Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Технология социальной работы с группами риска




Технологии социальной работы в системе пенитенциарных учреждений

Систему пенитенциарных учреждений определяет классификация осужденных к лишению свободы. Видами исправительных учреждений (ст. 74 уИК РФ) являются: исправительные и воспитательные колонии; тюрьмы; лечебно-исправительные учреждения и следственные изоляторы, выполняющие функции исправительных учреждений в отношении некоторых осужденных.

Исправительные учреждения являются органами государства входящими в пенитенциарную систему, на которую возложено исполнение лишения свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы в целях исправления осужденных и предупреждения с их стороны новых преступлений, а также обеспечение правопорядка и законности в их деятельности, безопасности осужденных и персонала, должностных лиц, привлечение осужденных к труду, организация их общего и профессионального образования, обеспечение охраны здоровья осужденных.

Вид исправительного учреждения определяет суд при вынесении приговора. При этом он учитывает возраст и пол осужденного, тяжесть совершенного преступления, форму вины, срок назначенного наказания, факт отбывания ранее назначенного наказания в виде лишения свободы, рецидив, опасный и особо опасный рецидив преступлений.

Указанные категории исправительных учреждений призваны обеспечить раздельное отбывание наказания различным категориям осужденных в зависимости от вышеперечисленных факторов с тем, чтобы обеспечить личную безопасность осужденных, предупредить отрицательное влияние наиболее запущенных в криминальном отношении осужденных на других и создать предпосылки для их исправления.

Социальная работа в пенитенциарной сфере обладает несколькими специфическими принципами, это: гуманизм, законность и справедливость.

Принцип законности в деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению осужденного к законопослушному поведению.

Наиболее общее содержание принципа законности вытекает из ч.2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать конституцию РФ и законы»

Принцип справедливости должен реализовываться не только исполнением уголовно-карательных правоограничений, но и применением к осужденным льгот и поощрений. В целом справедливость – один из наиболее важных принципов, который должен обеспечиваться в деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.

Принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника, Он находит свое выражение в Конституции РФ провозглашающей, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст.2). В соответствии с ч.2 ст.21 Основного Закона, «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».

Социальный работник более чем другие специалисты пенитенциарной системы должен ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с осужденными.

Функции пенитенциарного социального работника весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении быта и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных.

Функции социальных работников:

♦ вместе с осужденными и персоналом-администрацией составить план обучения и работы в период лишения свободы;

♦ помочь осужденным преодолеть психологический кризис в связи с нахождением их под арестом;

♦ содействовать в адаптации их к среде ИТУ;

♦ помочь организовать свободное время и продолжить обучение; защищать и наблюдать, чтобы не нарушались права осужденных;

♦ помогать советом родственникам заключенного в решении проблем связанных с лишением его свободы;

♦ помогать заключенному в регулировании финансовых вопросов; подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе по возможности подыскать ему жилье, работу;

♦ регулировать отношения осужденных и персонала, ибо зачастую сотрудники ИТу относятся к осужденным как безнадежно неисправимым, что служит благодатной почвой для властного произвола.

Также одной из главнейших функций остается помощь наиболее нуждающимся в ней группам и категориям осужденных, которые и на воле традиционно являются объектами социальной работы это, прежде всего несовершеннолетние, молодежь, женщины, безработные, пенсионеры, инвалиды.

На современном этапе развития пенитенциарной системы существует особенность деятельности социальных работников, которая заключается в том что, социальный работник должен взять на себя функции упраздненных ввиду финансовых трудностей работников по воспитательной, культурно-массовой, правовой и спортивно-оздоровительной работе.

В функции социального работника также входит контроль медицинского обеспечения осужденных. Как известно в Российских пенитенциарных учреждениях находится колоссальное количество больных туберкулезом, чесоткой, венерическими заболеваниями, постоянно увеличивается количество больных СПИДом. Необходимо отслеживать случаи заболевания и обеспечивать больным необходимые условия для лечения. Также социальные работники обязаны координировать деятельность медицинских служб, направлять их, способствовать проведению и организовывать различные профилактические мероприятия.

