Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Целостность вида деятельности




Проблема – это устойчивое противоречие между желаемой моделью и реальным осуществлением целостного выживания, сохранения и развития искусственной и/или природной среды, а также их частей.

Общая концепция целостной деятельности

– проблема и мониторинг целостности среды

– система – знание о целостности

– производственная деятельность

– управление как деятельность

– проблема управления

– проблема национальной деятельности

– общие модели системной философии деятельности

– модель ДНИФ-системы

– миссия деятельности

– системная стратегия деятельности

– политики, программы, проекты

– системная триада деятельности

– триединство процессов системы-субъекта, системы-объекта и системы-результата деятельности

– миссионерская и собственная цели деятельности

– системная цель деятельности

– метод системной технологии

Проблема и мониторинг целостности среды. В общем случае, проблема описывает нарушение развития среды (и/или ее составляющих), как целостности. Преимущественно здесь рассматриваются только искусственные среды, т.е. среды, частью которых является человек.

Желаемое целостное выживание, сохранение и развитие среды, частью которой являются человек и группы людей, описывается с помощью определенных моделей выживания, сохранения и развития. В качестве таких моделей могут рассматриваться международные, национальные, государственные, региональные, отраслевые политики, программы, проекты. В качестве основы для составления политик, программ, проектов могут разрабатываться математические, вербальные, физические и другие модели. В этих целях формируются, как правило, модели экономического, экологического и социального развития, которые могут быть объединены в целостную модель стратегии устойчивого развития.

Сформированные соответствующим образом модели описывают желаемые целостные процессы и структуры выживания, сохранения и развития среды, а также и человека, как части среды. В то же время реальные результаты осуществления этих процессов и структур не соответствуют, как правило, желаемым результатам. Тем самым нарушается целостность развития, возникает проблема, требующая своего решения. При этом нарушение целостности развития может происходить как вследствие процессов, реализующихся в среде независимо от воли человека, так и из-за реализации в среде указанных желаемых моделей выживания, сохранения и развития.

Мы не знаем и не можем, видимо, знать все механизмы, которые поддерживают целостность природных и искусственных сред. Но мы можем осуществлять мониторинг нарушения целостности, определять влияния совокупностей факторов, а также влияния отдельных факторов и предпринимать меры для восстановления целостности среды и целостности ее развития.

Мониторинг целостности среды возможен с помощью такого инструмента деятельности как система. В комплексе знаний человека система отражает среду как целое. Конечно, это не «полнообъемное» отражение целого, а частичное. По этой причине существует большое число определений системы, зачастую противоречивых, отражающих частные характеристики целого.

Система – знание о целостности. Система – это знание о целом и о целостности, которое, в свою очередь, должно быть целостным. Другими словами, с помощью моделей систем отражается целостность среды, ее искусственных и природных частей. Модели систем рассматриваются как искусственные системы, которые, в свою очередь, должны быть целостными. В данной работе используются также различные определения систем. Системная философия относится к определениям систем как к их моделям и ставит задачу использования определений системы, как некоторой целостной совокупности моделей. Возможно, что нам и не дано познать в полном объеме феномен целостности. Проблема целостности, в том числе проблема целостности объектов, субъектов и результатов управления будет далее специально рассмотрена. Сейчас же мы перейдем собственно к проблеме деятельности и управления.

В зависимости от характеристик среды, в которой возникают проблемы, и в зависимости от характеристик «решателя» проблемы сами проблемы могут моделироваться, как сложные, крупномасштабные, постоянные, временные, стабильные и другие системы.

Производственная деятельность. Производственная деятельность некоторого субъекта деятельности, направленная на решение определенной проблемы, существует с момента возникновения этой проблемы. Так, например, производство пищи, направленное на решение проблемы голода, возникло, можно сказать, одновременно с этой проблемой. Когда результаты такой производственной деятельности недостаточны для удовлетворения потребностей среды и/или потребностей людей в результатах решения данной проблемы или превосходят их (например, недостаточны или избыточны для удовлетворения голода данной группы людей), тогда возникает потребность в управлении. Тогда субъекты производственной деятельности превращаются одновременно и в объекты управления. В этой связи, в зависимости от цели изучения, субъекты производственной деятельности можно называть объектами управления, объектами деятельности. Более подробно этот вопрос рассмотрен в разделе 3.1, посвященном принципу системности.

Управление, как деятельность. С позиций системной технологии управление как вид деятельности должно удовлетворять принципу и Закону системности деятельности, принципам и Закону развития деятельности, а также моделям систем, процессов и структур деятельности, которые в последующих разделах описываются как части системной философии.

Управление – это деятельность по установлению и поддержанию требуемого соответствия «потребности в результатах решения проблемы – результаты решения проблемы» для некоторого объекта управления. Управление вводит процесс решения проблемы в требуемое русло; для этого управление содействует производственной деятельности объекта управления, решающей исходную проблему. Можно сказать, что управление помогает снять актуальность данной проблемы, разрешить на данный момент проблему, которую будем считать исходной, причинной.

Можно утверждать, что некачественное решение исходной проблемы, самостоятельно осуществляемое неким объектом деятельности, является причиной возникновения проблемы управления. В свою очередь, управление приводит к надлежащему качеству решения исходной проблемы. В результате, управление, как вид деятельности, объединяется с деятельностью объекта управления по решению исходной проблемы и, как следствие, не всегда можно раздельно оценить вклады объекта и субъекта управления в эффективность решения исходной проблемы. Определение эффективности управления – одна из наиболее трудно решаемых задач теории управления.

Проблема управления. Проблемой управления, т.е. проблемой, которую решает управление, является устойчивое несоответствие между потребностями в результатах решения объектом управления некоторой исходной проблемы и практическими результатами ее решения объектом управления. Цель управления – удерживать это несоответствие в допустимых пределах, не нарушающих целостное развитие объекта управления во взаимодействии с внешней средой и ее составляющими. Управление можно трактовать и как деятельность по обеспечению соблюдения ограничений на практическое решение исходной проблемы.

Наличие проблемы управления отражает нарушение целостности развития некоторого объекта управления в условиях определенной среды. В полной мере это относится и к проблеме управления выживанием, сохранением и развитием социальной группы, напр., нации, коллектива работающих на предприятии и т.п.

