Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековая философия

Если античная философия возникла и развивалась в условиях рабо­владельческого общества, то средневековая философия соответствует эпохе феодализма и хронологически охватывает V—XIV века. Философы этого времени опирались на христианство и ставили главной целью (обоснование бытия Бога.

В эволюции средневековой философии выделяют два периода:

I. Период патристики, когда на разработку философии огромное влияние оказали идеи Платона.

II. Период схоластики, в котором философские идеи во многом определялись взглядами Аристотеля.

Характерными чертами средневековой философии являются:

— теоцентризм, признающий источником всякого бытия, блага и кра­соты Бога;

— креационизм - учение о сотворении мира Богом из ничего. Бог творит мир свободно и дает начало всему чистым актом воли;

— провиденциализм — понимание истории как осуществление заранее задуманного Богом плана спасения человека;

— идея историзма, согласно которой история человечества линейна и изменяется во времени, проходя определенные этапы: жизнь в раю, гре­хопадение, страшный суд, царство Божие;

— антропологизм. Суть его в том, что человек не просто часть космоса, а Богом созданное существо, которое обладает не только душой и телом, но и духом. Это возвышает его над природой и делает причастным к Богу;

— идея веры, которая имеет познавательную ценность, но отлична от разума тем, что значима только для верующих. Именно с помощью ве­ры человек познает истины и ценности христианства;

— христианская этика, проповедующая наряду с античными ценно­стями (мудрость, справедливость, смелость и т.д.) смирение и покор­ность как фундаментальные добродетели христианства, а также веру, надежду, любовь;

— номинализм и реализм как направления средневековой философии. Реалисты полагали, что существует лишь общее, разделяя учение Плато­на об идеях. Номиналисты, наоборот, не допускали существования обще­го до вещей, признавая первичным единичное.

Ярким представителем периода патристики был Августин Блажен­ный (354—430 гг.) Основные его работы «Исповедь», «О троице», «О граде Божьем».

Философия Августина представляет собой синтез христианских догматов и идей Платона и неоплатоников.

Согласно Августину, Бог есть высшая сущность, он создал мир из ничего посредством своей воли. Он сотворил первоматерию, простран­ство и время, но сам он вне времени.

Человек у Августина имеет двойственную природу: он есть разум­ная бессмертная душа, которая пользуется бренным телом. Обладая свободой воли, человек сам выбирает между добром и злом. Именно поэтому че­ловек отвечает за зло, а добро только от Бога.

В понимании общественной жизни Августин стоит на позиции про­виденциализма (от лат. провидение), согласно которому Бог направляет историю — «все, что человек делает, делает через него Бог». Он впервые представил исторический процесс как линейный, про­тяженный во времени, и дал периодизацию истории по аналогии с ше­стью днями творения. История общества прогрессивна и движется от града земного к граду небесному.

Период схоластики представляет Фома Аквинский (1225—1274 гг.), который изложил свои философские идеи в работе «Сумма теологии».

В своем учении о мире он опирается на Аристотеля. Любая вещь есть сумма пас­сивной материи и активной формы. Чистыми формами являются душа и Бог.

В познании Ф. Аквинский выделяет три уровня: 1) познание с по­мощью чувств; 2) познание разумом; 3) познание с помощью веры. Ра­зум человека несовершенен, он не может охватить все, истины христи­анства доступны лишь вере, поэтому философия должна служить ей и доказывать с позиций разума существование Бога.

Ф. Аквинский формулирует пять доказательств бытия Бога.

Учение Ф. Аквинского было высоко оценено церковью. Томизм ( от лат. - Фома) был признан официальной идеологией католицизма.

Одной из центральных проблем средневековой философии была проблема соотношения общего и единичного. Реалисты (от лат. realis — реальный, действительный) приписывали существование лишь общему, а номиналисты (от лат. потеп — имя, название) видели в универсалиях лишь название вещей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Духовными предпосылками (истоками философии) были мифология, преднаука, обыденная нравственность | Философия Возрождения и Нового времени
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.