Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межгрупповые отношения




Виды больших социальных групп

«Большие» в количественном отношении образования людей разделяются на два вида:

§ случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности, куда относятся толпа, публика, аудитория;

§ и в точном значении слова социальные группы, т.е. группы сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании. К этому второму виду следует отнести прежде всего социальные классы, различные этнические группы (нации), профессиональные группы, половозрастные группы (мужчины, женщины, молодежь и т.д.).

Необходимость выделения области межгрупповых отношений диктуется, прежде всего, усложнением самой общественной жизни, где межгрупповые отношения оказываются непосредственной ареной сложных этнических, классовых и других конфликтов.

В центре внимания социальной психологии стоят не межгрупповые процессы и явления сами по себе или их детерминация общественными отношениями, а внутреннее отражение этих процессов, т.н. когнитивная сфера, связанная с различными аспектами межгруппового взаимодействия. Межгрупповые отношения существуют объективно и для нас важно, как этот факт отражается в сознании членов групп и предопределяет их восприятие друг другом.

Природа межгруппового восприятия заключается в том, что здесь мы имеем дело с упорядочением индивидуальных когнитивных структур, связыванием их в единое целое; это не простая сумма восприятия чужой группы индивидами, принадлежащими к субъекту восприятия, но именно совершенно новое качество, групповое образование. Оно обладает двумя характеристиками:

а) для группы-субъекта восприятия это «целостность», которая определяется как степень совпадения представлений членов этой группы о другой группе;

б) относительно группы-объекта восприятия это «унифицированность», которая показывает степень распространения представлений о другой группе на отдельных ее членов.

Целостность и унифицированность – специфические структурные характеристики межгруппового восприятия. Межгрупповые социально-перцептивные процессы обладают большей устойчивостью, консервативностью, ригидностью, поскольку их субъектом является не один человек, а группа, и формирование таких процессов не только более длительный, но и более сложный процесс, в который включается как индивидуальный жизненный опыт каждого члена группы, так и опыт «жизни» группы.

Образ другой группы формируется непосредственно в зависимости от ситуаций совместной межгрупповой деятельности. Межгрупповая деятельность может выступать как в форме непосредственного взаимодействия различных групп, так и в свой крайне опосредованных безличных формах (через обмен ценностями культуры, фольклора и т.п.). Как сама природа межгруппового восприятия, так и зависимость его от характера культуры обуславливает особо важную роль стереотипов в этом процессе. Восприятие чужой группы через стереотип – явление широко распространенное. В нем необходимо различать две стороны: стереотип помогает быстро и достаточно надежно категоризировать воспринимаемую группу; но если стереотип другой группы наполняется негативными характеристиками, он начинает способствовать формированию межгрупповой враждебности, т.к. происходит поляризация оценочных суждений.

Существуют некоторые особенности в развитии межгрупповых отношений:

§ «Гипотеза контакта» – чем больше благоприятных условий для контактов между группами, чем дольше и глубже они взаимодействуют и обмениваются индивидами, тем выше удельный вес реальных черт в содержании стереотипа.

§ «Феномен внутригруппового фаворитизма» – успех своей группы объясняется, как правило, внутригрупповыми факторами, а неудачи – факторами внешними, случайными, успех и неудачи чужой группы объясняются строго противоположным образом. Межгрупповое восприятие зависит от характера совместной групповой деятельности. Феномен фаворитизма проявляется в таком межгрупповом взаимодействии, которое оторвано от социально значимой совместной деятельности групп.

§ Межгрупповая дискриминация не имеет абсолютного характера и не является атрибутом любых межгрупповых отношений. Социальные отношения могут способствовать развития межгрупповой дискриминации лишь при определенных условиях, но есть средство, при помощи которого она вообще может быть снята – совместная деятельность групп. При ее наличии межгрупповая дифференциация, проявляющая себя на когнитивном уровне как констатация различий между «моей» и «чужой» группами, совсем не обязательно в реальном взаимодействии приводит к внегрупповой враждебности.

§ В случае стабильной неудачи группы в ней значительно ухудшается качество межличностных отношений: уменьшается число связей по типу взаимной симпатии, увеличивается число негативных выборов, наблюдается сдвиг в сторону повышения числа конфликтов.

Направления исследований психологии межгрупповых отношений:

- по горизонтали: между группами, не связанными отношениями подчинения, а существующими как бы «рядом» (бригада с бригадой, нация с нацией); взаимоотношения разных, но не соподчиненных групп (семья, школа, спортивная секция);

- по вертикали: в системе некоторой их иерархии (бригада, цех, завод, объединение)

 

Контрольные вопросы темы

1. Охарактеризуйте большую социальную группу как социально-психологический феномен. В чем ее основное отличие от малой социальной группы?

2. Каковы структура и психологические характеристики большой социальной группы?

3. Расскажите об основных видах больших социальных групп.

4. Чем характеризуется развитие межгрупповых отношений в социальной системе? Каковы его особенности?

Контрольные вопросы раздела

1. «Характер взаимоотношений в коллективе детерминирует формирование свойств личности, типичных для данного коллектива» (В.С. Мерлин). Прокомментируйте это высказывание. Какое значение для развития личности имеет ее принадлежность к той или иной (малой и большой) социальной группе?

2. Объясните разницу между понятиями «авторитет власти» и «власть авторитета». Что, по вашему мнению, определяет позиции лидера в группе?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.