Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Игровая психотерапия




Игровая психотерапия - вид коллективной психотерапии, при которой ситуация воздействия определена игровой деятельностью. Существенный психологический признак игры - одновремен­ное переживание условности и реальности ситуации. Человек в игре знает, что играет, и в то же время ведет и чувствует себя так же, как в ответственных условиях реальной жизни. Поэтому игра может служить задачам диагностики, обучения, тренировки, пси­хокоррекции. Поскольку игра - это модель жизни, постольку этот метод можно отнести и к разряду моделирования.

В исключительно популярном впоследнее время в практичес­кой психологии методе - тренинге особенно явственно присут­ствуют элементы игровой психотерапии.

Психологический тренинг в целом можно отнести к игровому моделированию, а многие его модификации - к игровой психотерапии. К. Левин, первым использовавший тренинговые группы (Т-группы), счи­тал, что воздействия других людей на человека - наиболее эффективный путь измене­ния его направленности и поведения. Следовательно, общение людей даже в искусственно созданных группах должно способ­ствовать росту их коммуникативной компетентности, совершен­ствованию межличностного поведения, повышению эффектив­ности управленческой деятельности и даже оптимизации мотивационной сферы и росту личности. Особую ценность тренингу и близким к нему формам общения в искусственных груп­пах (например, в «группах встреч») придает возможность посмот­реть на себя со стороны. Либо с помощью специальной аппаратуры (аудио, видео), либо через сообщения других участников сеанса. Таким путем можно проверить надежность работы механизма индивидуальной социальной рефлексии, т. е. выявить адекватность своего представления о собственном образе в глазах других.

Классикой игровой психотерапии является психодрама - вид игровой психотерапии, в которой пациенты попеременно высту­пают в качестве актеров и зрителей инсценировки, воспроизво­дящей (моделирующей) жизненные ситуации, имеющие лично­стный смысл для ее участников. Важны спонтанность, активность, импровизационностьповедения. Цель психодрамы - устранение неадекватных эмоциональных реакций, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. Автор метода Я. Морено считал основой лечебного эффекта психодрамы «душевное облег­чение и очищение» (катарсис). Я. Морено предложил заменить поток свободных ассоциаций процессом спонтанного поведения человека в малой группе (участники психодрамы).

Психоэстетотерапия

Это совокупность методов психотерапевтического воздействия через обращение к творческой сфере человека. Психоэстетотерапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме, но, пожалуй, в групповой чаще и с большим эффектом. Ее суть в вов­лечении испытуемого в процессы созерцания (восприятия) или созидания произведений творчества. В первом случае говорят о пассивной терапии, во втором - об активной.

Под творчеством в первую очередь имеется в виду искусство. И тогда эту группу методов именуют арттерапией. Чаще других используются: музыка (музыкотерапия); танцы (танцевальная терапия); изобразительное творчество (рисование, лепка), иног­да отождествляемое с арт-терапией в целом; кино (кинотерапия). Арт-терапия в настоящее время находится явно на подъеме, пред­лагая все новые и новые методики психокоррекции. Другим компонентом эстетотерапии выступает группа методов, использующих литературно-поэтическое творчество: библиоте­рапия, сказкотерапия.

Эти методы являются мощным средством нефармакологичес­кого и несуггестивного (без внушения) воздействия на эмоцио­нальную и мотивационную сферы личности. С их помощью воз­можно изменять настроения и отношения, корректировать ценностные ориентации, обеспечивать глубокий отдых и увле­кать приятной творческой деятельностью.

Главная цель пассивных методов, где клиент выступает в роли зрителя, слушателя, - это его отвлечь, успокоить. Реже - возбу­дить, воодушевить, вызвать эмоциональный подъем. Произведе­ния подбираются с учетом вкусов, эстетических потребностей и уровня художественной грамотности пациента. Очень часто пас­сивная психоэстетотерапия имеет не только самостоятельное зна­чение, но и сопровождает другие психотерапевтические методы с тем, чтобы создать для их использования благоприятный фон и усилить терапевтический эффект. Так, рекомендуется примене­ние музыкотерапии при занятиях аутогенной тренировкой для моделирования соответствующего состояния покоя и расслабле­ния. Совместный просмотр или прослушивание произведений искусства облегчают межличностные контакты между врачом и больным при разъяснительной терапии, между участниками кол­лективной и групповой форм терапии.

Активные способы эстетотерапии - это приемы, при которых пациент сам участвует в исполнении произведений искусства: рисует, поет, играет на музыкальных инструментах. Эти методы формируют у пациента самостоятельность, стимулируют творчес­кую активность. Занятия в группах способствуют расширению контактов, уменьшают замкнутость и фиксированность на своих негативных переживаниях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 327; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.