Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 3. Сущность и структура экологической культуры




ТЕМА 2. Типология экологической культуры.

 

 

В определении сущности феномена «экологическая культура» специалисты исходят из того, что, во-первых, сущность – это смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе и, во-вторых, «имя сущности есть понятая, уразуменная сущность, отличенная и узнанная среди всего прочего. Назвать сущность, значит знать, что она такое, отличать ее от всего другого и кроме того, знать, что знаешь ее и умеешь отличать от всего другого».

Сущность и содержание экологической культуры студентов не могут быть поняты вне социально-исторического и профессионального контекста деятельности и развития социума. Историко-педагогический анализ приводит к выводу о том, что понятие «экологическая культура» рассматривалось и объяснялось на уровне обыденного сознания (интуитивном уровне) и не претендовало на строгое научное обоснование.

Исследуя проблему обеспечения устойчивого развития жизнедеятельности личности, общества, нации с позиций культурологического подхода, мы исходили из того, что главным, системообразующим фактором становления студента, будущего специалиста, полноценного субъекта стремительно развивающегося социума как экологически развитой личности, является формирование экологической культуры.

Понятие «экологическая культура студентов» состоит из трех смыслонесущих элементов: культуры, профессиональной культуры и специфических экологических знаний, умений и навыков, составляющих основу получаемой профессии, которые и определяют его сущностные характеристики.

Как самостоятельный феномен, отражающий процесс и результат взаимовлияний и взаимодействий трех других феноменов – профессии, деятельности и культуры – «экологическая культура» представляет собой совокупность позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения специалиста с профессиональным пространством и содержит измерение экологичности профессии (деятельности).

В определении сущности экологической культуры мы исходим из того, что наиболее обобщающей и глубинной характеристикой культуры, раскрывающей ее деятельностную сущность, является определение культуры как специфического способа человеческой деятельности. С этой точки зрения, понятие деятельности является обобщающим как для характеристики культуры, так и для характеристики сущности человека как субъекта труда, познания и общения.

Для нас подход к культуре как способу деятельности имеет значение для определения не только профессиональной культуры, но и экологической культуры как инварианта любой сферы жизнедеятельности, любой профессиональной деятельности, любой профессиональной культуры. Особая ценность такого подхода состоит в том, что он фиксирует внимание на человеке, решающем определенные профессиональные задачи, достигающем определенных профессиональных целей, на человеке, вступающем в контакт с другими людьми, познающем и преобразующем мир и самого себя в соответствии с экологическими законами. Таким образом, для студента, как будущего субъекта профессиональной деятельности, экологическая культура является способом природосообразного преобразования окружающего мира для себя и других.



Подход к экологической культуре студентов как к особой форме профессиональной культуры потребовал обращения к проблеме экологической культуры как самостоятельного образования (схема). В специальной литературе проблема экологической культуры рассматривается в основном в рамках (базовой) культуры личности.

 

 
 

 


Схема -Взаимосвязь экологической культуры с базовой и профессиональной культурами

Как самостоятельное образование экологическая культура, с одной стороны, обладает свойством «всеобщности» и представляет собой «сквозное» явление, обязательным образом присутствующее во всех без исключения сферах жизнедеятельности человека в качестве неотъемлемого компонента его поведения, и является частью базовой культуры личности. С другой стороны, экологическая культура обладает свойством «особенности» и представляет собой также «сквозное» явление, обязательно присутствующее во всех без исключения видах профессиональной культуры в форме компетентности обеспечения экологической деятельности специалиста (как гарантия безопасности в различных областях производственной деятельности человека).

В рамках образовательного пространства экологическая культура функционирует как консолидирующее средство межпрофессионального общения будучи элементом формулы «экологическая культура– множество профессий».

Особую роль экологическая культура играет в современных условиях социально-экономической жизни, отличающейся высокой степенью сложности, непредсказуемости, неопределенности и противоречивости, возникновения все новых опасностей для жизни человека, что вызывает травмы, ухудшение здоровья, нарушение условий жизнедеятельности людей и их гибель. В этих условиях экологическая культура стимулирует субъективную готовность использовать имеющиеся у человека возможности (знания, умения, навыки и личностные качества) для экологически безопасной реализации себя в повседневной жизни и профессиональной среде.

