Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Износ основных фондов




 

Основные фонды имеют как потребительную стоимость, так и стоимость. В процессе эксплуатации происходит снашивание основных фондов, в результате чего теряется часть потребительной стоимости. Снашивание основных фондов проявляется в виде физического и морального износов.

На степень снашивания влияют содержание оборудования, своевременность и качество технических обслуживаний и ремонтов, степень защиты от внешних атмосферных влияний, квалификации рабочих и т.д.

Износ, при котором основные фонды при снашивании теряют потребительную стоимость в процессе их эксплуатации или под влиянием естественных сил природы, называется физическим износом.

Физический износ (Иф) можно определить по формуле:

,

где Иф – физический износ, %;

Тф – фактический срок службы, годы;

Тп – срок службы по установленной норме (амортизационный период), годы.

Однако в этом случае не учитываются проведенные капитальные ремонты, которые оказывают частичное восстановление физического износа и потребительной стоимости машин. Количественное уменьшение потребительной стоимости влечет за собой снижение стоимости или экономический износ основных фондов. Экономический износ возникает не только в результате физического, т.е. материального износа, но и морального износа основных фондов.

С целью восстановления физического износа автомобилей и поддержания его в технически исправном состоянии производится частичное восстановление основных фондов, т.е. их ремонт.

Цель ремонта – возместить износ узлов, агрегатов, деталей в натуральной форме и обеспечить их работоспособное состояние в течении всего времени их функционирования. Экономически различают три вида ремонта:

1. восстановительный;

2. текущий;

3. капитальный.

Восстановительный ремонт – это особый вид ремонта, вызываемый различными обстоятельствами, такими как стихийное бедствие, военное разрушение. Восстановительный ремонт проводится за счет специальных средств государственного резервного или страхового фондов и финансируется по плану капитальных вложений.

Текущий ремонт – производится в процессе функционирования основных фондов без длительного перерыва производственного процесса. Затраты на текущий ремонт имеют сравнительно равномерный характер и включаются в себестоимость продукции.

Капитальный ремонт – характеризуется полной разборкой машины, замены всех износившихся деталей, агрегатов, узлов. Капитальный ремонт требует остановки производства на длительное время. После капитального ремонта машина должна соответствовать тем условиям технических требований, которые предъявляются к ним. Затраты на капитальный ремонт производятся за счёт специальных средств имеющихся на предприятии для проведения капитальных ремонтов. В себестоимость продукции они входят долей амортизационных отчислений на капитальный ремонт.

В результате развития техники происходит внедрение в производство новых машин, оборудования и др., которые вытесняют старую технику.

Износ, связанный с ростом научно-технического прогресса и проявляющийся тем больше, чем выше темпы развития техники, называется моральным износом.

Моральный износ проявляется в двух формах:

1. Первая форма морального износа проявляется в снижении стоимости воспроизводства вещественных элементов. Это применение новых методов труда, более совершенной технологии, использование заменителей и более дешевых материалов. Это значит, что незначительному моральному износу первой формы машины подвергаются в течении даже небольшого промежутка времени. Первая форма морального износа не связана с какими-то ни было конструктивными изменениями машин.

2. Вторая форма морального износа заключается в появлении более производительных и экономичных машин. Это применение в производстве новых машин вместо морально устаревших, что означает не только снижение затрат овеществленного труда на единицу продукции, в частности, амортизация, затраты на сырье, топливо, материалы и др., но и ведет в первую очередь к экономии живого труда, к высвобождению рабочей силы, к облегчению и улучшению условий труда.

При моральном износе второй формы, применяя устаревшую технику, общество вынуждено затрачивать на производство одного и того же продукта больше рабочего времени. Моральному износу подвергаются все основные фонды, но в различной степени.

Например: моральный износ зданий не так заметен, как машин. Эксплуатация самого устаревшего здания не ведет к растрате живого труда. Новые машины выгоднее применять даже тогда, когда бы старые машины вообще не имели стоимости и действовали как даровая рабочая сила природы.

Поэтому при технической реконструкции автомобильного парка нужно учитывать наряду с надежностью и долговечностью автомобилей и затраты труда на производство и эксплуатацию. В ряде случаев совершенствование конструкции связано с удорожанием производства, которое компенсируется экономией на эксплуатационных расходах, за счет уменьшения затрат на ТО и ТР, увеличения межремонтных пробегов.

Ремонтно-профилактические работы составляют до 30% общей трудоемкости автомобильных перевозок и до 15% себестоимости перевозок. По сравнению с трудоемкостью изготовления на заводах, годовая трудоемкость обслуживании автомобиля в АТП в 2,5 раза больше в результате этого в АТП создается большой штат ремонтных рабочих. В ходе совершенствования конструкции машин должен быть обеспечен свободный доступ к узлам и отдельным деталям, а также унификация размерных деталей. Все это является резервом снижения затрат на ТО и Р, а также заработной платы ремонтных рабочих.

Таким образом, физический и моральный износ основных фондов приводит к уменьшению потребительной стоимости, оказывает существенное влияние на экономику страны, на состояние капитальных вложений в народное хозяйство.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.