Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассмотрение молодёжной проблематики в контексте принципа и метода антиномии или антиномичности

Негативно-пессимистическая точка зрения, которая отрицает молодёжную проблематику

Молодёжные проблемы рассматриваются в контексте современного общества риска, в условиях нестабильности.

В зависимости от того или иного дисциплинарного анализа (во временном, территориальном контексте)

Анализируются проблемы молодёжи с т.зр. социально-демографической группы

Проблемы разбиваются по сферам жизнедеятельности

Социальная рефлексия молодёжи.

Лекция 4

Д/З: Первые впечатления по выборам, ощущения, ожидания.

Книги Пелевина и Маканин сравнивают 2 поколения в современной России. Поколение П живёт по формуле: «Жизнь надо прожить там, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

Детям стыдно за поколение своих отцов. Но детям никогда не должно быть стыдно, чтобы их родители не делали.

Эти 2 книги объединяет безысходность: в одной подполье, аутизм, в другой уход в мистику.

Интеллигенция выступает флюсом в обществе. У неё полностью отсутствует креатив. И она реализует себя, поклоняясь силе, кто больше заплатит, тому она и будет служить. Основное качество российской интеллигенции – оппозиция власти.

Интервью:

- Формулировка цели.

- На первом месте стоит субкультура эмо, на втором – реперы, на третьем – фанаты, 4 – готы, 5 – геймеры.

В современной научной литературе существуют разные точки зрения на классификацию молодёжных проблем.

6 подходов:

1 подход: труд, образование, быт, семейно-брачные отношения, культура, общественная жизнь. В сфере образования молодёжные социальные проблемы определяются степенью доступности форм образования для различных категорий молодёжи, а также качеством образования и отношением молодых людей к учёным. Проблемные ситуации в сфере быта возникают у молодёжи в связи с материальными трудностями, конфликтными отношениями с родителями. Эти проблемы непосредственно влияют на систему семейно-брачных отношений, репродуктивное поведение молодёжи. В сфере культуры молодёжные социальные проблемы связаны с ограничением возможностей потребления и производства культурного достояния различными категориями молодёжи. На этой основе происходит отчуждение от традиционной культуры и воспроизводятся низкопробные образцы массовой культуры.

В общественной жизни проблемы молодёжи проявляются в различных формах её социального исключения – это процесс отторжения некоторых групп молодёжи от средств жизнеобеспечения: рынок труда, собственности, социального обеспечения. В связи с этим обостряются проблемы возрастной дискриминации и происходит отчуждение молодёжи.

2 подход: 2 большие группы социальных проблем

1 – специфические молодёжные социальные проблемы, которые вытекают из сущности молодёжи как социально-демографической группы, её особенностей, места и роли в воспроизводстве общества и положения в социальной структуре. Они также определяются противоречиями, которые связаны со спецификой потребностей, ценностей, интересов, способов деятельности молодого поколения.

2 – общесоциологические проблемы, которые с одной стороны, распространяются на молодёжь как часть общества, а с другой – напрямую касаются молодёжи (проблемы образования), а также находят специфическое проявление в молодёжной среде (особенности воспитания молодёжи, политическая активность, место молодёжи в структуре власти).

3 подход – рассматривает проблемы молодёжи в зависимости от того или иного подхода к изучению молодёжи:

- по территориальному признаку (проблемы городской, сельской молодёжи, этно-национальные проблемы). Это проблемы, присущие отдельным регионам.

- по временному признаку (вечные проблемы молодёжи – конфликта поколений).

- по системному признаку (молодёжная проблематика делится по конкретным проблемам молодёжи конкретного общества).

4 подход: классифицирует молодёжные проблемы с т.зр. общества риска

2 основные проблемы:

1 – молодёжь рассматривается как объект, который наиболее подвержен влиянию негативных факторов.

2 – молодёжь рассматривается как субъект, т.е. как непосредственный носитель различного рода угроз и опасностей.

Работа Хилори Пилкинктон «Молодёжь России и её культура». В ней она показала, с какого времени молодёжь в России, начиная с СССР, стала угрозой для общества, в котором она находилась.

5 подход – негативно-пессимистический подход: он исходит из того, что поскольку молодёжи как некой целостности не существует, то все обсуждения молодёжной проблематики являются бессмысленными и ненаучной постановкой вопроса.

С. Антоненко и А. Тарасов глазами своего поколения пытаются дать своё понимание молодёжной проблематики в России.

Статья Антоненко «Философия кекса». Кекс – те молодые люди, которые могут разделять взгляды своей тусовки, добровольно примыкают к ней, но не дают себя судить по её законам. Философия кекса рассматривает мир, не оценивая его, а по некой ценностной шкале: не хорошо или плохо, а интересно или неинтересно. У этого поколения не существует никаких генетических привязок, право на выбор – это личный извол. Отсюда молодёжь как поколение – совершенно тёмный объект. Это поколение тёмных ночей уходящего столетия. Молодёжь в её классическом смысле как понятие больше не существует, ибо сегодня совершенно невозможно определить её возрастные, социальные, интеллектуальные и психологические границы. Отнесение себя к молодёжи как способа общественного самоопределения сегодня потеряло всякий смысл. Молодость – это период становления, то время, когда человека оценивают по его возможностям, которые он проявит в будущем, но в современных условиях кто-то может реализовать себя в 21-25, а кто-то лишается этого права в 15-17. Отсюда молодые люди перестали вернить социально-политическим мифам, которые требуют от них жертв, верности, ибо, когда политики приходят к власти, они забывают о данных молодёжи обещаниях. Отсюда молодёжь хочет жить не завтра, как её призывают, а сегодня.

Статья А. Тарасова «Проблема молодёжи? Нет – образ жизни тяжело больного общества и образ действия преступной власти». В этой статье он развивает тезис о молодёжи, заложенный в философии кекса.

1 – когда говорят о проблемах молодёжи, то не знаешь, как реагировать, ибо это словосочетание утратило своё смысл и превратилось в некое ритуальное выражение, как стабильность, удвоение ВВП, инновация, и связано это с тем, что в стране нет молодёжи, ибо ненаучно людей, входящих в одну возрастную группу, в силу этого факта выделять. Это демагогия. Сегодня молодёжь – это разнородная группа, которая не представляет единого целого. У молодёжи разные стартовые условия – жёсткая конкуренция по отношению друг к другу, поэтому зачастую политические интересы заставляют их быть враждебными по отношению друг к другу. Сегодня у молодёжи нет общих проблем, а есть угроза по отношению друг к другу. Эти антагонистические противоречия породили современную власть, которая заинтересована в классовом расслоении молодёжи на 2 группы: дети номенклатуры (характерны конформизм, клановость, стукачество, карьеризм), к этой встроенной во власть молодёжи нет проблем, и бедная молодёжь (социальная нищета, неравенство, бедность, отсутствие возможности развития).

4 методологических принципа:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 3. Вывод о молодёжи: в первых 2 случаях молодёжь выступала как объект воздействия, её использовали для производства | Поскольку молодёжь не представляет собой социальное явление, то молодёжной проблематики не существует
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.