Экологическая культура студентов – важнейшая часть общей культуры, представляет собой интегральное качество личности, определяющее ее направленность на развитие потребности осознания непреходящей ценности жизни, природы на основе совокупности профессиональных и специфических знаний, постоянное совершенствование умений и навыков охраны и защиты окружающей природной среды в процессе производственной и социальной деятельности.

Суть и смысл человеческих отношений к природе психологи видят в восприятии природы не только как объекта практической деятельности, но и как объекта живого созерцания, как того, что значимо для человека само по себе. В отношениях человека к природе выявляются и как бы «изменяются» собственные свойства людей. Воздействие природы на человека в результате их взаимодействия проявляется в познавательном, эстетическом и этических аспектах. Формирование социальной активности и жизнедеятельности личности зависят от полноты индивидуальных психических связей с различными сторонами объективной действительности. Развитие отношений с объективным миром представляет целостную систему, а нарушение этих связей ведет к утрате личностью определенных свойств. Обогащение этих же связей воспитывает, развивает личность.

Психологическая интерпретация взаимоотношений человека с природой позволяет подтвердить вывод о взаимообусловленности отношений людей с окружающей средой, человека с другим человеком и самим собой. Взаимодействуя с внешним миром, люди изменяют ближайшую чувственно воспринимаемую среду. Эти изменения налагают отпечаток на их сознание и поведение, отражаются всей психикой и стимулируют ее развитие.

Сущность экологической культуры личности может быть рассмотрена как органическое единство экологически развитых сознания, эмоционально-психических состояний и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельности. Следовательно, чем более развито психическое состояние личности, тем легче человеку адаптироваться в быстро изменяющемся и усложняющемся мире. Поэтому для овладения экологической культурой необходимо целостное познание природы и взаимоотношений с ней. В процессе овладения экологической культурой человек, изучая природу и взаимоотношения с ней целостно, сам становится целостной, всесторонне развитой личностью.

Таким образом, экологическая культура, отражая целостное восприятие мира человеком, многообразие видов его деятельности и определяющей роли в биосфере, основанных на знании ее свойств, является самостоятельным «культурообразованием», систематизирующим фактором общей культуры.

Выявление сущности любого объекта невозможно без раскрытия его структуры. Характеристика структурных компонентов экологической культуры студентов выступает основанием, каркасом для построения модели. Под моделью нами понимается «материальное или мысленное имитирование реально существующей системы путем создания специальных аналогов, в которых воспроизводятся принципы организации и функционирования этой системы». Ее оформление нам представляется как теоретическое обобщение, позволяющее создать единую конструкцию, отражающую компоненты исследуемой культуры и их связи.

В основу концептуального построения нашей модели экологической культуры студентов положены следующие методологические посылки:

- универсальная характеристика современной реальности, проявляющаяся в различных формах своего существования: экологическая культура отдельной личности, коллектива, общества, нации;

- интериоризованная общая культура, специфическим образом спроецированная в сферу профессиональной деятельности любого специалиста;

- системное образование, избирательно взаимодействующее с природной, социальной средой и обладающее интегративными качествами целого;

- особенности реализации и формирования экологической культуры студентов обусловливаются индивидуально-творческими, психофизиологическими, возрастными характеристиками, сложившимся социальным и индивидуальным опытом личности.

Отражая многоуровневую природу экологической культуры, компоненты этой системы должны быть представлены как необходимые и достаточные для ее исследования, сохранения и развития. На этом основании считаем необходимым представить экологическую культуру студентов совокупностью структурных и функциональных компонентов, раскрывающих многообразие существующих между ними связей и отношений.

При выявлении структуры экологической культуры студентов мы исходили из структуры компонентов профессионально-педагогической культуры преподавателей, выделенных И.Ф. Исаевым, анализа компонентов экологической культуры личности, предложенных Э.В. Гирусовым, а также закономерностей, принципов, понятий экологической науки. В качестве структурных в экологической культуре студентов мы выделяем следующие компоненты: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, креативный. Рассмотрим более подробно их содержание.