Одна из наиболее социально-незащищенных категорий осужденных – инвалиды. Исполнение наказания в отношении осужденных с инвалидностью и осужденных достигших пенсионного возраста имеет свои особенности обусловленные необходимостью учета состояния их здоровья и физических возможностей, социального положения в обществе. Исправительно-трудовым законодательством для них предусмотрены особые условия, льготы, направление инвалидов по их просьбе в дома инвалидов и престарелых. Социальные работники должны способствовать получению инвалидами всех отмеченных льгот предоставляемых действующим законодательством. Известно также, что большое число инвалидов имеют хронические заболевания или часто болеют, из них испытывают затруднения в бытовом обслуживании, не могут обойтись без посторонней помощи. Однако ни состояние здоровья инвалидов, ни наличие у них хронических заболеваний фактически не учитывается при организации исполнения наказания. Очень низка эффективность системы профессиональной реабилитации инвалидов, тогда как инвалиды в большей степени, чем здоровые осужденные нуждаются в специальных программах реабилитации. Подавляющее большинство осужденных – инвалиды, которые не только социально дезадаптированы, но и лишены социальных связей. Поэтому в местах лишения свободы для инвалидов должны быть созданы особые условия для обеспечения социальной защиты. Создавать и контролировать выполнение этих условий должен именно социальный работник, он также должен определять объем и структуру реабилитационных мероприятий на основании проводимой совместно с врачами медико-социальной комиссии.

Зачастую, осужденные не могут защитить свои права в области материального обеспечения, и тут необходима помощь социального работника, который должен следить за выполнением основных норм материально-бытового, правового обеспечения, и обеспечение законности при исполнении наказания в виде лишения свободы. При несоблюдении этих норм социальный работник должен сообщать об этом соответствующим органам и учреждениям.

Также социальный работник осуществляет связь между родственниками заключенного и заключенным, следит за беспрепятственным отправлением корреспонденции осужденному и им самим, помогать осужденному в регулировании финансовых вопросов, вопросов связанных с отправлением религиозного верования осужденного.

В обязанности социальных работников входит также подготовка к выходу заключенного из мест лишения свободы обеспечение жильем и работой, (по возможности) или постановка на учет в центре занятости.

Социальный работник должен следить за выполнением условий труда осужденных и получение осужденными, не имеющими никакой специальности начального профессионального образования или профессиональной подготовки.

В деятельности пенитенциарного социального работника, чрезвычайно важны психологические методы. Как известно, человек, впервые попавший в исправительно-трудовое учреждение, испытывает чувство психологического дискомфорта. В нем превалирует чувства якобы учиненной несправедливости, собственной неполноценности, мнительности, тревожности, подозрительности, страх неизвестности, осужденный понимает, что долгое время никто не будет интересоваться его состоянием.

Случаи психических расстройств в пенитенциарных учреждениях встречаются на 15 % чаще, чем на воле, люди не могут адаптироваться к новой среде. Большинство осужденных живет в состоянии хронического стресса.

Также доказано, что после 5-8 лет заключения происходят очень часто необратимые изменения в психике человека. Поэтому в пенитенциарной системе необходимо создавать психологические лаборатории и службы с высококвалифицированным штатом психиатров, психологов и социальных работников.

Сейчас в России ведется работа по созданию организационно-методической базы психологической службы. О важности и эффективности психологического обеспечения деятельности по ресоциализации преступников свидетельствует как зарубежный, так и отечественный опыт.

Необходимость создания психологической службы в ИТУ возникла давно, но только в сентябре 1992г. она приобрела законодательную основу. Стали создаваться психологические лаборатории. Так на базе ИТу Саратовской, Орловской и Пермской области организованы психологические лаборатории по изучению личности осужденных основам психолого-педагогической помощи и коррекции поведения.

Современная пенитенциарная социальная работа определяет принципы индивидуализации при разработке проблемы осужденного и дифференциации методов психологического воздействия, так как при разработке психологических программ необходимо учитывать, что с увеличением количества судимостей и времени пребывания человека в ИТу происходит усиление психологических черт препятствующих к адаптации жизни человека на свободе.

Функции социального работника заключаются в диагностике личности осужденного с помощью различных психологических методик, постановке диагноза на основе полученных данных и разработке совместно с администрацией ИТу программ перевоспитания, исправления и способов общения с осужденным.

