Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация поведения субъектов конфликта




В конфликте нет виноватых и правых, каждый хочет достичь своих целей. Конфликт — такой вид взаимодействия, где результат принадлежит всем участникам конфликта, свой вклад в конфликт вносит каждый участник. Но обычно человек думает: «В конфликте виноват не я, а другой человек», «Я прав, а другой — не прав, он плохой», и каждый собирает вокруг себя союзников, чтобы доказать: «Я прав!». Так происходит расширение конфликта.

Как правило, для людей, участвующих в конфликте, характерно наличие внешней и внутренней позиции. Внешняя позиция — это та мотивировка участия в конфликте, которая открыто предъявляется сторонами конфликтного взаимодействия. Она может совпадать, а может не совпадать с внутренней позицией, представляющей собой набор тех истинных интересов, мотивов и ценностей, которые принуждают человека или группу включаться в конфликт. Отметим, что внутренняя позиция зачастую скрывается не только от оппонентов и наблюдателей, но и от самого субъекта, так как она является неосознаваемой.

В качестве примера несовпадения внутренней и внешней позиции можно привести типичный конфликт подростка и взрослого, в котором за внешне агрессивной позицией ребенка, как правило, стоит потребность в признании, уважении, необходимость поддержания значимости своего «Я», не осознаваемая им самим. Ребенок может переживать свои отношения с родителями или учителем, мучиться от невозможности что-то предпринять (что может пагубно сказаться на его самочувствии, здоровье и успехах в учебе), однако не совершать никаких конфликтных действий по отношению к значимым людям. В то же время подросток склонен к открытым социальным конфликтам, быстрому переносу возникающих противоречий в область активных конфликтных действий и отношений.

Конфликт становится психологической реальностью для участников с момента возникновения инцидента. Инцидент помогает осознать конфликтную ситуацию.

Невозможно всесторонне оценить поведение человека в конфликте, не учитывая его биологическую природу. Однако сделать это довольно сложно, поскольку человек свои биологические мотивы часто не осознает, а если осознает, то обычно маскирует их от окружающих и даже от самого себя.

В формировании поведения человека в конфликте участвует вся его психика: бессознательное, сознательное и сверхсознательное. К сверхсознательному мы предположительно относим те психические явления, которые человек способен вызывать в себе в результате целенаправленного и длительного совершенствования своей личности.

В настоящее время бессознательные компоненты конфликтного поведения человека в исследованиях наших гуманитарных наук практически не учитываются. Это заметно упрощает представления о конфликте. Различные типы и виды конфликтов взаимосвязаны между собой. Естественно, более сложные конфликты эволюционно включают элементы более простых. С другой стороны, в реальной жизни очень редки конфликты, так сказать, в «чистом виде». Обычно более сложные виды конкретных конфликтов включают в свою структуру элементы более простых, например на международные конфликты оказывают влияние столкновения между группами людей и личностями, участвующими в конфликте.

Практически каждый конкретный конфликт представляет собой целую систему различных конфликтов. Поэтому для понимания общих закономерностей возникновения, развития и разрешения сложных (например, международных) конфликтов необходимо знание проявления этих закономерностей в более простых конфликтах. Такой же подход является необходимым условием системного анализа конкретных конфликтов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.