Раскрытие сущности мотивационно-ценностного компонента экологической культуры студентов начнем с анализа понятия «мотив». Наиболее полно и адекватно, на наш взгляд, определяют сущность мотивов А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, под которыми ученые понимают возникающее в определенных объективных условиях более или менее осознанное побуждение к деятельности, выражающее потребности личности, реализуемые под воздействием конкретных социальных требований. Из зарубежных работ по теории мотивации наибольший интерес представляют работы А. Маслоу, который, выделяя пять уровней мотивации поведения и соответствующих потребностей личности, учитывает ее потребности в гармонизации отношений личности и природы.

Анализ теории двухуровневой структуры потребностей Е. Лоулера и общепринятой классификации потребностей, предложенной А. Маслоу, показал, что потребность в гармонии с природой, следуя непосредственно за сиюминутными физиологическими потребностями, присущими всему живому, является первой потребностью, удовлетворение которой требует чисто человеческого качества – разума, необходимого для предвидения развития событий и последствий своих действий, без чего сохранение жизни просто невозможно. Можно сделать вывод, что многие человеческие потребности выросли из потребности в природосообразности.

Общая социально-психологическая структура, в том числе и реализующая безопасность деятельности личности, может быть представлена схемой: цель ®мотив ® метод ® результат. Понимая под целью отдельные проявления профессиональной или любой другой деятельности человека, мы считаем, что их выполнение невозможно без осознания личностью необходимости удовлетворения своих потребностей в экологической безопасности.

Поведение личности, тем более в ситуации выбора (кризисной или чрезвычайной ситуации) почти никогда не объясняется одним мотивом. Оно является результатом сложной системы мотивов, которая называется мотивацией. Под мотивацией мы понимаем систему целей, потребностей, мотивов личности, которая детерминирует деятельность и поведение человека. Рассматривая мотивацию как интегрированное качество личности, где все ее компоненты связанные с повседневной и трудовой деятельностью представлены в единстве и взаимосвязи, мы считаем, что мотивационный компонент экологической культуры представляет собой совокупность мотивов, побуждающих личность к реализации принципов экологической гармонии при осуществлении в первую очередь профессиональной и иной деятельности специалиста, и которые накапливаясь, приобретают кумулятивный характер и определяют внутреннее содержание экологически ориентированной личности.

Все многообразие мотивов экологически ориентированной деятельности студентов можно представить тремя взаимосвязанными группами:

- непосредственно-побуждающие мотивы, основанные на эмоциональных проявлениях личности, на положительных или отрицательных эмоциях: страх перед опасным природным явлением, стихийным бедствием, угроза собственному здоровью, здоровью близких и окружающих, боязнь потери трудоспособности, летального исхода, др.;

- перспективно-побуждающие мотивы, основанные на понимании значимости гармонизации отношений общества и природы в целом: осознание мировоззренческого, социального, практического значения знаний и умений осуществления эколого-ориентированной деятельности; необходимость осуществления будущей профессиональной деятельности в соответствии с принципами устойчивого развития для себя и окружающих, развитие чувства долга, ответственности и т.д.;

- интеллектуально-побуждающие мотивы, основанные на получении удовлетворения от процесса познания и овладения навыками природосберегающей деятельности: интерес к появляющимся технологическим инновациям и уровню их экологической безопасности, стремление расширить культурный уровень, овладеть новыми умениями и навыками, обеспечивающими охрану природы в любом виде деятельности; увлеченность процессом решения возникающих экологических проблем собственной профессиональной деятельности и т.п.

Проводя анализ выделенных групп мотивов, необходимо отметить, что непосредственно-побуждающие мотивы являются для современного человека менее значимыми, т.к. развитая инфраструктура обеспечения жизнедеятельности, организация профессиональной деятельности, современный уровень средств защиты перестает актуализировать потребность постоянной борьбы за выживание и самосохранение. Данная ситуация таит в себе скрытую угрозу. С одной стороны, несформированность (семьей, школой, обществом) у современной молодежи мотивов природоохранной и экологоориентированной деятельности лишает профессиональное образование, в частности высшее, фундамента формирования экологической культуры.

С другой, опасности, формируемые научно-техническим прогрессом, обладают минимальной ощутимостью при повседневной жизни и достаточными для развития заболеваний негативными последствиями. В современных условиях человек окружил себя множеством технических средств, повышающих комфортность его существования. Однако, темп появления самих помогающих средств гораздо выше скорости проявления и регистрации негативного влияния на организм используемых технологий. Ситуация отягощается также вторжением человека в процессы микромира, молекулярного уровня течения жизни, в связи с чем возникают опасности, последствия которых регистрируются не у самого человека, попавшего под негативное воздействие, а у последующих поколений.