Сохранение целостности развития народа, в который входят, по мысли Н.А. Бердяева, «все исторические поколения, не только живущие, но и умершие, и отцы, и деды наши» – одна из основных целей национального системного управления, национальных системных политик, программ, проектов, а также национальной системной деятельности в целом. Следуя мысли Н.А. Бердяева, можно очевидным образом придти к выводу, что народ страны включает в себя не только прошлые и настоящее, но и все свои будущие поколения, также как нация, этнос, семья, род и другие устойчивые группы людей.

Сохранение целостности развития производственного коллектива, в который входят, по аналогии с высказыванием Н.А. Бердяева, «все исторические поколения сотрудников данного предприятия, не только работающие, но и ранее работавшие» – одна из основных целей системного управления производством, системных политик, программ, проектов развития данного производства. Можно очевидным образом придти к выводу, что совокупность работников предприятия включает в себя не только прошлые и настоящее, но и все свои будущие поколения.

Проблема национальной деятельности. Проблемой национальной деятельности является устойчивое несоответствие между потребностями в выживании, сохранении и развитии нации как целостности и практическими результатами выживания, сохранения и развития нации.

Цель национального управления – направлять национальную деятельность таким образом, чтобы это несоответствие находилось в допустимых пределах, не нарушающих целостность нации в процессе ее развития.

Целостность нации рассматривается во временном аспекте и тогда на первый план выходит проблема целостности нации прошлого, настоящего и будущего, которая должна решаться в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном аспектах.

Целостность нации может рассматриваться и вне времени. В этом случае изучается и решается стратегическая проблема целостности нации, как состоящей из обоснованно выделенных целостных частей, таких как человек, семья, этнос, потенциалы нации и др.

Системная философия, как показано в соответствующих разделах книги, позволяет решать эти задачи во взаимосвязи, как части целостной проблемы национальной деятельности.

Все проблемы национальной деятельности (в отношении человека, фирмы, рынка ресурсов, в социальной, экономической, экологической сферах, другие) находятся в двух основных состояниях –

1) стабильность (результаты разрешения проблемы соответствуют потребностям общества),

2) актуализация (результаты разрешения проблемы не соответствуют потребностям общества, проблемы «возникают», правильнее – актуализируются, становятся актуальными).

Естественно, что в такой сложной и крупномасштабной системе, которой является национальное производство, все проблемы находятся в разных состояниях, т.е. на разных стадиях своего жизненного цикла. По этой причине в национальном производстве постоянно присутствует комплекс актуальных проблем, требующих создания соответствующего управления. И одна из задач, которую необходимо решать в связи с этим обстоятельством, заключается в необходимости построения системы приоритетов решения проблем развития обществом. Решению этой задачи может способствовать создание банка проблем развития.

Построение системной технологии решения проблем основано на применении моделей системной философии деятельности.

Общие модели системной философии деятельности. При этом с помощью общих моделей деятельности, предлагаемых системной философией, в моделях конкретных видов деятельности можно создать наилучшее для данного периода времени ранжированное сочетание наиболее эффективных черт различных моделей, таких, например, как:

– иерархические. Здесь узаконена строгая подчиненность «сверху вниз», практическое отсутствие взаимодействий «по горизонтали», жесткое следование указаниям руководства, предельный уровень специализации звеньев, жесткая регламентация возможностей внешних связей и т.д.;

– организменные. Для этого случая стиль деятельности характеризуется, как соответствующий душе работника, направленный на создание и развитие нравственной системы деятельности, на целенаправленное и гармоничное развитие, на создание семейного стиля деятельности, на формирование и соблюдение фирменного стиля деловой этики и т.д.

В конечном счете, все эти и другие модели деятельности отражают частные совокупности свойств моделируемого объекта, как целого. Для целостного описания деятельности в целом необходима модель общей системы и тогда перечисленные и другие модели деятельности могут рассматриваться как ее частные случаи.

Модель ДНИФ-системы. В качестве такой модели может использоваться модель ДНИФ-системы деятельности, другие модели, предлагаемые системной философией. Система правил, принципов, законов и моделей системной философии позволяет гармонично объединить рационалистские, иерархические, организменные (анималистские), холистские и другие модели производительной деятельности.

Так, модель ДНИФ-системы позволяет ввести количественные оценки духовности, нравственности, интеллектуального и физического потенциалов деятельности, ее душевного и телесного здоровья, разума, души, ума деятельности. В результате можно создать целостную ДНИФ-модель деятельности, отражающую и развивающую индивидуальные особенности системы деятельности и, в том числе, – системы-субъекта деятельности.

Миссия деятельности. Метод системной философии рассматривается как методологическая основа решения проблемы деятельности, позволяющая с единых позиций подходить к формированию, как миссии и стратегии деятельности, так и кратко-, средне– и долгосрочных политик, программ, проектов деятельности.

Системная модель миссии деятельности важна для формирования и реализации стратегии управления. В виде миссии концентрированно выражается то желаемое целостное воздействие данной основной деятельности на среду, в которой эта деятельность осуществляется, в том числе и на внутреннюю среду системы, осуществляющей эту деятельность. Миссия должна включать в себя и модель ответственности данной системы за последствия тех изменений, которые вносят результаты ее деятельности в окружающую среду системы, а также во внутреннюю среду элементов и других частей самой системы.

Модели ответственности и мер, принимаемых при наступлении соответствующих правовых событий, должны быть системными. Такие системные модели должны включать в себя правовую, социальную, экологическую и экономическую виды ответственности. Нельзя недооценивать и нравственную ответственность. Кроме этого, должна существовать и ответственность за целостность окружающей и внутренней сред системы деятельности. Для построения системной модели ответственности целесообразно использовать модель ДНИФ-системы.

Важно разделять миссии системы-субъекта деятельности, системы-объекта деятельности и системы-результата деятельности, а также и миссию системы деятельности в целом. Вместе с тем все эти миссии должны представлять собой целое, выражая целостное воздействие данной деятельности на внешнюю и внутреннюю среды деятельности.

Стратегия деятельности направлена на осуществление миссии деятельности системы деятельности в целом – системной триады деятельности «система-объект, система-субъект, система-результат». Особая роль в формировании и реализации стратегии деятельности системной триады принадлежит системе-субъекту деятельности – системе-субъекту управления деятельностью.

