Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Язык народности и национальные языки




Общественная, социальная природа языка ярче всего прояв­ляется во внешних условиях его существования. Поскольку язык в процессе исторического развития общества обслуживает раз­ные коллективы людей (род, племя, народность, нацию), то раз­личают родовой язык, племенной, язык народности и нацио­нальный язык.

Родовой язык сегодня найти довольно трудно, так как родо­вая ступень развития общества — это уже пройденный этап в ис­тории человечества. На этой ступени существования языка для него характерно единство, хотя и в определенных территориаль­ных пределах.

Племенных языков сохранилось достаточно много (например, языки индейцев северной и южной Америки). Процесс форми­рования племенного языка на базе родового объясняет гипотеза «первичной языковой непрерывности», предложенная историком СП. Толстовым. Согласно этой гипотезе, родовые территориаль­но смежные языки довольно похожи друг на друга. Языки, отсто­ящие друг от друга на один, похожи меньше, на два — еще меньше и т.д. (именно такой диффузный языковой ландшафт застал в 70— 80 гг. прошлого века Н.Н. Миклухо-Маклай в Новой Гвинее: «По­чти в каждой деревне Берега Маклая, — писал он,— свое наречие. В деревнях, отстоящих на четверть часа ходьбы друг от друга, име­ется уже несколько различных слов для обозначения одних и тех же предметов, а жители деревень, находящихся на расстоянии часа ходьбы одна от другой, говорят иногда на столь различных наре­чиях, что почти не понимают друг друга. Во время моих экскур­сий, если они длились больше одного дня, мне требовалось два или даже три переводчика, которые должны были переводить один другому вопросы и ответы»). Вокруг территориально смежных языков происходила концентрация преобладающих языковых диалектных признаков, вследствие чего именно эти языки стано­вились естественной основой для образования племенного язы­ка. Со временем поляризация диалектов, тяготеющих к тем или иным центрам, усиливалась, границы между ними становились все более резкими, что способствовало дальнейшей дифференци­ации племенных языков и диалектов. Особенно активно процесс формирования диалектов протекал в эпоху феодальной раздробленности.

1 Миклухо-Маклай Н.Н. Путешествия. М.-Л., 1940. Т I, с. 243. Сходная карти­на открылась и современным исследователям Африки. Так, к югу от Сахары насчитывается примерно 2 тыс. языков. Множественность и дробность язы­ковых семей Африки, Океании рассматриваются в социолингвистике как наследие и вместе с тем аналог этноязыковых ситуаций племенного строя.

2Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 2000, с. 97.

Феодализм, нарушив племенное объединение людей и племенное дробление языков, способствовал развитию новой тен­денции, а именно разделению людей (и соответственно языков) на основе территориальных, экономических и политических свя­зей. На смену племенным диалектам приходят территориальные диалекты, представляющие собой разновидность одного языка, yпотребляемого в качестве средства общения людьми, связанны-ми территориальной общностью.

Диалекты одного и того же языка могут отличаться друг от друга:

1) фонетическим строем, например, особенностью вокализ­ма (ср. севернорусский окающий вокализм и южнорусский ака­ющий) или консонантизма (ср. произношение звука [г] в север­норусских говорах как взрывного и в южнорусских — как фрикативного);

2) лексическим строем, особенно в названиях предметов быта и сельскохозяйственной терминологии (ср. сев.-рус. изба — юж.-рус. хата; сев.-рус. чердак — юж.-рус. потолок; сев.-рус. орать — юж.-рус. пахать; сев.-рус. боронить — юж.-рус. скородить);

3) грамматическим строем языка (ср. различия во флексии глаголов 3 лица настоящего времени: сев.-рус. [t] — юж.-рус. [t']).

Обладая различиями в звуковом строе языка, в грамматике, словообразовании, лексике, территориальные диалекты по-раз­ному противостоят друг другу: одни из них остаются близкими друг другу, существующие между ними различия не затрудняют понимание их носителей (таковы, например, славянские диалек­ты и в частности, русские, в которых северно - и южнорусские диалекты характеризуются относительным единством их языко­вой системы), другие расходятся настолько, что понимание их носителей затруднено или просто невозможно (таковы, напри­мер, северно- и южнокитайские диалекты или нижнесаксонс­кие и баварские диалекты немецкого языка: нижнесаксонские диалекты в лингвистическом отношении стоят ближе к диалек­там голландского языка, чем к баварским).

Почему тогда эти диалекты не являются самостоятельными языками? В решении этого вопроса важную роль играет социо­лингвистический критерий, и прежде всего самосознание носителей языка, т.е. то, как оценивает соответствующий коллектив свой язык — как «полноправный», стандартный или как функци­онально «ущербный», т.е. ограниченный в своем употреблении (на нем не издают газет, не говорят по радио или телевидению, не обу­чают в школе, а используют только дома, «среди своих»). Если функционирование языка ничем не ограничивается, то перед нами полноправный язык, если же его употребление ограничено (на­пример, территорией, кругом семьи), то перед нами диалект. Важ­ную роль здесь играет и социо-политический фактор, официаль­ное признание языка в качестве государственного, т.е. «за спиной языка» стоит государство с армией и флотом (так, например, один из вариантов ретороманского языка — романшский — относят к языкам, поскольку он наряду с французским, немецким и италь­янским является одним из четырех официальных языков Швей­царии, а другой его вариант — ладинский, распространенный в Северной Италии, не получил официального признания и поэто­му до сих пор считается местным диалектом).1Атлас языков мира. М., 1998, с. 23.