Таким образом, перспективно-побуждающие и интеллектуально-побуждающие мотивы обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности становятся наиболее актуальными. В сложившейся ситуации важно, чтобы система мотивов экологической культуры перешла в личностные мотивы студентов как будущих специалистов, и в их иерархии заняла как можно более высокую ступень. Только при выполнении данного условия возможно сохранение безопасного равновесия системы «человек – среда обитания», конструктивное и гармоничное сосуществование и их развитие. Поэтому в процессе формирования экологической культуры студентов следует уделить особое внимание развитию мотивационно-ценностного компонента.

Разрабатывая структуру экологической культуры студентов, мы опирались на общепринятое положение о том, что эта структура должна включать в себя прежде всего знания, т.к. успешность выполнения какой-либо деятельности требует определенного багажа знаний в соответствующей области.

Для раскрытия когнитивного компонента экологической культуры студентов проанализируем само понятие «знания». Определение, адекватно раскрывающее структуру знания, сформулировано Т.И. Шамовой: «Знание есть результат духовной и практической деятельности людей, выраженный в системе фактов, понятий, законов, теорий». Функция знания служит более всего цели познания: она помогает человеку организовать свои представления об окружающем мире, интерпретировать возникающие в повседневной жизни события и явления.

Анализ сложившейся ситуации взаимоотношений человека и окружающей его среды обитания привел нас к выводу о необходимости дальнейшего развития цивилизации с учетом формируемых этим развитием опасностей. Защита человека в сформированной им биотехносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения и достижение комфортных условий жизнедеятельности составляет основную цель экологии как науки. Средством достижения этой цели является реализация обществом и отдельным индивидом знаний, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических, социальных и других негативных воздействий (факторов) до допустимых уровней.

Как интегративная наука, т.е. возникшая на стыке разных научных дисциплин, экология характеризуется большим и разносторонним объемом знаний о явлениях и процессах осуществления жизнедеятельности человека и осложняется необходимостью комплексного решения, возникающих проблем сохранения жизни на планете. Для овладения знаниями о способах защиты от различных негативных факторов требуется наличие знаний о строении и функционировании организма человека (анатомия, физиология); причинах возникновения, источниках и механизмах поражающего действия негативного фактора (физика, химия, биология и т.д.), а также анализа их взаимодействия. В этой связи когнитивный компонент экологической культуры студентов вузов составляет целый комплекс знаний.

Для решения задачи сохранения жизни и здоровья человека, а также приемлемого качества окружающей среды необходимо наличие трех групп знаний. Первая группа включает систему знаний об источниках опасностей, их количественных и качественных характеристиках, вызывающих изменение функционального состояния отдельных органов или систем, механизмах негативного воздействия и развития патологических состояний.

Вторая группа составляет знания об уже разработанных и реализуемых в различных технологических процессах принципах и способах защиты окружающей природной среды, здоровья и жизни человека, биологических объектов от выявленных опасностей:

организационного характера – защита временем и защита расстоянием, установка ограждений и предупредительных знаков;

инженерно-технического характера – способы защиты, основанные на физических, химических, биологических и иных свойствах опасных веществ и процессов; лечебно-профилактического характера – необходимость и обязательность периодических медицинских осмотров с целью ранней диагностики профессиональных заболеваний, знание профилактических процедур, предотвращающих развитие патологий.

Третья группа характеризует наличие знаний о мерах защиты от остаточного риска: знание возможного риска при возникновении экологических и чрезвычайных ситуациях, способов локализации и ликвидации их последствий, изменение функционирования объектов экономики в выявленных условиях.

Учитывая природу окружающих нас опасностей, формируемых профессиональной деятельностью, знания о средствах обеспечения безопасности будут иметь различную научную основу. Знания о технических средствах защиты предполагают наличия у студента знания основ естественно-научных и инженерных дисциплин. Медицинские, правовые, психологические способы защиты должны опираться на знание студентами гуманитарных дисциплин.

Такое наличие разноплановых знаний, составляющих когнитивный компонент экологической культуры студентов, является сегодня обязательным при обеспечении экологической безопасности, как в условиях функционирования высокотехнологичных производств, так и употребления продуктов их деятельности, а также требует от студентов знаний активной обработки информации: дифференциации, систематизации, сравнительного анализа, установления логических и ассоциативных связей, обобщения.

