Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Институциональная финансовая система РФ




Финансовая система, ее звенья и учреждения

Децентрализованные финансы

К децентрализованным финансам относятся финансы предприятий и органи­заций и исполь­зуются для регулирования и стимулирования экономики и со­циальных отношений на микроуровне.

Под финансами предприятий (учреждений, организаций, общест­венных объединении) как экономической категорией понимаются экономические (денежные) отношения, связанные с формирова­нием, распределением (перераспределением) и использованием предприятиями (учреждениями, организациями) фондов денежных средств, а также их участием в формировании и использовании централизованных фондов денежных средств.

Финансы предприятий являются важной составной частью функциональной финансовой системы страны. Они обслуживают сферу материального производства, в которой создается совокуп­ный общественный продукт, и, соответственно, национальный до­ход и национальное богатство. Без участия финансов не может со­вершаться кругооборот общественных производственных фондов в целом. Непосредственная связь финансов с общественным про­изводством позволяет отнести их к категории, входящей в состав экономического базиса.

Наличие финансов предприятий обусловлено существованием товарно-денежных отношений и закона стоимости.

Финансы предприятий, как и экономическая категория «фи­нансы» в целом, имеют денежную форму выражения. Однако нель­зя сводить сущность данной категории только к денежным отноше­ниям. Финансы предприятий как экономические отношения воз­никают в результате не столько движения денег, сколько движения стоимости в процессе создания, распределения и использования совокупного общественного продукта и, соответственно, нацио­нального дохода и национального богатства. Одновременно фи­нансы предприятий связаны не только с функционированием де­централизованных фондов, но и с образованием, распределением и использованием валового дохода и денежных накоплений.

К группе финансов предприятий, учреждений, организаций от­носятся следующие виды финансовых отношений:

· финансы предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих коммерческую деятельность;

· финансы предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность;

· финансы общественных объединений.

 

Тема 4. Финансовая система

Финансовая система – это совокупность сфер и зве­ньев финансовых отношений, посредством которых осуще­ствляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включа­ется вся совокупность финансовых органов и учреждений страны.

Поскольку финансы являются носителем распредели­тельных отношений, то это распределение происходит, преж­де всего, между различными хозяйствующими субъектами. Поэтому в общей совокупности финансов, образующих фи­нансовую систему, можно выделить следующие крупные сферы:

· государственные и муниципальные финансы;

· финансы предприятий (организаций);

· страхование как особая сфера финансовых отношений.

Финансовая система в ее широком понимании включа­ет в себя также и кредитно-банковскую систему (совокуп­ность банков и иных кредитных учреждений страны), сис­тему финансовых органов, финансы населения (домашних хозяйств).

Каждая из этих сфер имеет свою организационную струк­туру и складывается из нескольких звеньев финансовых от­ношений.

Государственные и муниципальные финансы включают бюджетную систему Российской Федерации (бюджеты всех уровней, включая государственные внебюджетные фонды), государственный кредит, государственный фонд страхования.

Структура финансовой системы, сложившейся в Рос­сийской Федерации в результате рыночных преобразований XX в., представлена на рис. 1.4.


      Финансовая система РФ      
                   
        с ф е р ы        
                     
Государственные и муниципальные финансы   Система государственных финансовых органов   Кредитно-банковская система   Страхование   Финансы предприятий и организаций   Финансы населения (домашних хозяйств)
         
         
         
              з в е н ь я              
Государственный бюджет (федеральный, бюджеты субъектов федерации РФ и местные бюджеты)   Министерство финансов РФ   Центральный банк РФ (Банк России)   Социальное страхование   Финансы коммерческих предприятий и организаций   Заработанные (собственные) финансовые средства: зарплата, доход, прибыль от подсобного хозяйства и предпринимательства и пр.
         
                 
  Федеральное казначейство         Личное страхование    
    Сбербанк России          
                Финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий  
  Федеральная служба по финансовому мониторингу         Имущественное страхование    
    Внешторгбанк      
                 
Государственные внебюджетные фонды           Страхование ответственности        
        Внешэкономбанк           Финансовые средства, мобилизованные на рынке
  Федеральная налоговая служба           Финансы некоммерческих предприятий (организаций)  
              Страхование предпринимательских рисков    
Государственный кредит (долг)              
    Коммерческие банки (акционерные и кооперативные)          
                        Финансовые средства, поступившие в порядке перераспределения – из бюджетов и внебюджетных социальных фондов
Государственный фонд страхования   Финансовые органы субъектов федерации РФ         Финансы общественных предприятий (организаций)  
           
             
               
                   
                   
                   
                                     

Рис. 1.4. Финансовая система Российской Федерации


Разграничение финансовой системы на отдельные сфе­ры и звенья обусловлено особенностями функционирования каждого звена, различиями в методах распределения и ис­пользования фондов денежных средств и, следовательно, осо­бой ролью в финансовой системе.

Звенья первой сферы (без муниципальных финансов), т.е. государственные финансы, относятся к централизован­ным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуров­не.

Звенья второй сферы – финансы предприятий и органи­заций – относятся к децентрализованным финансам и исполь­зуются для регулирования и стимулирования экономики и со­циальных отношений на микроуровне.