Следующий этап в развитии языка - образование языка на­родности. Усиление процессов экономической и государственной интеграции, постепенное преодоление феодальной раздроблен­ности вело к образованию более крупных общностей — народно­стей, характеризующихся единством территории, экономическо­го уклада, языка и элементов культуры. Языков народностей на земле сохранилось значительно больше, чем племенных (ср., на­пример, аварский, лезгинский, лакский языки в Дагестане).

Наконец, высшая ступень существования языка — нацио­нальный язык. Он возникает в период сложения нации, т.е. та­кой исторической общности людей, которая характеризуется единством языка, территории, экономической жизни, психичес­кого склада, этнического самосознания, проявляющегося в об­щности культуры. Процесс превращения народности в нацию сопровождается преодолением феодальной раздробленности, развитием капиталистических отношений, образованием внут­реннего рынка, усилением языкового единства. Национальный язык — это социально-историческая категория, которая обозначивает язык, являющийся средством письменного и/или устного общения нации. В зависимости от формы существования национального языка и от объема его коммуникативных функций различают три типа национального языка:

1) национальный язык, выступающий лишь в письменной форме при наличии резко различающихся территориальных диалектов, функционирующих в устном общении (например, китайский письменный язык, понятный на всей территории рас­селения ханьцев, которые говорят на нескольких взаимно непонятных диалектах);

2) национальный язык, выступающий лишь в устной фор­ме, тогда как письменные формы языков различаются (напри­мер, разговорный язык норвежцев, которые в письменном об­щении используют два языка — один на норвежской, другой — на датской основе);

3) национальный язык, выступающий в двух формах — уст­ной и письменной, в связи с чем он понятен всем представите­лям данной нации (например, русский, турецкий, японский и др. языки).

В структурно-языковом плане национальный язык полностью наследует структуру языка народности, что позволяет выполнять ему эпистемическую функцию, т.е. функцию хранения и передачи от поколения к поколению культурно-исторических и иных тради­ций. Как и язык народности, он является общенародным и харак­теризуется наличием общего словарного фонда и грамматической системы. Это, однако, не исключает его территориальной и соци­альной стратификации, различных форм его существования, а именно наличия в нем диалектов или наддиалектных языковых образований типа койне, различных социолектов (социальных ди­алектов) типа профессиональной речи, профессиональных жарго­нов, тайных корпоративных языков (например, в XIX в. на Руси существовали тайные языки офеней — коробейников, жгонов — ремесленников, катавших валенки), кастовыхязыков, наличия про­сторечия, молодежного арго, обиходно-разговорной речи, наконец, наличия высшей формы его существования — литературного язы­ка. Различаясь набором языковых средств, функциями и сферами своего употребления, стилистической окрашенностью, степенью нормированности, все эти формы существования национального языка образуют общенародный язык.

В разные периоды истории языка взаимоотношения этих форм существования национального языка могут быть разны­ми, пока не начался процесс формирования литературного язы­ка, когда на первый план выходят отношения литературного язы­ка и диалектов. В связи с этим отличия национального языка от языка народности связаны:

1) с ролью диалектов: в период сложения национального язы­ка происходит нивелировка диалектных особенностей, укреп­ление языкового единства, становление единых норм для всех носителей языка, чего не наблюдается в языке народности;

2) с ролью литературного языка: в этот период складыва­ется и единый письменный и устный литературный язык на общенародной основе, причем соотношение литературного языка и диалектов не является равноправным, так как диалек­ты в процессе развития национального языка обречены на от­мирание.

Национальные языки с точки зрения их происхождения мо­гут быть следующих типов:

1) исконный язык, т.е. родной язык народности, функцио­нировавший в течение исторического периода на данной этни­ческой территории и превратившийся в ходе консолидации на­ции в единственное средство общения (например, русский, албанский, японский языки);

2) язык этнической общности, ставшей в ходе образования нации ядром этнической консолидации, превратившийся в сред­ство общенационального общения и вытеснивший языки дру­гих этнических групп (например, английский язык, восходящий к языку германских племен — англов, саксов, ютов, а не к языку аборигенов Англии — бриттов);

3) заимствованный язык, т.е. язык иной, не вошедшей в со­став данной нации этнической общности при том, что в повсед­невно-бытовом общении функционирует другой язык (напри­мер, испанский язык в Парагвае).

Соотношение национального языка и социума, который он обслуживает, может быть разным:

1) характерным социумом национального языка является одно государство (например, итальянский язык в Италии);

2) один национальный язык в разных вариантах обслуживает разные государства (например, английский язык в британс­ком варианте в Англии и в американском в США);

3) в одном социуме бытуют разные варианты национально­го языка (например, в Швейцарии существует шесть вариантов ретороманского языка);

4) в одном социуме существуют разные национальные язы­ки (например, в Испании — баскский, каталанский, галисийс­кий, испанский).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 11569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.