В условиях сохранения имеющихся темпов научно-технического прогресса каждый специалист должен постоянно заниматься самообразованием, самостоятельно углублять и расширять уровень своих общих и специальных знаний в профессиональной деятельности, знать перечень и новинки профессиональной литературы, следить за достижениями зарубежных специалистов. Однако, наличие знаний о средствах безопасности лишь первая ступень овладения этими средствами. Для профилактики и преодоления опасных ситуаций необходимы умения и навыки.

При анализе содержания деятельностного компонента экологической культуры будем рассматривать технологию как последовательную взаимосвязанную систему действий личности, направленных на решение определенных задач, или как планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного процесса.

Человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности. Как основа безопасного бытия деятельность является важнейшим источником обогащения субъекта опытом социальных отношений и общественного поведения. Всякая деятельность состоит из операций и действий. Совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач, представляет собой умение. Таким образом, деятельностный компонент экологической культуры представляет собой механизм реализации студентами умений и навыков, с помощью которых они используют свои знания для природоохранной деятельности при решении проблемных ситуаций будущей профессии.

Наше понимание сущности умений подчеркивает ведущую роль теоретических знаний в формировании практической готовности будущих специалистов к экологически ориентированной реализации профессиональной деятельности, единство теоретической и практической подготовки, многоуровневый характер умений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий. Сущность технологии процесса эколого-ориентированной деятельности заключается в том, что личность совершает переход от управления операциями к безопасному управлению умениями и навыками, и как следствие, к безопасному осуществлению деятельности.

Основываясь на положении о том, что результатом деятельности может быть не только предмет или продукт, но и решение разного рода задач, которые ставятся самим субъектом в профессиональной деятельности (К.А. Альбуханова-Славская), технологический компонент экологической культуры студентов определен нами на основе выделения понятия «задачи деятельности» как единицы анализа культуры. В процессе исследования установлена зависимость развития экологической культуры от способности и уровня умений решать задачи сохранения здоровья и жизни людей, материальных ценностей, состояния окружающей природной среды в нестандартных, экологически кризисных ситуациях.

Таким образом, деятельностный компонент экологической культуры студентов представляет собой процесс решения ряда последовательных задач: аналитических, формирующих, корректирующих и ценностно-ориентирующих.

Аналитические задачи включают в себя анализ технологий осуществления процесса профессиональной деятельности в целом и отдельных составляющих его компонентов; умения осуществлять рефлексивный анализ собственной деятельности, деятельности коллег и общества в целом; анализ возникающих опасных ситуаций: причины, природа и характер негативного фактора, механизм воздействия, нерациональность или ошибочность деятельности; анализ трудностей, возникающих в ходе реализации безопасной профессиональной деятельности, своевременный анализ внедряемых производственных инноваций и комплексный анализ безопасности результатов их эксплуатации.

Формирующие задачи заключаются в формировании у студентов представлений о современных достижениях в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, средствах и способах минимизации негативного воздействия на организм, об инновационных защитных технологиях; формирование умений комплексного решения проблем природоохранной деятельности, сочетание разных методов и способов экологически безопасной деятельности, выбор наиболее оптимальных в конкретной ситуации; формирование умений экологически безопасной практической реализации новшеств.

Корректирующие задачи мы видим в корректировке целей, профессиональных и учебно-воспитательных задач для студентов на основании потребностей и социального заказа современного общества; изменении содержания обучения с учетом безусловности приоритетов экологической безопасности при корректировке подходов подготовки специалистов техносферы и гуманитарных специальностей, решении любых профессиональных задач, корректировке существующих форм и методов учебной деятельности студентов, особенно в курсе «Экология».

Ценностно-ориентирующие задачи представляют собой необходимость нравственного выбора при определении безопасного способа поведения, высокого гражданского самосознания, готовности к ущемлению сегодняшних интересов, а иногда к определенному ограничению индивидуальных свобод во благо жизни человека и развития будущих поколений.

На наш взгляд, комплексное осуществление вышеописанных задач возможно только путем творческого их решения с учетом специфики и особенностей каждого профессионального коллектива.