Система-субъект управления реализует стратегию управления – управление осуществлением миссии деятельности, на основе некоторой системной модели миссии. При этом системная модель миссии понимается как ответственное выражение той роли в среде обитания, для реализации которой необходима данная деятельность. Для построения системной модели миссии деятельности, также как и для модели ответственности целесообразно использовать модель ДНИФ-системы.

В свою очередь, кратко-, средне– и долгосрочные политики, программы и проекты деятельности представляют собой механизмы реализации конкретных этапов деятельности системной триады.

Системная стратегия деятельности. Стратегия деятельности, с позиций системной философии – системная стратегия деятельности, это системная технология формирования моделей будущей системной триады деятельности и входящих в нее систем деятельности. При этом может быть разработана система таких моделей, а также технологии выбора в будущем очередной модели и перехода от предыдущей модели к очередной. В данном случае модели будущей системной триады деятельности и входящих в нее систем деятельности не рассматриваются в отрыве от прошлых и настоящих моделей деятельности. Тогда системная стратегия деятельности и стратегического управления деятельностью будет содержать в себе системную технологию управления развитием системной триады деятельности и входящих в нее систем деятельности – от обозримого опыта прошлого системной триады деятельности и входящих в нее систем деятельности до обозримых моделей будущей деятельности.

Стратегия управления и стратегия результата деятельности здесь не рассматривается в отрыве от системной стратегии системы-объекта деятельности.

Так, системная стратегия системы-субъекта управления рассматривается как системная технология управления формированием моделей будущей деятельности объекта управления. Тогда системная стратегия управления – это системная технология формирования моделей будущей системы-субъекта деятельности. Системная философия рассматривает такие модели будущей деятельности субъекта управления в единстве с моделями прошлой и настоящей деятельности субъекта управления. В силу этого, системная стратегия деятельности субъекта управления содержит в себе системную технологию управления развитием системы-субъекта деятельности – от обозримого опыта прошлой управленческой деятельности до обозримых моделей будущей деятельности системы-субъекта управления.

Далее, стратегия системы-субъекта управления здесь не рассматривается в отрыве от системной стратегии системы-результата управления, ради получения которого создаются и управление деятельностью, и собственно деятельность системы-объекта деятельности. Тогда системная стратегия системы-результата – это системная технология формирования моделей будущей системы-результата деятельности. Системная философия не рассматривает также модели будущих результатов в отрыве от моделей результатов прошлой и настоящей деятельности системы-объекта и системы-субъекта управления. В силу этого, системная стратегия результата содержит в себе системную технологию управления развитием системы-результата – от обозримого опыта реализации систем-результатов в прошлом до обозримых моделей реализации систем-результатов в будущем.

• Отсюда следует, что, в целом, системная стратегия – это системная технология формирования целостного комплекса прошлых, настоящих и будущих моделей деятельности, управления деятельностью и результата деятельности. Системную стратегию можно также назвать стратегией управления развитием системной триады деятельности, включающей в себя систему-субъект управления (собственно систему управления), систему-объект управления (собственно систему основной деятельности, нуждающейся в управлении) и систему-результат деятельности. Правда, всегда остается открытым вопрос – что является основным для выработки идеи и концепции стратегии деятельности: управление, основное производство или результат? Является такая системная триада системой управления или системой деятельности, в которой управление играет вспомогательную роль?

В общем случае, системная стратегия это системная технология объединения в целое моделей прошлого, настоящего и будущего любой деятельности, включая управленческую деятельность и результат деятельности. Такое объединение производится на основе метода системной философии деятельности.

Образно говоря, системная стратегия формирует (создает) поведение системы деятельности, обеспечивающее, по стратегическому замыслу, ее эффективное функционирование в будущих средах деятельности, в которых возникнут свои постановки проблем выживания, сохранения и развития. Можно считать, что системная стратегия – это то, что связывает модели системной деятельности прошлого, настоящего и будущего. Задача системной стратегии – обеспечить такую совокупность моделей субъекта, объекта и результата деятельности, которую можно эффективно использовать для построения кратко-, средне– и долгосрочного управления на протяжении ожидаемого жизненного цикла системной триады.

Политики, программы, проекты. Такая совокупность моделей используется в рамках общего метода системной философии деятельности для построения теории и практики кратко-, средне– и долгосрочных политик, программ, проектов, реализующих и корректирующих стратегию определенной деятельности. Политики и программы здесь также рассматриваются как крупномасштабные и сложные проекты. Политика рассматривается как проект, представляющий собой целостную совокупность частей в виде программ и проектов, программа – как проект, представляющий собой целостную систему проектов. Политики, программы и проекты могут моделироваться с помощью таких моделей крупномасштабных и сложных систем как ДНИФ-модели систем.

Проект, в общем, содержит описание одной или нескольких взаимосвязанных моделей, входящих в системную стратегию, в виде, пригодном для практики, а также описание порядка ее реализации. Проекты оформляются как комплексы документов, подлежащие применению при практическом осуществлении стратегии деятельности. Поэтому проекты будущей деятельности имеют, в отличие от моделей, определенные регламенты практического воплощения с учетом конкретных возможностей ресурсного обеспечения стратегии развития (планы управления проектами, планы мероприятий по осуществлению проектов, бизнес-планы и т.д.).

В свою очередь, метод системной технологии дает возможность построения управления всей этой совокупностью проектов на основе Принципа и Закона системности, Принципов и Закона развития систем, модели ДНИФ-системы, модели потенциалов системы, других моделей систем и системной деятельности.

Системная триада деятельности. Реализация деятельности осуществляется [14-19], системами деятельности в виде триад систем деятельности – производственных, управленческих, проектных, аналитических, других.

В системной триаде деятельности система-субъект вырабатывает соответствующие управляющие воздействия для приведения процессов решения исходной проблемы системой-объектом деятельности в соответствие с потребностями в решении данной проблемы.