Также, необходимо проводить работу по адаптации личности в заключении, способствовать формированию у него максимально возможной активной жизненной позиции, разъяснять его права и обязанности, готовить осужденных к выходу на свободу, а тех кто, заключен пожизненно или на долгий срок стимулировать к активному, адекватному взгляду на мир; составлять программы психологических аутотреннингов.

В сферу деятельности социальных работников входит организация свободного времени осужденных. Г. Й. Шнайдер описывает задачи воспитательного воздействия во время досуга, «задачи воспитательного воздействия во время досуга сводятся к тому, чтобы создать в пенитенциарных учреждениях благополучную социальную атмосферу и вызвать тягу к осмысленному проведению досуга после выхода на свободу».

В своей деятельности социальный работник должен ориентироваться на то, чтобы система изоляции не разрушила социально полезных связей преступников, и способствовать укреплению их семейных и родственных отношений.

Основными направлениями психологической пенитенциарной социальной работы должны стать:

1) Изучение личности осужденного и становление его «преступной карьеры».

2) Разработка индивидуальных программ воздействия и помощи осужденным.

3) Социально-психологическая помощь в адаптации к среде исправительно-трудовых учреждений.

5) Социально-психологическая и профессиональная помощь в подготовке выхода из мест лишения свободы.

Некоторые из этих направлений уже достаточно изучены. Так, например существует множество методов изучения личности преступника.

По мнению отечественных криминологов (Кудрявцев Б. Н., Антонян Ю. М. и др.) «Изучение личности предполагает получение информации, о ее потребностях и интересах, ценностных ориентациях, степени и качестве социализации индивида, особенностях его реагирования на те или иные обстоятельства, мотивах, реализованных в других поступках, типологической психологической характеристике в целом».

В обобщенном виде данные необходимые для изучения личности могут включать в себя:

1) Год, место рождения и жительства, образование, профессию, специальность, семейное положение и другие социально-демографические данные.

2) Индивидуальные (интеллектуальные, волевые, эмоциональные) особенности личности, черты характера, тип темперамента, состояние здоровья, физического развития и другие индивидуальные качества.

3) Условия воспитания в семье, ее состав, занятия, образование, и поведение родителей, их отношение к детям, взаимоотношения в семье, ее жилищные и материальные условия.

4) Условия и результаты учебы в школе, других учебных заведениях, особенностей трудовой деятельности, характер влияния школьного и производственного коллективов.

5) Основные потребности, интересы, привычки, взгляды, склонности, жизненные цели и ценностные ориентации субъекта.

6) Отношение к труду, учебе, общественным обязанностям, другим людям, семье, к самому себе

7) Поведение в школе, на производстве, в общественных местах, в быту, данные о привлечении к общественной, дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.

На базе данных общественных лабораторий был отработан и адаптирован комплекс методик психологического изучения личности человека. Так на базе Пермской и Саратовской психологических лабораторий были разработаны методы изучения личности преступника с помощью психологических тестов (MMPI, тест Люшера, тест «Тревожность» и т.д.).

Существует метод «расширения позитивных общественных связей и отношений субъекта». Разработанный еще советскими криминологами (Б. Н Кудрявцев). Этот метод помогает осужденному приобщиться к социальному опыту позитивной направленности. Расширение позитивных связей осуществляется через:

1) Приобщение осужденного к художественной литературе, музыке, искусству, спорту, художественной самодеятельности;

2) Ознакомление его с положительными традициями деятельности других людей;

3) Предоставление ему возможности овладеть соответствующей специальностью;

4) Привлечение осужденного к общественной деятельности.
Дальнейшая индивидуальная работа с воспитуемым строится в плане:

1) Последующего формирования и утверждения социально-полезной направленности, доминирующих побуждений с постепенным вытеснением нездоровых потребностей, отрицательных эмоций, агрессивных чувств, антиобщественных взглядов

2) Воспитание уважения к нормам и законам, существующим в обществе. Данный метод с небольшими изменениями и доработками может использоваться социальными работниками в пенитенциарной сфере. Однако на современном этапе развития пенитенциарной системы, исходя из ее особенностей и специфики, меняются принципы деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере.

Главенствующим принципом становится принцип экономии предусмотренных законом ограничений прав и свобод личности. В целом, обеспечение процесса социальной реабилитации сводится к тому, что лица, нарушившие чужие права и свободы должны нести по конституции ответственность, но характер этой правового воздействия должен быть таким применение ограничений в правах и свободах в минимальной степени осложняли процесс возвращения человека в нормальную жизнь.