Креативный компонент. Появившийся в начале 60-х годов в англо-американской психологии термин «креативность» означает способность, отражающую свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. В отечественной психологии креативность рассматривается как «творческость», творческие возможности человека, как некоторое особое свойство (устойчивая особенность) человеческого индивидуума, обусловливающее способность проявлять социально значимую творческую активность.

Процесс присвоения знаний эколого-ориентированной освоения деятельности и природосберегающих технологий для безопасной реализации профессиональной деятельности происходит на творческом уровне: осваивая знания и технологии, личность привносит в них свое профессиональное «Я». Таким образом, креативный компонент экологической культуры студентов представляет собой готовность к творческому осуществлению процесса обеспечения эколого-ориентированной деятельности.

Развитие у личности творческого мышления является наиболее важной задачей в процессе формирования экологической культуры индивида, т.к. получая чисто репродуктивные знания, человек не может идентифицировать их с областью применения, такие знания лишь частично будут отражаться в деятельности и поведении личности.

Разделяя точку зрения Л.Н. Макаровой, мы считаем, что развитию творческого мышления мешает жесткость стереотипов, зажатость в оковах привычных схем и способов мышления, неспособность или нежелание выйти за их пределы.

Вместе с тем необходимо учитывать двойственную природу стереотипов. С одной стороны, в динамическом процессе творчества стереотипы становятся препятствием: они закрепощают мышление, создают тенденциозность, заставляют его двигаться по проторенным путям, не ведущим ни к чему новому. С другой, стереотипы представляют собой часть прошлого опыта индивидуума, закрепившаяся в мышлении и постоянно используемая при решении личностных и будущих профессиональных задач, возникающих в обычных ситуациях и обеспечивающая надежность, определенность и быстроту реакции.

Поэтому, рассматривая отрицательные стороны стереотипов, нельзя недооценивать их роль в качестве необходимого базиса для творчества, формируемого в процессе деятельности. Беря на себя рутинные операции и позволяя не тратить каждый раз усилия на решение однотипных задач, они высвобождают пространство для творчества.

Исходя из рассмотренного следует отметить, что для обеспечения эколого-ориентированной жизни и деятельности необходимо единство алгоритмической (рутинной) и творческой составляющих. Решение повседневных задач минимизации риска опирается на строгий, всем известный, неоднократно испытанный, а потому надежный алгоритм действий. В зависимости от условий неопределенности (дефицит времени, информации и т.д.), когда поиск нормативных правил и алгоритмических предписаний реализовать невозможно, осуществляется эвристический поиск нового (творческого) решения.

Помимо вышеописанных структурных компонентов, экологическая культура студентов вузов включает в себя ряд функциональных компонентов. Функциональный анализ культуры не является принципиально новым. Понятие «функция» многообразно, оно используется в естественных и гуманитарных науках в очень широком диапазоне: от математического понимания, как зависимости любого рода между двумя и более переменными, до функции как характеристики и признака какого-либо системного явления. В науках, исследующих социальный аспект деятельности человека, под функцией чаще всего понимают качественную характеристику, направленную на сохранение, поддержание и развитие системы. Устойчивость функциональных компонентов системы определяется их связью со структурными компонентами и между собой. Отсутствие связи у каких-либо компонентов с другими ведет к их изоляции и в конечном итоге к вытеснению из системы. Это движение наглядно просматривается в процессе функционирования экологической культуры личности.

Основные функции экологической культуры студента могут быть поняты, исходя из учета специфики его будущей профессиональной деятельности, многообразия отношений и общения, системы ценностных ориентаций, возможностей творческой самореализации личности. Каждая функция экологической культуры отражает один или несколько видов профессиональной деятельности, раскрывающих многообразие профессиональных задач.

К функциональным компонентам экологической культуры полифункционального явления относятся: гуманистический, образовательный, коммуникативный, нормативный, эргономический компоненты.

Гуманистическаяфункция экологической культуры студентов опирается на необходимость в современных условиях гуманизировать деятельность профессионалов. Это значит, что для достижения экономических и социальных целей общества, охраны здоровья человека, создания необходимых условий для высокопроизводительного труда, благосостояния нынешних и будущих поколений современные концепции природопользования должны базироваться на принципе гармоничного взаимодействия человека с природой и выдвигают в качестве приоритетных требования к формированию личностных качеств будущего специалиста. Экологическая культура в сложившейся ситуации выступает необходимым условием в достижении консенсуса при оценке ценности природных ресурсов и создании мотивации для экологически рациональной деятельности людей.