Так, при решении проблемы продовольствия система управления должна привести процессы производства продовольствия в соответствие с потребностями населения данного региона (страны, города и т.д.) в утолении голода. При недостаточности возможностей процессов производства продовольствия найти новые возможности и принять меры к их реализации. При их избыточности найти, например, возможности и создать соответствующие управляющие воздействия для обеспечения экспорта продовольствия. Если эта проблема для общества в целом разрешена, то возникают и постоянно разрешаются проблемы, связанные с разрешением этой проблемы в меньших масштабах: в масштабах региона, семьи, отдельного человека и т.д. Ряд этих проблем становится предметом государственного управления. Такими проблемами могут быть проблемы питания детей разного возраста, проблемы питания кормящих матерей и т.д.

В общем случае имеет место совокупность «проблема общества, процесс разрешения проблемы и управление соответствием результатов разрешения проблемы состоянию решения проблемы», кратко – триада «проблема, результат процесса, управление», образно триада «Проблема». Она существует с момента возникновения проблемы. В общем случае все эти компоненты данной триады оказывают взаимное влияние друг на друга: под влиянием трансформации проблемы меняются управление и процесс, под влиянием изменения управления может меняться постановка проблемы и процесс, под влиянием изменения требуемых параметров результата процесса меняются постановка проблемы и управление.

Триединство процессов системы-субъекта, системы-объекта и системы-результата деятельности. Процесс системной триады представляет собой целостную совокупность процессов системы-субъекта, системы-объекта, системы-результата.

Рассмотрим, для иллюстрации, взаимодействия частей системной триады в процессе деятельности системы-субъекта деятельности.

Система-субъект деятельности:

1) находит вариант постановки проблемы и формулирует цель деятельности по разрешению проблемы. В этом смысле система-субъект берет на себя миссию представителя среды, в которой возникла некоторая исходная проблема. Эту проблему надо описать (сделать постановку проблемы) и сформировать некую систему целей. Достижение этих целей в совокупности и по определенному регламенту приводит к разрешению (снятию, решению) исходной проблемы. Для достижения каждой из этих целей необходим некоторый продукт, система продуктов. Если такой продукт отсутствует, то для его производства необходима определенная производственная система. Этот требуемый продукт рассматривается теперь как система-результат деятельности;

2) находит модель конкретной системы-результата для разрешения проблемы, для чего проводит анализ, соответствующие исследования, проектирование системы-результата и, при необходимости, проектирование системы-объекта. Система-субъект осуществляет, таким образом, комплексную деятельность по решению проблемы: анализ, исследования, проектирование, управление и другие виды деятельности, для чего формирует и развивает соответствующие подсистемы, из которых наиболее важной является система-субъект управления;

3) обеспечивает управление производством системы-результата в производственной системе-объекте;

4) сравнивает желаемую и реальную системы-результаты. Назначение системы-субъекта состоит в выработке и реализации необходимых воздействий на процесс деятельности системы-объекта, приводящих к соответствию реальной системы-результата желаемой системе-результату.

5) перепроектирует, при необходимости, постановку проблемы (в том числе и с учетом пожеланий всех систем, с которыми взаимодействует система управления), цель деятельности, систему-результат и систему-объект и переходит к следующей итерации разрешения проблемы.

Описанная совокупность компонентов деятельности системы-субъекта деятельности соответствует ее миссии, как представителя среды, в которой существует проблема выживания, сохранения и развития данной среды, требующая решения.

Миссионерская и собственная цели деятельности. На примере системы-субъекта управления очевидно, что в любой системе системной триады, кроме необходимости решения проблемы-миссии, имеется необходимость решения «собственных» проблем выживания, сохранения и развития. Для их решения система-субъект должна находить необходимые ресурсы. Одним из источников ресурсов является плата среды за осуществление функций системы-субъекта управления. Но, в то же время получая возможности представителя среды по решению проблемы среды, система-субъект управления получает доступ к распоряжению ресурсами среды. В результате система-субъект получает большие возможности собственного ресурсного обеспечения, что может происходить и в ущерб решению исходной проблемы среды.

По этой причине важно, чтобы система-субъект, равно как и каждая система системной триады, следовала таким моделям деятельности, в которых предполагается гармоничное сочетание двух видов целей системы (например, за счет соответствующей системы мотиваций):

миссионерской – по обеспечению выживания, сохранения и развития среды путем обеспечения желаемого функционирования системы-объекта для получения заданной системы-результата, и

собственной – по обеспечению выживания, сохранения и развития самой системы-субъекта.

• Так, деятельность производственной системы-объекта соответствует ее миссии в среде, как системы, которая производит некоторую систему-результат, необходимую для выживания, сохранения и развития данной среды.

В системе-объекте управления, также как и в системе-субъекте управления, кроме миссионерской проблемы, имеются «собственные» проблемы выживания, сохранения и развития. Для их решения система-объект должна находить необходимые ресурсы. Одним из источников ресурсов является плата среды системе-объекту за произведенную систему-результат. Но, со своей стороны, система-объект преследует собственные цели получения наибольших выгод от производства системы-результата, что может происходить и в ущерб решению исходной проблемы среды. По этой причине важно гармоничное сочетание двух видов целей деятельности системы-объекта управления:

миссионерской – по обеспечению выживания, сохранения и развития среды путем производства и реализации системы-результата, и

собственной – по обеспечению выживания, сохранения и развития самой системы-объекта.

• В свою очередь, использование системы-результата соответствует ее миссии в среде, как системы, необходимой для достижения определенной цели выживания, сохранения и развития данной среды в рамках мер по решению определенной проблемы.

Например, система-результат образования содержит знания, умения и навыки разрешения проблем развития общественного производства страны, направленные на осуществление миссионерской цели образования. Но в то же время получивший образование человек нуждается и в достижении целей собственного выживания, сохранения и развития.

Из этого примера очевидна важность гармоничного сочетания двух видов целей системы-результата управления:

миссионерской – по обеспечению достижения определенной цели выживания, сохранения и развития среды, и

собственной – по обеспечению выживания, сохранения и развития самой системы-результата.

Наличие миссионерских и собственных целей выживания, сохранения и развития очевидным образом можно показать и у системной триады деятельности в целом.

• Таким образом, системная триада деятельности и каждая ее часть (система-субъект, система-объект и система-результат, другие ее части) направлены на достижение двух видов целей, которые можно назвать миссионерскими и собственными. Поэтому одна из задач системной триады – способствовать такой реализации целей системной триады и любой ее части, при которой достигается согласованное (гармоничное) выживание, сохранение и развитие системной триады, каждой ее системы и среды, частью которой она является.