Кредитно-банковская сфера также имеет свою структу­ру, складывающуюся из банков и иных кредитных учрежде­ний страны и т.д.

Между выделенными группами и подгруппами функциональ­ной финансовой системы существуют взаимосвязи, посредством перемеще­ния финансовых ресурсов из одних фондов в другие.

Все звенья функциональной финансовой системы являются самостоятельными экономическими категориями.

Государственные и муниципальные финансы включают бюджетную систему Российской Федерации (бюджеты всех уровней), государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, государственный фонд страхования.

Государственные финансы относятся к централизован­ным финансам и используются для регулирования экономики и финансовых распределительных отношений на макроуров­не.

Под финансами предприятий (учреждений, организаций, общест­венных объединении) как экономической категорией понимаются экономические (денежные) отношения, связанные с формирова­нием, распределением (перераспределением) и использованием предприятиями (учреждениями, организациями) фондов денежных средств, а также их участием в формировании и использовании централизованных фондов денежных средств.

Финансы предприятий являются важной составной частью функциональной финансовой системы страны. Они обслуживают сферу материального производства, в которой создается совокуп­ный общественный продукт, и, соответственно, национальный до­ход и национальное богатство. Без участия финансов не может со­вершаться кругооборот общественных производственных фондов в целом.

Под страхованием как экономической категорией понимаются экономические (денежные) отношения, связанные с формирова­нием, распределением (перераспределением) и использованием замкнутых фондов денежных средств.

Замкнутость страховых фондов является важной характеристи­кой страховых отношений и означает, что использовать средства фонда могут только те субъекты, которые его сформировали. Таким образом, сущность страхования заключается в солидарной замкну­той раскладке ущерба, а отличительной особенностью страховых отношений является возвратность средств, мобилизованных в страховой фонд.

Таким образом, финансовая система общества – это исторически сформиро­вавшаяся и закрепленная действующим финансовым законодательством совокупность сфер финансовых отношений, финансовых учреж­дений и финансовых фондов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующего использования финансовых ресурсов в целях удовлетво­рения соответствующих потребностей общества в целом.

Процесс ее непосредственной организации и регулирования всегда осуществляется государством в лице уполномоченных финансовых органов, что и определяет ключевую роль государственной финансовой системы.

 

Институциональная финансовая система – это совокупность финансовых учреждений страны

К институциональной финансовой системе относятся:

1) финан­совые службы предприятий;

2) налоговые службы;

3) страховые органи­зации;

4) внебюджетные фонды;

5) частные пенсионные фонды;

6) а также институты законодательной и исполнительной власти, осуществляющие определенные функции в сфере финансов, в том числе:

· президент;

· органы законодательной власти;

· органы исполнительной власти;

· органы государственного финансового контроля.

Президент. Полномочия, предоставленные президенту Консти­туцией страны, позволяют ему принимать активное участие в госу­дарственном управлении финансами. В своем ежегодном послании к Федеральному Собранию о положении в стране и основных на­правлениях ее социально-экономического развития президент, в том числе, формулирует принципы финансовой политики. В руках президента также находится такой важный рычаг управления, как кадровые назначения. Так, Президент РФ по согласованию с Госу­дарственной Думой назначает:

· Председателя Правительства;

· федеральных министров, в том числе министра финансов;

· глав ведомств, имеющих ранг федерального министра;

· председателя Центрального банка.

Таким образом, президент назначает должностных лиц, осуществляющих как тактическое, так и стратегическое управление государственными финансами.

Президент не только ратифицирует федеральные законы, при­нятые законодательными органами, но и сам наделен правом зако­нодательной инициативы – правом вносить законопроекты на рассмотрение законодательным органам власти.

В обязанности законодательных (представительных) органов государственной власти всех уровней входит:

· рассмотрение и утверждение бюджетов соответствующих уровней;

· рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюдже­тов соответствующих уровней;

· осуществление финансового контроля над исполнением
бюджетов соответствующих уровней.

Законодательные (представительные) органыгосударственной власти наделены аналогичными полномочиями по отношению к внебюджетным фондам.

В обязанности исполнительных органов государственной вла­сти всех уровней входит:

· составление проектов бюджетов соответствующих уровней;

· вынесение на рассмотрение и утверждение законодательных
(представительных) органов власти бюджетов соответствующих уровней;

· исполнение бюджетов соответствующих уровней;

· управление государственным долгом, образованным на данном уровне государственной власти;

· осуществление ведомственного контроля над исполнением бюджетов соответствующих уровней;

· представление отчетов об исполнении бюджетов любого уровня.

Исполнительные органы государственной власти наделены аналогичными полномочиями по отношению к внебюджетным фон­дам.

В структуру институциональной финансовой системы входит центральный эмиссионный банк, если на него возложено кассовое исполнение бюджета.

Органы финансового контроля осуществляют контроль над целе­вым расходованием и сохранностью средств федерального бюдже­та, государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств.

В этой связи органы государственного контроля:

· осуществляют контроль над исполнением бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов соответствующих уровней;

· проводят экспертизы проектов бюджетов и бюджетов внебюджетных фондов соответствующих уровней;

· проводят экспертизы целевых программ и пр.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4505; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.