Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Права природы и правила экоэтики




Конфликты ценностей.

Ценности природы нередко являются источниками конфликтов, кото­рые возникают, когда пересекаются интересы людей с противостоящими экологическими установками и ценностными оценками. Чаще всего конфликты происходят между материальными и духовными ценностями природы. При этом надо учитывать, что духовные ценности, по большому счету, являются более важными, но их чаще игнорируют как в хозяйственной деятельности, так и в природоохранном деле. Для пресечения конфликтов экологистами разработа­ны права природы, приемлемые на современном этапе взаимодействия чело­века с миром природы.

 

 

3. Понятия «моральные партнеры» и «моральные агенты».

Моральным партнером (субъектом) считается любой объект природы, обладающий внутренней ценностью (самоценностью). Экоэтика относит к мо­ральным партнерам не только людей и высших животных, но и всех осталь­ных живых существ, а некоторые экофилософы причисляют к ним и отдельные участки неживой природы (экосистемы, ландшафты). Исследования показывают, что многие живые существа, а может быть и все (без исключения) способны любить и страдать, чувствовать горе или ра­дость, и на основании этого вполне могут считаться нашими моральными партнерами (субъектами морали).

Моральный агент - это существо, обладающее способностью к нравст­венным размышлениям, вследствие чего оно может поступать, руководствуясь моралью, а потому имеет обязанности и несет ответственность за содеянное. Моральными агентами являются все люди, кроме младенцев и людей с тяже­лыми психическими расстройствами. Т. о., Человек как моральный агент имеет обязанности в отношении своего морального партнера Природы, а вот Природа в отношении Человека их не имеет, т.к. не является моральным агентом.

Человек и природа с точки зрения их моральной значимости обладают равными правами. Но права природы - это этическая конструкция, а не свер­шившийся факт; они не существуют сами по себе, а являются лишь отраже­нием морали человеческого общества на определенном этапе развития.

В настоящее время за живыми существами как индивидами, а также за их группами (популяциями, подвидами, видами) признаны следующие права: - право на жизнь;

- право на естественную свободу и благополучие в естественной среде обитания (право на дикость);

- право на необходимую для жизни долю земных благ;

- право на защиту от страданий по вине человека; - право на защиту законом.

Считается, что живые существа, не имеющие нервной системы, не явля­ются индивидами и потому обладают правами только на уровне вида. Но многие экофилософы считают, что отдельные представители растений, хотя и не имеют нервной системы, имеют такие же права, как и животные. За экосистемами, ландшафтами и другими участками неживой приро­ды, а также космосом, признаются следующие права:

- право на существование;

- право на свободу от человеческого контроля и управления;

- право на защиту законом.

В экологической этике разработаны простые принципы, регламенти­рующие наши отношения с природой:

- не навреди (человек не должен причинять вред живым существам, видам живых существ или экосистемам);

- не вмешивайся (человек должен воздерживаться от ограничения сво­боды живых существ, видов живых существ или экосистем);

- будь порядочным (человек не должен обманывать диких и предавать домашних животных);

- соблюдай права природы;

- компенсируй ущерб (при нарушении вышеперечисленных принципов человек обязан компенсировать природе нанесенный ущерб рекультивацией природных территорий, защитой редких видов и т.п.)

Кроме общих принципов, существуют более конкретные правила взаи­модействия с природой, в которых ключевым моментом является дифференцировка интересов человека на жизненно-важные и не жизненно-важные. К жизненно-важным мы относим интересы жизни, безопасности, здоровья, свободы. Не жизненно-важные подразделяются на с ущественные и пустые. К последним относятся прихоти человека: ради развлечения (так называемая, любительская охота) или в угоду моде (сумочка из кожи крокодила).

Экоэтические правила. 1. Правило самообороны разрешает применять силу против любого другого существа или экосистемы в целях защиты здоровья и жизни (своей или других людей), но только в том случае, если невозможно избежать нападения или спастись от него. 2. Правило справедливого распределения утверждает, что в случае столкновения жизненно важных интересов людей и жизненно важных инте­ресов природы обоим сторонам должна быть предоставлена равная доля благ. 3. Правило пропорциональности устанавливает, что в случае кон­фликтов жизненно важных интересов природы и не жизненно важных (тем более пустых) интересов человека приоритет отдается природе; так, убийство слонов ради бивней и отстрел крокодилов ради кожи для сумочек является неправомерным акгом жестокости. 4. Правило минимального вреда предполагает, что в случае конфлик­та жизненно важных интересов природы и нежизненно важных, но сущест­венных интересов человека, приоритет может быть отдан человеку; но нано­симый при этом вред природе должен быть минимальным. 5. Правило справедливого возмещения утверждает, что в случае, ес­ли удовлетворение интересов людей наносит вред природе, то человеком должна быть произведена компенсация вреда.

Экоэтический идеал. Под экоэтическим идеалом понимается такое сообщество или мир, где удовлетворение человеческих потребностей совмес­тимо с благом всех живых существ и экосистем; где все они - члены мораль­ного сообщества. Конечно, такое состояние природы - это утопия, идеал, ко­торого сложно достигнуть, но к которому нужно стремиться.

 

Тема 6: ГЛОБАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.