Если система отклоняется от миссии в пользу собственных целей, то это может привести к нарушению целостности развития среды. Если, наоборот, система отклоняется от собственных целей в пользу миссионерских, то это может привести к нарушению целостности развития системы, как части среды.

Системная цель деятельности. Совокупность миссионерских и собственных целей системы деятельности, построенную с учетом влияния миссионерских и собственных целей частей системы деятельности является системной целью деятельности. При построении конкретной формулы системной цели деятельности должно быть обеспечено гармоничное (согласованное) выживание, сохранение и развитие совокупности «система деятельности, внешняя и внутренняя среды системы деятельности, компоненты системы деятельности, компоненты внутренней и внешней сред системы деятельности». Ключевая задача построения формулы системной цели деятельности – нахождение баланса приоритетов развития частей данной совокупности.

Для достижения согласованного (гармоничного) выживания, сохранения и развития системы и среды система деятельности, как и системная триада деятельности в целом, в которую она входит в качестве субъекта, объекта или результата, осуществляют не только производственную деятельность, но и анализ, исследование, проектирование, управление и другие виды деятельности. Все эти виды деятельности объединяются системной философией в единую общую модель деятельности, с помощью которой описывается управление, анализ, исследование, проектирование и другие виды деятельности.

В этом случае модели системной деятельности, в том числе и модели системного управления, проектирования и т.п., реализуют принцип и Закон системности деятельности, Закон и принципы системного развития деятельности, Закон технологизации и принципы технологизации.

Тогда управление, например, рассматривается как подсистема некоторой деятельности в целом. Системные модели взаимодействия этих видов деятельности, рассматриваемые в дальнейших разделах, необходимы для обеспечения согласованного (гармоничного) выживания, сохранения и развития данной совокупности субъектов, объектов и результатов деятельности и деятельности в целом.

Метод системной технологии. Для разработки концепции целостной деятельности применительно к конкретной деятельности необходимы модели, Принципы и Законы системности и развития систем, являющиеся составными частями системной философии. Системная философия, как методология деятельности, развивается в трех направлениях: методология стратегии, методология теории и методология практики системной деятельности.

Системная философия деятельности (методологическая основа стратегии системной деятельности) – методологическая основа, совокупность моделей и способов системного осуществления деятельности, учение о методе системной философии.

Метод системной философии деятельности (целостный подход, методология теории системной деятельности) – метод построения и реализации теоретических основ системного осуществления деятельности.

Метод системной философии деятельности базируется на результатах системной философии деятельности, как методологии, трансформирует их в определенную упорядоченную совокупность моделей, принципов, законов, правил применительно к управленческой, аналитической, исследовательской и иной деятельности.

Метод системной технологии деятельности (целостная, системная инженерия, методология практики системной деятельности) – метод построения и реализации проекта системной технологии для решения конкретной проблемы, задачи, для достижения определенной системной цели деятельности.

Метод системной технологии деятельности базируется на методе системной философии деятельности и на общей методологии системной философии, трансформирует их применительно к практическому построению конкретной системной технологии для решения определенной проблемы, задачи, для достижения определенной системной цели деятельности.

Проект системной технологии деятельности (концептуальная модель системной технологии) – совокупность документов (правовых актов), регламентирующих формирование и практическую реализацию системной технологии деятельности.

Проект системной технологии для определенного вида деятельности может быть аналитическим, исследовательским, проектным, производственным, управленческим, экспертным, контрольным (мониторинговым), архивным.

Системная технология деятельности (эмпирическая модель системной технологии) – объединение возможностей систем и технологий деятельности в виде системной совокупности методов и средств практического формирования, производства и осуществления решений, проектов, программ, политик, предназначенных для решения конкретной проблемы, задачи, для достижения конкретной системной цели национального производства или его части.

При этом система деятельности рассматривается как способ организации методов и средств достижения цели деятельности, решения задач деятельности, разрешения проблем деятельности, технология деятельности – как способ организации методов и средств производства продукта деятельности в виде модели, решения (проекта, программы, политики и т.п.), реализуемого в объекте деятельности.

Системная деятельность – совокупность методологии, теории, проектов и практики системных технологий деятельности.

 

– виды деятельности

– системная модель национального потенциала

– государственное управление как вид управленческой деятельности

– проблема государственного управления

– миссия государственного управления

– системная стратегия государственного управления

– системные модели государственного управления

– миссионерские и собственные цели системы государственного управления

– системная цель государственного управления

– государственное системное управление

Виды деятельности. Концепцию системной деятельности, описанную в предыдущем разделе, рассмотрим применительно к видам деятельности. В [14-19] показано, что искусственная система любого формата осуществляет следующие типовые виды деятельности: анализ, исследование, проектирование, производство, управление, контроль (мониторинг), экспертиза, архивирование. В то же время модель каждого из этих видов деятельности включает в себя, как составляющие, все эти компоненты. Каждый указанный вид деятельности включает аналитическую, исследовательскую, проектную, производственную, управленческую, контрольную (мониторинговую), экспертную, архивирующую компоненты.

Кроме этого, результатом каждого вида деятельности является проект: аналитический, исследовательский, проектный, производственный, управленческий, контрольный, экспертный, архивный, соответственно.

Применение метода системной технологии позволяет осуществлять деятельность системы в целом и каждого вида деятельности системы на основе моделей систем, Принципов и Законов системности и развития систем, на основе общей концепции целостности деятельности. В результате применения метода системной технологии создается целостная системная деятельность.

Более подробно вопросы формирования и осуществления системных видов деятельности и системной деятельности в целом на основе общих моделей, Принципов и Законов системности и развития систем рассмотрены в последующих разделах.

Перед применением моделей, Принципов и Законов системности и развития систем необходимо формирование конкретной деятельности, как целостной, с позиций общей концепции целостной деятельности.

В данном разделе рассматривается применение общей концепции целостности деятельности к конкретному виду деятельности. Для общности и большей наглядности изложения применение общей концепции целостности описано для одного из видов деятельности – управленческой деятельности на примере государственной управленческой деятельности [19]. Желаемый результат – формирование государственного системного управления, реализуемого целостной системой государственной службы. По излагаемой схеме можно применить метод системной технологии к другим видам деятельности.