На основании этого принципа и должна строиться деятельность социального работника в пенитенциарной сфере. Во главу угла должен быть поставлен не труд в период отбывания наказания, а помощь в коррекции личности в обладании способами социальной адаптации к нормальным условиям жизни после освобождения. Труд из основного метода воздействия на личность осужденного должен стать дополнительным, дифференцированным и дозированным средством предупредительного воздействия в период отбывания наказания в ИТу.

Методы деятельности социального работника должны быть построены и ориентированны на то, чтобы:

1) Не происходило истощения физических и психических сил осужденного

2) Происходило перевоспитание осужденных.

Наиболее эффективными методами обращения с осужденными являются методы, предлагаемые Белорусскими учеными. Это метод так называемой «прогрессивной системы исполнения наказания» и метод «исправительно-психологической коррекции личности осужденного».

Целью использования данных методов является стимулирование правопослушного поведения осужденных. Под исправлением понимается формирование устойчивой готовности личности вести правопослушный образ жизни. Это выражается в совокупности психологических свойств личности детерминирующих правовую направленность индивида. Исправление происходит за счет в основном активной позиции самого осужденного ориентированного именно на возвращение на свободу. Социальный работник здесь только руководит, корректирует и направляет осужденного. И осуществляя оценку степени исправления самого (с помощью использования различных методик психологических, социологических) дает рекомендации по облегчению дальнейшей исправительной практики осужденного.

Прогрессивный подход претендует на роль главного принципа в уголовно-исполнительной системе, связывая исправление осужденного –главную цель деятельности социального работника и пенитенциарной системы вообще и главный фактор, мотивирующий стремление осужденного к правомерному поведению, и как следствие к снижению наказания. Система принципов эффективного применения метода прогрессивного исполнения наказания, в деятельности социального работника основана на нравственно-гуманистических принципах исполнения наказания: законности, справедливости, гуманизма. Однако существует несколько требований к данному методу: это, прежде всего, принцип обеспечения адекватности мер прогрессивной системы, степени общественной опасности совершенного преступления и степени исправления осужденных и принцип добровольности его применения.

Следующий метод – это метод психологической коррекции личности осужденного. Основной целью, которого является устойчивое изменение определенных психологических свойств личности определяющих содержательные стороны социального поведения осужденного.

Уровень, формы и направления деятельности социальных работников при использовании этих методов кардинально различается. Он заключается в совокупности юридических, организационных и воспитательных средств обеспечивающих поэтапное смягчение наказания осужденному по мере повышения степени его исправления.

Контрольные вопросы

1.Как Вы считаете, приемлемо ли использование общих технологий социальной работы в системе пенитенциарных учреждений?

2. Какова роль социальной работы в системе перевоспитания осужденного?

3.Как Вы думаете, можно ли считать полем деятельности социальных педагогов-места лишения свободы?

4. Какова специфика социальной работы с осужденными подростками?

5. Каковы роль и значение семьи в работе по перевоспитанию осужденных?

 

 

Группы риска это категории людей, чье социальное положение по тем или иным критериям не имеет стабильности, они не могут в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, что в результате может привести к потере ими социальной значимости, духовности, морального облика, биологической гибели.

К группе риска относятся следующие категории людей: инвалиды, дети-сироты, дети с отклоняющимся (асоциальным, девиантным) поведением, матери-одиночки, неполные семьи, пожилые, одинокие, престарелые люди и умственно отсталые, беженцы, люди, подвергшиеся насилию, алкоголики, наркоманы, бездомные, жертвы экологических катастроф, сексуальные меньшинства, преступники, а также больные Спидом, и занимающиеся проституцией. К этой же группе относят одаренных людей, испытывающих затруднения в общении и становящихся «трудными» для других.

Критическая ситуация, в которую попали эти люди, психологические стрессы, финансовое неблагополучие, а зачастую просто нищета, полное отсутствие средств к существованию, социально низкий уровень жизни губительны не только для перечисленных клиентов социальной службы, но и имеют косвенное, а иногда и прямое влияние на атмосферу и уровень цивилизованности.

Социальная защита этой категории населения осуществляется по следующим основным направлениям: пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальная помощь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 24082; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.142 сек.