Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность взаимопонимания




Тема 3.3. Общение как восприятие людьми друг друга

 

Содержание

1. Сущность взаимопонимания

2. Механизмы взаимопонимания в процессе общения

 

Для эффективной совместной деятельности одного познания и понимания человека человеком недостаточно. Нужно нечто такое, что обеспечивало бы психологическое единство их взаимодействия. Взаимопонимание как раз выступает таким фактором. В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Анализ основных подходов к определению взаимопонимания показывает, единой трактовки этого понятия не существует. Г.М. Андреева, например, высказывает мысль о том, что само взаимопонимание может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок, влекущее установление отношение близости и дружбы между людьми. С.Л. Рубинштейн считал взаимопонимание функцией речи как средства общения; Н.Н. Обозов называет его составной частью взаимодействия и одним из психологических свойств межличностных отношений; Б.Д. Парыгин – одним из наиболее значимых компонентов в структуре общения; В.В. Знаков – пониманием личностных качеств партнеров, которое опосредовано их осмыслением предмета общения. Таким образом, взаимопонимание можно рассматривать и как процесс, и как результат, и как состояние.

Сущность взаимопонимания как социально-психологического феномена проявляется в:

§ в согласовании людьми индивидуального осмысления предмета общения;

§ во взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) различных компонентов взаимодействия, для достижения приемлемого результата деятельности.

И все же для взаимопонимания недостаточно совместной деятельности, ему необходимо, как отмечает В.Г. Крысько, взаимосодействие, так как при его отсутствии, или возникновении противодействия, возможно недопонимание.

Источниками недопонимания (ошибками восприятия) могут быть:

§ искажение восприятия людьми друг друга;

§ различия в структуре подачи и восприятия речевых и иных сигналов;

§ дефицит времени для умственной переработки получаемых и выдаваемых сведений;

§ умышленное или случайное искажение информации;

§ отсутствие единого понятийного аппарата для оценки личностных качеств партнера, контекста речи, поведения.

Люди различаются по убеждениям, потребностям, интересам, идеалам, чувствам, чертам характера, темпераменту, способностям и т.д. Оценить эти различия можно только наблюдая партера по общению, изучая его поступки, действия, цели и мотивы деятельности. Они дают возможность сделать вывод о том, на что идет партнер, на содействие или противодействие. Это, в свою очередь, необходимо для установления взаимопонимания.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1853; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.