Системная модель национального потенциала. Для национального потенциала проблема описывает нарушение развития национального потенциала (и/или его составляющих), как целостности. Национальный потенциал рассматривается как искусственная среда, т.е. как среда, частью которой является человек. Системная структура и процессы национального производства, направленного на развитие национального потенциала, рассмотрены в [16-17]. Здесь мы остановимся на тех аспектах, которые важны для применения общей концепции целостности к развитию национального потенциала для постановки проблемы государственного системного управления.

Желаемое целостное выживание, сохранение и развитие национального потенциала, частью которого является и человеческий потенциал, описывается посредством международных, национальных, государственных, региональных, отраслевых политик, программ, проектов выживания, сохранения и развития. В качестве основы для составления политик, программ, проектов могут составляться математические, вербальные, физические и другие модели. В этих целях формируются, как правило, модели развития национального экономического, экологического и социального потенциала, которые могут быть объединены в целостную модель устойчивого развития.

Эти модели прогнозируют целостные процессы и структуры выживания, сохранения и развития национального потенциала, его социальной, экологической, экономической и других частей. В то же время реальные результаты осуществления этих процессов и структур не соответствуют, как правило, желаемым результатам развития национального потенциала. Тем самым нарушается целостность развития национального потенциала, его частей, возникает проблема его функционирования и развития, требующая решения. При этом нарушение целостности развития национального потенциала может происходить и из-за реализации указанных желаемых моделей целостного выживания, сохранения и развития национального потенциала. Кроме этого, нарушение целостности может происходить и вследствие процессов, реализующихся в социальной, экологической, экономической и других средах мирового хозяйства независимо от воли субъектов национального (государственного, в т.ч.) управления.

Проблема развития национального потенциала – это устойчивое противоречие между желаемой моделью и реальным осуществлением целостного выживания, сохранения и развития национального потенциала, а также его частей.

Так как национальный потенциал по своему происхождению – искусственная система, то в результате может создаться иллюзия, что субъекты национального производства, а, следовательно, и субъекты национального управления знают о нем все, как о целостности. Но национальный потенциал как целое, обладает свойствами, не являющимися комбинацией свойств своих частей, в том числе комбинацией свойств, сформированных под влиянием человеческой деятельности. Уместно, по мнению автора, сослаться на мысль академика А.И. Опарина о развитии жизни на земле: «Естественному отбору, определившему собой всю предбиологическую, а затем и биологическую стадию эволюции, подвергались не те или иные способные к репликации полинуклеотиды и даже не возникавшие под их влиянием белки-ферменты, а целостные фазово-обособленные системы (пробионты), а затем и первичные живые существа... Не части определили собой организацию целого, а целое в своем развитии создало целесообразность строения частей» [9].

В данном случае, опираясь на мысль академика А.И. Опарина, можно утверждать, что «не части национального потенциала определяют его развитие как целого, а национальный потенциал, как целое, в своем развитии определяет целостносообразность развития частей».

Мы не знаем и не можем, видимо, знать все механизмы, которые поддерживают целостность национального потенциала. Но мы можем осуществлять мониторинг национального потенциала, как целого, определить совокупность влияющих факторов, определить степень влияния отдельных факторов, предпринимать меры для выживания, сохранения и развития национального потенциала, как целостности.

Мониторинг целостности национального потенциала возможен, как и в других случаях, с помощью такого инструмента деятельности как система. В комплексе знаний субъектов национального управления система предназначена для отражения такого фундаментального свойства национального потенциала как целостности. Другими словами, с помощью моделей систем отражается целостность национального потенциала и результатов его развития. Существует большое число моделей систем, зачастую противоречивых, которые можно использовать для описания национального потенциала, отражающих, в свою очередь, частные характеристики национального потенциала, как целого. По этой причине каждая используемая модель системы это не «полнообъемное» отражение национального потенциала, как целого, а частичное.

Все используемые для изучения национального потенциала модели систем необходимо объединять в целостную систему, которую можно назвать системной моделью национального потенциала.

Системная модель национального потенциала это знание о его целостности.

Подобным же образом необходимо моделировать и проблемы развития национального потенциала.

Государственное управление как вид управленческой деятельности. Возникновение потребности в национальном (в государственном, в т.ч.) управлении можно описать следующим образом. Производственная деятельность некоторой части национального производства, направленная на решение определенной проблемы развития национального потенциала, существует с момента возникновения этой проблемы. Так, например, производство пищи, направленное на решение продовольственной проблемы для населения страны, существует, можно сказать, одновременно с этой проблемой. Когда результаты этого вида национальной производственной деятельности недостаточны для удовлетворения потребностей населения страны в результатах решения данной проблемы или превосходят их (например, недостаточны или избыточны для удовлетворения голода данной группы людей), тогда возникает потребность в управлении.

Национальное (государственное, в т.ч.) управление – это деятельность субъектов национального управления по установлению и поддержанию требуемого соответствия «потребности в развитии национального потенциала – результаты развития национального потенциала». Национальное (государственное, в т.ч.) управление вводит процесс развития национального потенциала в желаемое состояние. Для этого национальное (государственное, в т.ч.) управление содействует национальному производству в решении проблемы развития национального потенциала. Можно сказать, что национальное (государственное, в т.ч.) управление помогает снять актуальность, разрешить на данный момент общую или частную проблему развития национального потенциала.

С позиций системной технологии национальное (государственное, в т.ч.) управление как вид деятельности должно удовлетворять Принципу и Закону системности деятельности, Принципам и Закону развития деятельности, а также моделям систем, процессов и структур деятельности, представляющим собой части системной философии.

Можно утверждать, что некачественное решение определенной проблемы развития национального потенциала, самостоятельно осуществляемое частью национального производства, является причиной возникновения проблемы национального (государственного, в т.ч.) управления. В свою очередь, национальное (государственное, в т.ч.) управление приводит, по замыслу, к надлежащему качеству решения общей или частной проблемы развития национального потенциала.

В результате национальное (государственное, в т.ч.) управление (деятельность субъекта управления) объединяется с функционированием национального производства (объекта управления) в процессе создания развития национального потенциала (системы-результата).

Проблема государственного управления. Проблемой национального (государственного, в т.ч.) управления является устойчивое несоответствие между потребностями в целостном выживании, сохранении и развитии национального потенциала и практическими результатами выживания, сохранения и развития национального потенциала.

