Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производственная программа предприятия. Производственная программа представляет собой систему плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры




Производственная программа представляет собой систему плановых заданий по выпуску продукции установленной номенклатуры, ассортимента и качества, предназначенной для удовлетворения различных потребностей.

Производственную программу характеризуют следующие показатели: количественные и качественные, натуральные и стоимостные.

Натуральные показатели: плановый выпуск продукции в натуральных измерителях, например, пог. м., м3, шт., ткм и т.д. Применение натуральных показателей удобно, но возможно, как правило, непосредственно на рабочих местах, в отдельных цехах или на предприятиях, производящих однородную продукцию.

К основным стоимостным показателям относятся товарная продукция и валовая продукция. Кроме того, есть такие показатели как реализованная продукция, чистая продукция, валовой и внутризаводской оборот.

Товарная продукция (ТП) – это продукция, которая идет на сторону и не потребляется внутри предприятия, это стоимость готовых изделий или полуфабрикатов, законченных производством на данном предприятии, находящихся на складе и предназначенных к реализации.

,

где Qi - объем произведенного i-го продукта

Цi - цена за единицу i-го продукта.

Товарная продукция определятся по заводскому методу учета. Это значит, что в состав товарного выпуска в натуральном выражении не включается объем продукции, потребленной на внутренние производственные нужды.

Реализованная продукция (РП) - это продукция, отгруженная покупателям (заказчикам), выполненные работы и оказанные услуги, на которые покупателям (заказчикам) предъявлены расчетные документы. Реализованная продукция может отличаться от товарной продукции на величину остатков готовой продукции на складах.

РП = ТП + ГПн - ГПк,

где ГПн, ГПк - остатки готовой продукции на складе на начало и конец года соответственно;

Чистая продукция (ЧП)- это вновь созданная стоимость, характеризующая конечный результат производства и отражающая вклад предприятия, отрасли в создание национального дохода страны. В отечественной практике рассчитывается в отраслях сферы материального производства как разность между объемами валовой продукции и материальными производственными затратами (включая амортизацию основных фондов) в ценах конечного потребления (действующих и сопоставимых ценах).

ЧП = ВП - МЗ - А = ЗП + П


Лекция 2-3. Организационные основы деятельности предприятия (4 часа)

Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект экономики, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Под производством в рыночной экономике подразумеваются любые виды деятельности, приносящие доход независимо от того, происходят они в сфере материального производства или в сфере услуг.

В рыночной экономике предприятие - это объект производства, то есть имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности. С правовой точки зрения предприятие - это юридическое лицо, первичное хозяйственное звено, имеющее четыре основных признака: обособленное имущество, организационное единство, имущественную ответственность и самостоятельное выступление в хозяйственном обороте от своего имени.

В условиях рынка предприятие должно соблюдать следующие принципы:

экономичность (достижение заданных результатов при минимальных затратах или при определенном объеме затрат обеспечение наибольших результатов);

финансовая устойчивость (возможность на любой момент времени произвести необходимые платежи);

получение прибыли.

Для любого предприятия характерно наличие внутренней и внешней среды.

Внутренняя среда предприятия - это люди, средства производства, информация, деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (выполненные работы, оказанные услуги).

Эффективность работы предприятия определяет внешняя среда. Её можно разделить на среду прямого (поставщики, государственные органы, потребители, профсоюзы, конкуренты) и косвенного воздействия (НТП, политические факторы, социально-культурные факторы, состояние экономики, международное положение).

Основные задачи действующего предприятия:

- получение дохода владельцем предприятия;

- обеспечение потребителей продукцией предприятия;

- обеспечение персонала П ЗП, нормальными условиями труда;

- создание рабочих мест для населения;

- охрана окружающей среды;

- недопущение сбоев в работе и другие.

Задачи предприятия определяются: интересами владельца; размерами капитала; ситуацией внутри предприятия; внешней средой.

 

Структура предприятия - это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный комплекс (рис)

Структура предприятия определяется след. факторами:

- размер предприятия; - отрасль производства; - уровень технологии и специализации.

Различают общую и производственную структуру.

Общая структура предприятия включает производственные подразделения, различные общезаводские службы и хозяйства, организации по управлению предприятием и обслуживанию работников, в том числе связанные с культурно-бытовым обслуживанием.

Все структурные звенья связаны между собой с помощью системы управления, на которую возлагается определение стратегии, координация и контроль за текущей деятельностью персонала, наем, оформление и расстановка кадров, организация хозяйственного обслуживания, материально-технического снабжения.

Функциональные отделы также классифицируются в зависимости от конкретных задач (например: плановый отдел, отдел по сбыту и реализации продукции и т.д.)

Под производственной структурой предприятия понимается состав образующих его участков, цехов и служб, формы их взаимосвязи в процессе производства. Главными элементами производственной структуры считаются рабочие места, участки и цехи.

Рабочее место – неделимое в организационном отношении (в конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной операции, оснащенное соответствующим оборудованием и техническими средствами.

Производственный участок - группа рабочих мест, организованных по предметному, технологическому или предметно-технологическому принципу и осуществляющих часть общего производственного процесса (например, в РММ аккумуляторный, слесарный, шиномонтажный и другие участки).

Участки, связанные между собой постоянными технологическими связями, объединяют в цехи.

Цех - совокупность производственных участков; цех имеет самостоятельное административно-хозяйственное управление, но не является юридическим лицом (не имеет отдельного расчетного счета, не имеет права заключать договоры и выдавать обязательства). Единство цеха обуславливается наличием комплекса соответствующих участков, объединенных единым производственным процессом для выполнения определенных видов продукции или выполнения работ.

Производственные цехи (участки) разделяют на 2 группы: цеха основного производства и вспомогательные и обслуживающие цеха.

В цехах основного производства непосредственно изготовляют продукцию, предназначенную к реализации.

Задача вспомогательных цехов - обеспечение нормальной бесперебойной работы основных цехов. К вспомогательным цехам относятся цеха и производственные участки по:

- изготовлению, ремонту, заточке и настройке инструментов, приспособлений, хозяйственного инвентаря;

- надзору за работоспособностью и ремонту оборудования, машин, механизмов, зданий и сооружений;

- обеспечению электрической и тепловой энергией, надзором и ремонтом электрооборудования и тепловых сетей;

- внутрипроизводственной и внешней транспортировке сырья, материалов, готовой продукции;

а также склады предприятия.

Пример: ремонтное хозяйство (РММ), энергетическое хозяйство, складское хозяйство, дорожное хозяйство и т.д.

Конечный результат деятельности основных цехов - готовая продукция, которая реализуется внешнему потребителю: конечный результат деятельности вспомогательных цехов потребляется внутри предприятия.

Побочные це ха изготавливают продукцию из отходов основного производства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 695; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.