Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гетеродоксный сценарий макроэкономической стабилизации

Гетеродоксный сценарий, или неортодоксальный подход к макроэкономической стабилизации — это жесткая кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика в сочетании с регулированием цен и доходов. В сущности, гетеродоксный подход предполагает и минимизацию дефицита государственного бюджета, и ограничение предложения денег, и фиксацию номинального обменного курса, но дополняется эта типичная ортодоксальная программа контролем над заработной платой и ценами, т. е. использованием зарплатного "якоря£|( фиксируется уровень номинальной заработной платы). Можно дать классификацию стабилизационных программ, как ортодоксальных, так и гетеродоксных, на основе выбора того или иного "якоря", проводившихся в различных странах мира на протяжении последних двадцати пяти лет (см. табл. 2):

Таблица 2

Классификация программ стабилизации

 

Номинальный "якорь" Ортодоксальные Неортодоксальные
Монетарный Россия (1994-1995 гг.), Казахстан (1994-1995 гг.), Украина (1994-1995 гг.) Латвия(1992г.),Литва (1993 г.), Перу (1990 г.), Болгария (1991-1992 гг. Румыния (1991-1992 гг.) Словения (1992 г.)
Валютный Аргентина (1978 г.), Чили (1978 г.), Уругвай (1978г.) Аргентина (1985 г.), Бразилия (1986,1987, 1989 гг.), Чехословакия (1991 г.), Эстония (1992 г Израиль (1985 г.),, Мексика (1987 г.), Перу (1985 г.), Польша (1990 г.).

Источник: Вопросы экономики. М., 1995. № 12. С. 27.

Как уже отмечалось, сложность стабилизационных программ связана с той или иной степенью инерционности, которую приобрела инфляция. Причиной же инерционности является, главным образом, явная или скрытая индексация доходов. Это означает, что заработная плата, различные виды социальных пособий, пенсии и т. п. повышаются в соответствии с темпом инфляции,! Однако практика показала, что рост индексируемых доходов не поспевает за темпом инфляции и стопроцентная индексация оказывается невозможной.

^Индексация может быть более или менее опасной в инфляционном отношении в связи с различной продолжительностью запаздывания в системе автоматической корректировки доходов. Чем больше межиндексационные интервалы (например, один раз в полгода), тем меньше опасность ускорения инфляции,- И,-наоборот^ чем короче межиндексационные интервалы (1—3 месяца), тем сильнее будет раскручиваться инфляционная спираль "зарплата -цены". Средний уровень реальной заработной платы будет снижаться даже в условиях официально объявленной стопроцентной индексации именно из-за ускоряющихся

темпов инфляции. При этом в выигрыше оказываются, как правило, работники приоритетных (с точки зрения госу-дарства)отраслей. Темп роста оплаты труда в этих отраслях за счет льготной индексации оказывается выше, чем в среднем по стране. Пострадавшими же окажутся те группы, во имя которых провозглашаются популистские программы индексации доходов: пенсионеры, студенты и т. п.

'"Важным условием успешной реализации гетеродоксно-го сценария является социальный договор между правительством, трудом и капиталом в области контроля над ценами и заработной платой для деиндексации экономики. А прочность этого договора, в свою очередь, зависит от доверия основных социальных групп к правительственной политике макроэкономической стабилизации.;

В качестве примера сравнительно успешных программ, сочетающих ортодоксальный и неортодоксальный подходы, можно привести Аргентину и Мексику (середина 80-х — начало 90-х гг.). Так, в Аргентине были запрещены любые оговорки об индексации заработной платы в финансовых и иных контрактах. Жесткий контроль президента над профсоюзами позволил добиться согласия рабочих лидеров по поводу воздержания требований роста заработной платы. Одновременно удалось достичь неформальной договоренности с руководством крупнейших корпораций о добровольном сдерживании роста цен на жизненно важные товары. В Мексике политика доходов осуществлялась в рамках "Пакта экономической солидарности", предусматривавшего согласованное регулирование цен, зарплаты и валютного курса.

Деиндексация заработной платы использовалась и в стабилизационных программах Польши (частичная и запаздывающая индексация); в Чили в период 1973 — 1975гг. также применялась запаздывающая и неполная индексация. "План Крузадо" в Бразилии (1986 г.) основывался на замораживании цен, заработной платы и обменного курса.

Каковы же практические результаты стабилизационных программ, использовавших замораживание заработной платы и цен?

На первых порах результаты выглядели сенсационными: инфляция в Аргентине и Бразилии была доведена до нуля, прекратилась ценовая лихорадка, выросли реальные доходы. Однако успех оказался непрочным, и многие нарастающие диспропорции стали напоминать о себе все явственнее. Ценовой контроль стал тормозить произвол-

ство товаров, цены на которые были заморожены на относительно низком уровне. В Бразилии в середине 1986 г. появились длинные очереди за мясом, автомобилями; росла напряженность в сфере платежного баланса. Это заставило правительство Бразилии и Аргентины скорректировать цены, валютный курс, что означало подрыв всей системы контроля над ценами и доходами. Рост инфляции начался вновь, и темпы ее достигли 343% в Аргентине и 682% в Бразилии (МЭиМО. 1994. № 3. С. 89).

[Анализ неортодоксальных программ макроэкономической стабилизации позволяет сделать следующие выводы: во-первых, эти программы бывают успешными лишь на начальных этапах долгосрочных программ стабилизации; во-вторых, для неортодоксального сценария характерна легкость, с которой на первых порах удается сбить инфляцию; в-третьих, сравнительно невелики первоначальные издержки борьбы с инфляцией (отсутствие резкого роста уровня безработицы)^

Все подчеркнутые слова важны для понимания сложностей последующих этапов стабилизации. Ведь впоследствии, когда наступает стадия формирования гибкого внутреннего рынка и отмена контроля над ценами и заработной платой становятся неизбежными, во весь рост встает уже известная проблема доверия к правительственным программам вообще. На этой стадии неортодоксальная программа превращается в ортодоксальную, и политики сталкиваются с теми проблемами, которые были первоначально отодвинуты на второй план: выбор пользующегося доверием номинального "якоря", проблемы завышения или занижения реального обменного курса, нарушение равновесия баланса по текущим операциям.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Макроэкономической стабилизации | Программ макроэкономической стабилизации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.