Целостность национального потенциала рассматривается во временном аспекте и тогда на первый план выходит проблема целостности национального потенциала прошлого, настоящего и будущего, которая должна решаться в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном аспектах.

Целостность национального потенциала может рассматриваться и вне времени. В этом случае изучается и решается стратегическая проблема целостности национального потенциала, как состоящего из обоснованно выделенных целостных частей, таких как человеческий, информационный, энергетический, материальный и другие.

Метод системной технологии, как показано в соответствующих разделах [14-19], позволяет решать эти задачи во взаимосвязи, как части целостной проблемы национального (государственного, в т.ч.) управления.

Все проблемы национального (государственного, в т.ч.) управления (в отношении человеческого, информационного, энергетического, материального и других видов национального потенциала, в социальной, экономической, экологической сферах, другие) находятся в двух основных состояниях –

3) стабильность (результаты разрешения проблемы соответствуют потребностям общества),

4) актуализация (результаты разрешения проблемы не соответствуют потребностям общества, проблемы «возникают», правильнее – актуализируются, становятся актуальными).

Естественно, что в такой сложной и крупномасштабной системе, которой является система национального (государственного, в т.ч.) управления, все проблемы находятся в разных состояниях, т.е. на разных стадиях своего жизненного цикла. По этой причине в национальном (государственном, в т.ч.) управлении постоянно присутствует комплекс актуальных проблем, требующих создания соответствующего управления. И одна из задач, которую необходимо решать в связи с этим обстоятельством, заключается в необходимости построения системы приоритетов решения проблем развития национального потенциала, как целостности.

При применении метода системной технологии решения данной задачи необходимо, прежде всего, создание банка проблем национального (в т.ч. государственного) управления, содержащего целостный комплекс проблем национального (в т.ч. государственного) управления. Здесь же должен содержаться ожидаемый порядок актуализации проблем, модели построения системы приоритетов, а также целостный комплекс моделей и проектов системной технологии решения проблем национального (в т.ч. государственного) управления.

Цель национального (государственного, в т. ч.) управления – приводить указанное несоответствие, приводящее к возникновению проблемы национального управления, в допустимые пределы, не нарушающие целостность национального потенциала в процессе его развития, на основе соответствующей модели целостности. Целостность национального потенциала, как уже отмечалось, рассматривается во временном аспекте и тогда для обеспечения целей государственного управления необходима модель целостности национального потенциала прошлого, настоящего и будущего. Для случая, когда целостность национального потенциала рассматривается вне времени, необходима модель целостности национального потенциала, как состоящего из обоснованно выделенных целостных частей (информационный, человеческий и т.д.).

При этом полученные модели национального потенциала необходимо объединять в системную модель, создавая наилучшее для данного периода времени ранжированное сочетание возможностей описывать целостность, характерных для различных моделей национального потенциала как системы-результата государственного управления.

Далее необходима системная модель системной триады государственного управления, содержащей систему-объект, систему-результат и систему-субъект государственного управления. В качестве такой модели может использоваться модель ДНИФ-системы. Модель ДНИФ-системы позволяет ввести количественные оценки духовности, нравственности, интеллектуального и физического потенциалов государственного управления, его душевного и телесного здоровья, разума, души, ума государственного управления.

Миссия государственного управления. Метод системной технологии позволяет с единых позиций подходить к формированию, как миссии и стратегии государственного управления, так и краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных политик, программ, проектов государственного управления.

Системная модель миссии государственной деятельности важна для формирования и реализации стратегии государственного управления. В виде миссии концентрированно выражается желаемое целостное воздействие государственного управления на внешнюю среду и на внутреннюю среду системы государственной службы как института государственного управления.

Миссия должна включать в себя и модель ответственности системы государственной службы за последствия тех изменений, которые вносят результаты ее деятельности в национальный потенциал и в составные части национального потенциала.

Миссия должна включать в себя также и модель ответственности системы государственной службы за последствия тех изменений, которые вносят результаты ее деятельности во внутреннюю среду элементов и других частей самой системы государственной службы.

Модели ответственности системы государственной службы и мер, принимаемых при наступлении соответствующих правовых событий, должны быть системными. Такие системные модели должны включать в себя правовую, социальную, экологическую и экономическую виды ответственности системы государственной службы. Нельзя недооценивать и нравственную ответственность системы государственной службы. Кроме этого, должна существовать и ответственность за целостность окружающей и внутренней сред системы государственной службы. Для построения системной модели ответственности системы государственной службы целесообразно использовать модель ДНИФ-системы.

Важно разделять миссии системы-субъекта государственного управления, системы-объекта государственного управления и системы-результата государственного управления, а также и миссию системы государственного управления в целом. Вместе с тем все эти миссии должны представлять собой целое, выражая целостное воздействие данной деятельности на целостность национального потенциала и на целостность его развития.

Стратегия государственного управления направлена на осуществление миссии системы государственного управления в целом, функционирующей как системная триада «система-объект, система-субъект, система-результат государственного управления». Особая роль в формировании и реализации стратегии деятельности системной триады государственного управления принадлежит системе-субъекту деятельности – системе государственной службы.

Система-субъект государственного управления (система государственной службы) реализует стратегию государственного управления – управление осуществлением миссии государственного управления, на основе некоторой системной модели миссии. При этом системная модель миссии понимается как ответственное выражение той роли в национальном производстве, для реализации которой необходимо государственное управление. Для построения системной модели миссии государственного управления, также как и для модели ответственности целесообразно использовать модель ДНИФ-системы.

В свою очередь, кратко-, средне– и долгосрочные политики, программы и проекты государственной управленческой деятельности представляют собой механизмы реализации стратегии государственного управления в рамках конкретных этапов осуществления миссии системы государственной службы.

Системная стратегия государственного управления. Стратегия государственного управления, с позиций системной философии управления – системная стратегия государственного управления, это системная технология формирования совокупности моделей будущей системной триады государственного управления и входящих в нее систем государственного управления. При этом может быть разработана система моделей государственного управления, а также технологии выбора в будущем очередной модели государственного управления и перехода от предыдущей модели государственного управления к очередной. В данном случае модели будущей системной триады государственного управления и входящих в нее систем деятельности не рассматриваются в отрыве от прошлых и настоящих моделей системной триады государственного управления.

