Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что содержится на сайтах

Теперь давайте выясним, что можно найти на сайтах, как ими пользоваться и как не заблудиться в дебрях ссылок и переходов.

Есть такое понятие — юзабилити (от англ. "usability" — "практичность", "удобство", "простота использования"). Точное pro определение — "совокупность свойств инструмента, влияющих на эффективность его использования в конкретной предметной деятельности и выражающихся в применимости данного инструмента, легкости его освоения и использования, воспроизводимости полученных навыков, в низкой частоте ошибок, в субъективном удовольствии и других факторах". Ну а если проще, то хорошо продуманная юзабилити будет у сайта, зайдя на который, пользователь не растеряется, а быстро найдет все, что ему нужно, не прибегая к помощи поисковых машин.

К сожалению, не все Web-мастера строго придерживаются правил юзабилити сайта. Зато, зайдя на плохо организованные сайты, пользователь уже не будет строить себе иллюзий об их качестве и сможет отличить качественный сайт от халтуры.

Итак, рассмотрим, каким должен быть сайт, чтобы человек, зашедший на него, не растерялся. Эта фраза может смутить пользователя: ведь мы не собираемся создавать сайты — пусть Web-мастера думают, как сделать правильный и удобный дизайн. Все правильно. Об этом будут думать создатели сайтов. Но путешественники по Интернет, просмотрев десятки и сотни грамотно разработанных сайтов, заметят общие правила расположения элементов сайта и смогут лучше ориентироваться там, где еще ни разу не были. А мы с пользователем поговорим об этих общепринятых неписаных правилах уже сейчас, чтобы вам для обретения подобных навыков не требовалось много времени.

Помимо основной информации, ради которой, собственно, и создается страница на сайте, каждая страница содержит ссылки (link, anchor) — переходы на другие страницы. Щелкнув мышью на такой ссылке, пользователь вызовет в окне браузера другую страницу. Если ссылки находятся в тексте, то они обычно выделены цветом и почти всегда подчеркнуты. Если ссылка не подчеркнута, то это конечно, нарушение юзабилити, но еще более грубое нарушение — использование подчеркивания просто для выделения слоя в тексте. Для таких выделений применяются жирный шрифт и курсив, причем первый служит для усиления смыслового веса фразы в тексте, а второй — для выделения особых терминов, которые либо используются не в своем первом значении, либо являются важными для понимания смысла всего повествования.

Возвращаясь к ссылкам, стоит отметить, что есть безошибочный признак того, что, щелкнув кнопкой мыши в определенном месте, пользователь перейдет на другую страницу: при подведении указателя мыши к какому-либо объекту указатель принимает вид кисти с вытянутым указательным пальцем.

Ссылкой может быть не только строка текста, но и изображение (картинка). Выяснить, является ли изображение ссылкой можно лишь проведя над ним указателем мыши. Часто, если изображение является фотографией, после щелчка на нем открывается увеличенный вариант фотографии. В любом случае нужна подвести указатель мыши к изображению или ссылке. Если на секунду задержать указатель над ними, то может появиться маленькое окошко с подсказкой (hint). Эта подсказка поможет вам понять, что будет, если пользователь щелкнет на данной ссылке, или, если эти просто изображение без ссылки, покажет вам подпись к картинке

Еще одним важным моментом в определении места переходя по ссылке является строка состояния в браузере. Эта строка находится в нижней части окна браузера. Если подвести указатель мыши к ссылке, то в строке состояния появится адрес страницы, на которую будет выполнен переход. Некоторые Web-мастера специальными средствами запрещают отображение адреса перехода в этой строке. Делают они это ради "украшения" своего сайта или, может быть, для того, чтобы показать, насколько высокотехнологичный сайт они создали. Но лишать посетителя возможности видеть адрес следующего перехода — ущемление прав посетителя. Видеть адрес, на который ведет ссылка, полезно для того, чтобы определить, будет ли это переход в пределах одного сайта или же это внешняя ссылка совсем на другой ресурс. Определить эхо можно следующим образом: посмотрите внимательно на содержимое строки адреса и строки состояния; если начала адресов страниц после указателя протокола (http://) до первой наклонной черты (/) совпадают, значит, это страницы одного сайта.

Не всегда щелчок на ссылке будет вызывать переход на другую страницу сайта. Часто внизу страницы владельцы сайта оставляют ссылку на свой адрес электронной почты. Такая ссылка в строке состояния выглядит следующим образом: mailto:[email protected], где box — название почтового ящика, a server — имя сервера, на котором этот ящик расположен. При активизации такой ссыпки на вашем компьютере запустится почтовый клиент и откроется окно для ввода текста письма. Адрес назначения будет уже прописан в нужном месте.

Теперь пройдемся по основным элементам навигации (передвижения в пределах одного сайта и поиска нужной информации иа нем).

¾ В верхней части страницы либо слева находится основное меню (список основных разделов сайта). Если присутствует и то, и другое, то верхнее горизонтальное меню находится на более высоком уровне в структуре сайта, чем левое вертикальное.

