой пожизненный брачный союз мужчины и женщины, созданный для рождения детей и их воспитания в
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1577; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |