Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы экспериментов для одного испытуемого




Факторные планы

Факторные эксперименты применяются тогда, когда необходимо проверить сложные гипотезы о взаимосвязях между переменными. Общий вид подобной гипотезы: «Если А1, А2, А3…Аn, то В». Такие гипотезы называются комплексными или комбинированными.

В факторном эксперименте проверяются одновременно два типа гипотезы:

1) гипотезы о раздельном влиянии каждой из независимых переменных;

2) гипотезы о взаимодействии переменных, а именно – как присутствие одной из независимых переменных влияет на эффект воздействия на другой.

Например: система поощрений и наказаний, температура в помещении и наличие постороннего человека оказывает существенное влияние на качество выполняемой работы сотрудниками предприятия. Здесь отдельно изучается, как влияет система поощрений и наказаний, затем – температура в помещении, затем – наличие постороннего человека. После этого изучается, к примеру, как влияет система поощрений и наказаний при нормальной температуре в помещении, при жаркой и холодной и т.д.

Факторный эксперимент строится по факторному плану. Факторное планирование эксперимента заключается в том, чтобы все уровни независимых переменных сочетались друг с другом. Число экспериментальных групп равно числу сочетаний уровней всех независимых переменных (так, в приведенном примере групп должно быть -13).

В настоящее время в психологии наиболее распространены факторные планы.

Чаще всего используют факторные планы для двух независимых переменных и двух уровней типа 2х2. Этот план используется для выявления эффекта воздействия двух независимых переменных на одну зависимую.

Первые экспериментальные исследования проводились с участием одного испытуемого – им являлся сам экспериментатор, либо его ассистент.

Классическим экспериментальным исследованием одного испытуемого стала работа Г.Эббингауза, которая была проведена в 1913г. (в итоге была получена кривая забывания: зависимость объема сохраненного материала от времени, прошедшего с момента заучивания).

Методология исследования одного испытуемого разрабатывалась в 1970-80-е гг. Кратохвиллом, Скиннером, МакГиганом и др.

Эксперимент с одним испытуемым возможен тогда, когда:

а) индивидуальными различиями можно пренебречь в отношении переменных, изучаемых в эксперименте, все испытуемые признаются эквивалентными;

б) испытуемый уникален, и проблема прямого переноса данных неактуальна.

Стратегия экспериментирования с одним испытуемым разработана Скиннером для исследования процесса обучения.

Исследование по схеме «один испытуемый» называется также планированием временных серий. Основным показателем влияния независимой переменной на зависимую, при реализации этого плана, является изменение характера ответов испытуемого от воздействия на него изменения условий эксперимента во времени. Простейшая стратегия – схема А-В. Испытуемый первоначально выполняет деятельность в условиях А, а затем – в условиях В. Но при такой стратегии неясно, что привело к эффекту, может быть воздействие оказала не переменная В, а какая-либо иная переменная, не учтенная в эксперименте.

Поэтому чаще применяется схема: А-В-А. Первоначально регистрируется поведение испытуемого в условиях А, затем условия изменяются (В), а на третьем этапе происходит возвращение прежних условий (А). Если при изменении условий на третьем этапе восстанавливается прежний вид функциональной зависимости между зависимой и зависимой переменными, то независимая переменная считается причиной, которая может модифицировать поведение испытуемого.

План, который дважды воспроизводит один и тот же экспериментальный эффект – это схема А-В-А-В.

Применение более «длинных» временных планов увеличивают гарантию обнаружения эффекта, но приводит к утомлению испытуемого.

Результаты экспериментов с одним испытуемым очень зависят от предубеждений экспериментатора и отношений, которые складываются между ним и испытуемым. При проведении длительной серии последовательных воздействий экспериментатор может неосознанно или осознанно действовать так, чтобы у испытуемого актуализировалось поведение, подтверждающее экспериментальную гипотезу.

Эксперименты с участием одного испытуемого играют важную роль в психофизиологии, психофизике, психологии научения и когнитивной психологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 4656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.