Тогда системная стратегия государственного управления будет содержать в себе системную технологию управления развитием системной триады государственного управления и входящих в нее систем государственного управления – от обозримого опыта прошлого системной триады государственного управления и входящих в нее систем государственного управления до обозримых моделей будущего государственного управления.

Стратегия государственного управления и стратегия результата государственного управления здесь не рассматривается в отрыве от системной стратегии субъекта государственного управления.

Так, системная стратегия системы-субъекта государственного управления (системы государственной службы) рассматривается как системная технология управления формированием моделей будущей деятельности системы государственной службы. Тогда системная стратегия государственного управления – это системная технология формирования моделей будущей системы-субъекта государственного управления. Системная философия рассматривает такие модели будущей деятельности субъекта государственного управления в единстве с моделями прошлой и настоящей деятельности субъекта государственного управления. В силу этого, системная стратегия деятельности субъекта государственного управления содержит в себе системную технологию управления развитием системы-субъекта государственного управления – от обозримого опыта прошлой управленческой деятельности системы государственной службы до обозримых моделей будущей деятельности системы-субъекта государственного управления.

Далее, стратегия системы-субъекта государственного управления здесь не рассматривается в отрыве от системной стратегии системы-результата государственного управления, ради получения которого создаются и системы государственного управления национальным производством, и собственно деятельность системы-объекта государственного управления – национального производства. Тогда системная стратегия системы-результата – это системная технология формирования моделей будущей системы-результата государственного управления. Системная философия не рассматривает также модели будущих результатов государственного управления в отрыве от моделей результатов прошлой и настоящей деятельности системы-объекта и системы-субъекта государственного управления. В силу этого, системная стратегия результата государственного управления содержит в себе системную технологию управления развитием системы-результата государственного управления – от обозримого опыта реализации систем-результатов государственного управления в прошлом до обозримых моделей реализации систем-результатов государственного управления в будущем.

• Отсюда следует, что, в целом, системная стратегия государственного управления – это системная технология формирования целостного комплекса прошлых, настоящих и будущих моделей государственного управления, управления деятельностью системы государственной службы и результата государственного управления. Системную стратегию государственного управления можно также назвать стратегией управления развитием системной триады государственного управления, включающей в себя систему-субъект государственного управления (собственно систему государственной службы как институт государственного управления), систему-объект государственного управления (собственно систему национальной деятельности, нуждающейся в управлении) и систему-результат государственного управления. Правда, всегда остается открытым вопрос – что является основным для выработки идеи и концепции стратегии государственного управления: государственное управление, национальное производство или результат в виде развития национального производства под воздействием государственного управления? Является такая системная триада государственного управления системой управления или системой национальной деятельности, в которой государственное управление играет вспомогательную роль?

В общем случае, системная стратегия государственного управления это системная технология объединения в целое моделей прошлого, настоящего и будущего государственного управления, включая государственную управленческую деятельность, объект и результат этой деятельности. Такое объединение может производиться на основе метода системной технологии.

Образно говоря, системная стратегия государственного управления формирует (создает) поведение системы государственного управления, обеспечивающее, по стратегическому замыслу, ее эффективное функционирование в будущих средах национальной деятельности, в которых возникнут свои постановки проблем выживания, сохранения и развития. Можно считать, что системная стратегия – это то, что связывает модели системного государственного управления прошлого, настоящего и будущего.

Задача системной стратегии – обеспечить такую совокупность стратегических системных моделей субъекта, объекта и результата государственного управления, которую можно эффективно использовать для построения кратко-, средне– и долгосрочного государственного управления на протяжении ожидаемого жизненного цикла системной триады государственного управления.

Системные модели государственного управления. Такой стратегический комплекс системных моделей используется в рамках общего метода государственного системного управления для построения теории и практики кратко-, средне– и долгосрочных политик, программ, проектов, реализующих и корректирующих системную стратегию государственного управления.

Рабочие системные модели (системные модели, используемые для практического воплощения государственного управления) представляются с помощью проекта. Государственные политики и программы здесь также рассматриваются как крупномасштабные и сложные проекты (проекты, содержащие проекты, «проекты проектов»). Государственная политика рассматривается как проект, представляющий собой целостную совокупность частей в виде государственных программ и проектов. Государственная программа – как проект, представляющий собой целостную систему проектов.

Системные модели государственных политик, программ и проектов могут разрабатываться с помощью таких моделей крупномасштабных и сложных систем как ДНИФ-модели систем.

Государственный проект, в общем, содержит тогда описание одной или нескольких взаимосвязанных моделей, входящих в стратегический комплекс моделей государственного системного управления, а также описание системной технологии тактики реализации стратегии в конкретных условиях. Проекты оформляются как комплексы документов, подлежащие применению в заданном периоде при практическом осуществлении системной стратегии государственного управления. Поэтому проекты будущего государственного управления содержат стратегические модели управления, а также определенные тактические регламенты практического осуществления государственного системного управления (планы управления проектами, планы мероприятий по осуществлению проектов, бизнес-планы и т.д.) на основе системных моделей.

В соответствии со стратегией происходит преобразование государственной системы управления, моделей ее субъектов, объектов и результатов, соответствующее предполагаемым условиям их функционирования, а в соответствии с тактикой происходит реализация политик, программ, проектов и выработка предложений по корректировке стратегии.

В свою очередь, метод системной технологии дает возможность построения управления всей этой совокупностью проектов на основе Принципа и Закона системности, Принципов и Закона развития систем, модели ДНИФ-системы, модели потенциалов системы, других моделей систем и системной деятельности.

Кратко можно определить, что системные модели стратегии государственного управления описывают такую систему государственного управления, которая будет органично функционировать как целостность в некоторой будущей среде национальной жизнедеятельности, также представляемой как целое. Такие прошлые и настоящие, а также будущие среды национальной жизнедеятельности можно описать и сформировать в виде ограниченного комплекса системных моделей, сопоставив им определенные системные модели государственного управления, содержащиеся в его стратегии. Тогда системные модели стратегии государственного управления можно эффективно использовать для построения кратко-, средне– и долгосрочного государственного управления, а также и для мер по реформированию государственного управления,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.161 сек.