Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспериментальное общение экспериментатора и испытуемого




Тема 8. Психологические особенности эксперимента

 

Психологический эксперимент – это совместная деятельность экспериментатора и испытуемого, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемого.

Процессом, организующим и регулирующим совместную деятельность, является общение.

Все психологи признают значение влияния ситуации эксперимента на его результаты. Так, выявлено, что процедура эксперимента оказывает большее воздействие на детей, чем на взрослых. Объяснения этому находят в особенностях детской психики:

1.Дети более эмоциональны при общении со взрослыми. Взрослый для ребенка всегда является психологически значимой фигурой. Он либо полезен, либо опасен, либо симпатичен и заслуживает доверия, либо неприятен и от него надо держаться подальше.

Следовательно, дети стремятся понравиться незнакомому взрослому, либо спрятаться от контактов с ним. Отношения с экспериментатором определяют отношение к эксперименту (а не наоборот).

2.Проявление личностных особенностей у ребенка зависит от ситуации в большей степени, чем у взрослого. Ситуация конструируется в ходе общения: ребенок должен успешно общаться с экспериментатором, понимать его вопросы и требования. Ребенок овладевает родным языком при общении с близким окружением, усваивая не литературный язык, а говор («сленг»). Экспериментатор, говорящий на литературно-научном языке, никогда не будет для него «эмоционально своим», если только ребенок не принадлежит к тому же социальному слою. Непривычная для ребенка система понятий, способов коммуникации (манера говорить, мимика и т.д.) будет мощнейшим барьером при его включении в эксперимент.

3.Ребенок обладает более живым воображением, чем экспериментатор, и поэтому может иначе, фантастически, интерпретировать ситуацию эксперимента, чем взрослый. Экспериментатору рекомендуют обращать внимание на то, правильно ли понимает ребенок обращенные к нему вопросы и просьбы, что он имеет в виду, давая тот или иной ответ (ведь ребенок может рассматривать эксперимент как «игру» со своими законами).

С.Розенцвейг в 1933г. Выделил основные факторы общения, которые могут искажать результаты эксперимента:

1.Ошибки «отношения к наблюдаемому». Они связаны с пониманием испытуемым критерия принятия решения при выборе реакции.

2.Ошибки, связанные с мотивацией испытуемого. Испытуемый может быть мотивирован любопытством, гордостью, тщеславием и действовать не в соответствии с целями экспериментатора, а в соответствии со своим пониманием целей и смысла эксперимента.

3.Ошибки личностного влияния, связанные с восприятием испытуемым личности экспериментатора.

Испытуемый может участвовать в эксперименте либо добровольно, либо принудительно. Само участие в эксперименте порождает у испытуемых ряд поведенческих проявлений, которые являются причинами артефактов. Среди наиболее известных – «эффект плацебо», «эффект Хоторна», «эффект аудитории».

С точки зрения Л.Б.Кристиансена, все варианты поведения испытуемого в эксперименте можно объяснить актуализацией одного мотива – стремления к позитивной самопрезентации, т.е. стремления выглядеть в собственных глазах как можно лучше. Испытуемый обращает внимание на слухи об эксперименте и его целях, на инструкцию и сообщения экспериментатора в процессе беседы, на специфические черты личности экспериментатора, условия проведения исследования (оборудование лаборатории, комфортность обстановки и т.д., учитывает особенности общения с экспериментатором в ходе эксперимента. Опираясь на эти признаки, испытуемый строит «внутреннюю» модель экспериментальной ситуации. Метод «обмана», если подмена целей эксперимента обнаружена испытуемым, не будет эффективным.

Демонстративные личности склонны превращать эксперимент в театр: они ведут себя неестественно и нарочито.

Тревожные личности могут вести себя скованно, напряженно.

Для контроля влияния личности испытуемого и эффектов общения на результаты эксперимента предлагается ряд специальных методических приемов:

1.Метод «плацебо вслепую», или «двойной слепой опыт». Подбираются идентичные контрольная и экспериментальная группы. Экспериментальная процедура повторятся в обоих случаях. Сам экспериментатор не знает, какая группа получает «нулевое» воздействие, а какая подвергается реальному манипулированию. Модификация этого плана состоит в том, что эксперимент проводит не сам экспериментатор, а приглашенный ассистент, которому не сообщается истинная гипотеза исследования и то, какая из групп подвергается реальному воздействию. Этот план позволяет элиминировать и эффект ожиданий испытуемого, и эффект ожиданий экспериментатора. (морфий)

2.Метод обмана – основан на целенаправленном введении испытуемых в заблуждение. Экспериментатор придумывает ложные цель и гипотезу, независимые от основных. Выдуманные цель и гипотеза сообщаются испытуемым. Возможным вариантом метода обмана является простое сокрытие истинных целей и гипотезы, в этом случае испытуемые будут сами придумывать варианты, но лучше предложить испытуемому хоть какой-то вариант гипотезы.

3.Метод «скрытого эксперимента» - применятся часто в полевых исследованиях, при реализации естественного эксперимента. Эксперимент так включается в естественную жизнь испытуемого, что он не подозревает о своем о своем участии в исследовании в качестве испытуемого.

4.Метод независимого измерения зависимых параметров. Эксперимент проводится с испытуемым по обычному плану, но эффект воздействия измеряется не в ходе эксперимента, а вне его, например при контроле результатов учебной или трудовой деятельности бывшего испытуемого.

5.Контроль восприятия испытуемым ситуации. Обычно для этого применяется предложенная Орне схема постэкспериментального интервью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.