Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа с одаренными детьми

Работа с трудными подростками

Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования личности. В этот период происходит и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. Он начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими. В этот период может резко измениться его характер.

Всё сказанное относится к подростковому возрасту. Но есть определённая категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются сильнее, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам, к противоправным действиям.

Это так называемые трудные подростки, иначе говоря, педагогически запущенные дети «группы риска». Они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены, они отстают от своих сверстников в учёбе, так как у них не развиты память, мышление и воображение Они не способны к волевым усилиям, к систематическим занятиям, делают только то, что им интересно.

Чтобы предупредить отклонения в поведении подростков, необходимо, прежде всего, познакомить их с существующими нормами поведения в обществе. Вовлечение подростков в различный вид деятельность помогает им в приобретении навыков общественного поведения в различных воспитательных учреждениях. Наибольшую воспитательную ценность имеет труд производительный, когда уже сами продукты труда оказывают материальное стимулирование. Также способствует предупреждению отклонений в поведении так называемый метод реконструкции характера, суть которого в перевоспитании, изменении сознания подростка с опорой на нравственные качества личности. При этом важно учитывать, что подростки с девиациями в поведении часто имеют различные психические отклонения, у них наблюдается задержка интеллектуального развития. Указанный метод предполагает составление индивидуальных программ как познавательной, так и общественно-полезной деятельности.

 

Одаренность – это высокий уровень развития способностей человека в той или иной области деятельности. Одаренные дети требуют особого к ним подхода и не случайно такие дети по решению Всемирной Организации здравоохранения входят в группу риска наряду с умственно отсталыми детьми, малолетними правонарушителями, детьми алкоголиков. Они нуждаются в особом воспитании, индивидуальных учебных программах, специальных школах. Одаренный ребенок гордость семьи. Но часто одаренность ребенка остается незамеченной. Бывает и так что родители не хотят, чтобы ребенок отличался от других детей. Их раздражает самобытность ребенка, и они всячески гасят его талант, но встречается и другая ситуация, когда родители «вымучивают» талант, стараясь развить небольшие или даже отсутствующие способности ребенка, истощая тем самым его физические и духовные силы, убивая детство. Немногие дети выдерживают такое насилие и оправдывают надежды тщеславных родителей. Расстроенное физическое здоровье можно поправить, но трудно восстановить здоровье душевное.

Ответственность в работе с одарёнными детьми лежит не только на семье, но и на воспитателях детских садов, на учителях, психологах, социальных педагогах, которые, представляя интересы государства, помогают родителям в их воспитании.

Методы работы с одарёнными детьми. Социальный педагог организует консультации специалисте с целью выявления индивидуальных задатков ребёнка, осуществляет постоянный контакт между родителями и преподавателями. Он организует творческий труд детей, а частности, принимая участие в создании Домов детского творчества, где в самых разнообразных видах деятельности реализуются творческие возможности талантливых детей. Одна из проблем одарённых детей - школьное образование. Часто талантливые дети, чтобы не привлекать к себе внимание учителей и не вызывать негативной реакции одноклассников, работают ниже своих способностей, что мешает педагогам выявить таких детей. В результате их потенциальные возможности не развиваются.

Образование, необходимое одарённому ребёнку, можно обеспечить лишь гибкими методами обучения. В некоторых школах уже сейчас практикуют экстернатное или ускоренное обучение по одному - двум предметам, посещение учащимися вузовских лекций по тем предметам, по которым они преуспевают. В ряде школ также практикуется перевод одаренных детей в старший класс, однако здесь возникает ряд проблем. Попадая в класс равных себе по умственному потенциалу, эти дети физически и социально остаются в своём возрасте от этих детей. Отсюда неврозы, беспомощность в общении. Кроме того, ребёнок попадает в огромный поток новой информации, что вызывает нервные перегрузки.

 

Социальная работа в системе начального и среднего профессионального образования

Свою специфику имеет социальная работа в системе начального образования и среднего профессионального образования. Социальный работник должен учитывать возрастные особенности своих клиентов (как правило, это подростки и молодежь в возрасте 15-19); понимать и принимать их интересы и ценности; поддерживать стремление к самостоятельности, поиску и нахождению себя в сфере труда и, что самое главное, должен организовать помощь таким образом, чтобы учащиеся имели возможность, найти, социально, приемлемые способы зарабатывания денег, на карманные расходы и оплату досуга, чтобы они знали свои права и обязанности и умели пользоваться теми социальными привилегиями, которые соответствуют их положению. При этом работа с семьей учащегося спецшколы, ПТУ, техникума по-прежнему рассматривается как опосредованная помощь подростку. Составление социального паспорта на каждого учащегося учебного заведения, изучение житейских проблем подростков, ориентация в ситуации на рынке труда, налаженная система профессионального взаимодействия со специалистами ряда социальных сфер – вот необходимые условия оказания адресной социальной помощи молодым людям, получающим начальное или среднее профессиональное образование.

 

Контрольные вопросы

1. Сущность социальных проблем в сфере образования: экономических, социальных, психологических, педагогических.

2. Особенности технологий социальной работы в школе и учреждениях образования.

3. Социальный работник и социальный педагог: общее, особенное и индивидуальное.

4. Можно ли рассматривать систему образования как сферу жизнедеятельности человека?

5. Чем объясняется существование проблем в сфере образования?

6. В чем заключаются социальные проблемы индивида и группы в сфере образования, и каковы технологии их решения?

7. Каковы основные направления взаимодействия органов образования и социальной защиты?

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Социальная работа в школах | Технология социальной работы в системе здравоохранения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.