¾ Если на сайте реализовано горизонтальное меню вверху или же меню сделано в виде картинок, то внизу страницы оно дублируется простыми текстовыми ссылками.

¾ Если на сайте присутствует логотип фирмы в левом верхнем углу, то, щелкнув на нем мышью, пользователь должен перейти на главную страницу сайта.

¾ Если на сайте пользователь вводил имя и пароль, то для того, чтобы перейти из сеанса авторизации в обычный режим, где-нибудь вверху страницы справа должна быть возможность выхода (ссылка "выход" или что-нибудь в этом роде).

¾ Если в меню разделов сайта пользователь встретил фразу "Карта сайта", значит, перейдя по этой ссылке, пользователь окажется на странице, на которой перечислены не только основные разделы, но и подразделы, а может быть, даже абсолютно все страницы сайта. Такая карта очень полезна в том случае, если пользователь точно знает, что нужная ему страница на сайте сети а к какому разделу она принадлежит, понять трудно.

¾ Если на сайте реализован поиск, то можно им воспользоваться. Но следует помнить, что реализовать полноценный поиск по сайту достаточно трудно. Скорее всего, этот пм иск будет осуществляться по наименованию товара (если это Интернет-магазин) либо по какому-то другому слову, определение которого точно и однозначно есть на сайте. Использование в таком поиске фразы из нескольких слов, скорее всего, будет неэффективным.

Отдельная тема для разговора— формы на сайтах. Их еще! иногда называют формулярами, но это название встречаете очень редко. Формы состоят из привычных для всех нас элементов, таких, какие мы видим в диалоговых окнах операционное системы: строк ввода, текстовых областей, списков, кнопок, переключателей, флажков. Все эти элементы предназначены длz ввода какой-либо информации от пользователя и дальнейшей обработки на Web-сервере, Это могут быть различные анкеты формы поиска, о которых уже упоминалось, формы авторизации в которых нужно ввести имя и пароль для входа в конфиденциальный раздел сайта, и многое другое. Используются элемент форм так же, как в операционной системе, поэтому мы не будем останавливаться на этих подробностях. Поговорим лишь о тех особенностях, которые свойственны использованию этих элементов на сайтах.

¾ Иногда меню на сайте реализовано с помощью раскрывающегося списка. Щелкнув на кнопке выбора, пользователь выбирает нужную строку из списка. После того как выбор сделан, происходит переход на какую-либо страницу. Будьте осторожны: если элемент "раскрывающегося списка" работает таким образом и в данный момент активен (выделен), не прикасайтесь к колесику прокрутки на мыши. При его I движении в раскрывающемся списке начнут перебираться все элементы подряд, что вызовет переходы на соответствующие им страницы.

¾ Если пользователь, заполняя форму, нажмет клавишу <Enter>, то он не перейдет к следующему полю ввода. Будет вызвана функция отправки данных из формы на сервер, даже несмотря на то что пользователь не закончил заполнение всех полей. Для перехода без помощи мыши к следующему или предыдущему полю используйте <ТаЬ> или <Shift+Tab> соответственно.

¾ Обычно в каждой форме присутствует одна кнопка, щелчок на которой отправляет введенные данные на сервер. _Иногда присутствует вторая кнопка, которая помогает быстро очистить все поля формы от введенной информации.

На многих сайтах реализованы различные формы обратной связи. Самой простой из них является форма, на которой пользователь может написать владельцам сайта письмо. Дело в том, что из соображений безопасности владельцы сайта иногда не хотят публиковать свой адрес электронной почты. Но для того чтобы посетители смогли обратиться к ним, на сайте открывается форма обратной связи. В ее текстовой области пользователь может написать все, что хотите донести до адресата, указать в отдельном поле свои имя и обратный адрес, чтобы владельцы сайта при желании могли прислать вам ответ на электронный почтовый ящик.

Другим вариантом обратной связи является гостевая книга — электронный аналог книги посетителей, например, какой-нибудь выставки. Это возможность для любителей заметок типа "Здесь был Вася" оставить о себе память на сайте, а также выразить его владельцам свой восторг или негодование от посещения их сайта. Ваша заметка сразу станет доступной для чтения всеми последующими посетителями. Но надо помнить, что владельцы сайтов могут редактировать (удалять) записи, которые им кажутся некорректными. Поэтому не стоит в гостевой книге писать откровенную нецензурщину. Также стоит воздерживаться от прямой рекламы чего-то своего в чужих гостевых книгах. Есть такие любители, которые заходят в гостевую книгу и пишут: "Привет Вася! Классный у тебя сайт! Приглашаю всех на мой сайт. Он тоже классный и все твои посетители должны прийти ко мне!". Такие сообщения тоже удаляются. Если есть огромное желание привлечь Васиных посетителей к себе, напишите такое сообщение, чтобы людям стало интересно, что же за человек его написал. А в дополнительной информации об авторе сообщения есть поле, в которое можно ввести адрес своего сайта. Это будет корректно по отношению к владельцу гостевой книги и действенно в отношении посетителей его сайта.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Какие бывают сайты | Реклама на сайтах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.