Другим немаловажным условием при достижении гуманизации производственной деятельности является формирование системного мышления, единого видения мира без разделения на «физиков» и «лириков», т.к. именно разрыв технической и гуманитарной подготовки привел к обеднению гуманитарного содержания учебно-воспитательного процесса, снижению творческого и культурного уровня специалиста, экономическому и правовому нигилизму, а в конечном счете – к снижению потенциала науки и производства.

В этой связи, решение проблем эколого-ориентированной деятельности, представляющее собой комплексную систему: экологическая безопасность, техносферная безопасность, правовая безопасность и т.д., требующее от специалиста знания законов развития человека и общества, закономерностей и принципов развития природы и производства, условий устойчивости данного развития под влиянием современных технологических процессов и технических средств, а следовательно и экологическая культура будущих специалистов, представляющая собой способность решения данных проблем, является консолидирующим средством технических и гуманитарных ценностей.

Таким образом, гуманистическая функция экологической культуры студента утверждает ценность человека как личности, создает условия для развития ее способности и дарований, развивает отношения сотрудничества, справедливости, равенства.

Образовательнаяфункция исследуемой культуры состоит в целенаправленной деятельности студента по овладению системой знаний теоретических основ природоохранной деятельности и формированию умений и навыков обеспечения безопасной профессиональной деятельности, социальным опытом в интересах личности, общества и государства. Теоретические и практические аспекты реализации образовательной функции экологической культуры студентов предполагают изучение теории в контексте будущей профессиональной деятельности, что обеспечивает овладение ими содержательными и организационно-методическими основами обеспечения экологически безопасной жизнедеятельности.

Реализация данной функции обусловлена рядом факторов: уровнем профессиональной подготовки преподавателя, включающей специальную, дидактическую, технологическую, методическую подготовку; уровнем готовности и мотивированности обучающихся к овладению профессией; наличием соответствующей материально-технической базы обучения; наличием необходимого и достаточного времени, т.е. сроков обучения; индивидуально-психологическими особенностями обучающих и обучающихся и др.

Нормативнаяфункция экологической культуры регламентирует равновесие в системе «человек – среда обитания», по средствам нормирования влияния дестабилизирующих процессов техносферы, разрешения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия личности, общества, субъектов профессиональной деятельности, обеспечения их сотрудничества, достижения совместных целей. В системе экологической культуры нормы отражают опыт развития общества и производства, помогают утвердить в жизни и профессиональной деятельности ценности и приоритеты гармоничного развития человека и окружающей природной среды.

Однако при проявлении нормативной функции необходимо учитывать возможность «нормативной избыточности». Анализируя опыт передачи знаний, необходимо отметить, что чрезмерное введение запретов, осуществление защиты деятельности человека через систему «нельзя» приводит к формированию иждивенческой, пассивной позиции личности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях (ожидание помощи извне), ограничению креативности безопасного поведения, к нежеланию поиска решения проблемной ситуации.

Прослеживая при реализации конкретной профессиональной деятельности зависимость уменьшения риска профессии (снижение количества профессиональных патологий, летальных исходов) от введения и соблюдения норм предельно допустимого воздействия опасных факторов техносферы, нормативная функция экологической культуры переводит нормирование в сознании студента из системы запретов в один из способов защиты организма от негативных факторов среды обитания. Знание норм профессиональной деятельности облегчает поиск необходимого решения, придает уверенность в правильности своих действий.

В результате аналитического осмысления функциональных компонентов, мы делаем вывод, что экологической культуре студентов присуща полифункциональность, выражающаяся во взаимозависимости и взаимообусловленности ее гуманистической, образовательной, нормативной и эргономической функций.

На основании проведенного исследования и выделенных компонентов мы определяем экологическую культуру студентов как интегративное, динамическое структурно-уровневое образование, представленное совокупностью структурных (мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного, креативного) и функциональных (гуманистического, образовательного, нормативного, эргономического) компонентов, определяющее способ экологически рациональной самореализации в процессе производственной и социальной деятельности личности.

 





Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1426; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.167.220.36
Генерация страницы за: 0.185 сек.