Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы обучения (обще дидактические, лингвистические, психологические и собственно методические)

Цели и задачи обучения русскому языку в условиях билингвизма. 2. Содержание обучения (определяемой программой объем знаний, навыков и умений по русскому языку).

Овладевшим вторым языком считается только тот, который начинает мыслить на этом языке и в процессе говорения не прибегает к посредничеству родного языка, строит свою речь, не задумываясь над усвоенными им грамматическими правилами.

Овладение нерусскими учащимися русским языком как вторым языком, познание его закономерностей имеют свою специфику, которая вытекает из соотношения структуры русского языка и имеющихся у школьников навыков по родному языку. Например, при усвоении явлений русской фонологии и фонетики, отличных от звуковой системы родного языка, ученик должен осознать, что в русском языке есть звуки, которых нет в родном языке, и произносятся эти звуки иначе; затем перестроить артикуляционные навыки и выработать новые, отличные от прежних знаний.

Овладение вторым языком представляет собой двуединый процесс: усвоение новых языковых явлений и преодоление в этом новом влияния старого — родного языка. В этом состоит специфика овладения вторым языком.

Методика тесно связана с психологией и педагогикой. Опираясь на данные психологии, можно проследить механизм порождения речи, расчленить акт говорения на составляющие его части. С точки зрения психолингвистики, он имеет три фазы: 1) доязыковая концепция, цель высказывания, мысли, 2) программирование или планирование мысли, 3) звуковая реализация мысли.

Первая фаза. Говорящий, прежде всего, должен определить, о чем он будет говорить и для чего говорить. Другими словами, акту воспроизведения мысли должно предшествовать определение концепции, цели высказывания, а для этого нужен определенный мотив, побуждающий человека к желанию говорить. После появления мотивов говорения определяется цель высказывания. Цели высказывания на уроке и в любой ситуации человеческого общения могут быть самые различные.

Задача учителя заключается в том, чтобы научить ребенка самостоятельному формулированию или программированию своего высказывания. Если ученик затрудняется самостоятельно придумать тему и цель своего высказывания, то учитель приходит к нему на помощь, незаметно, ненавязчиво дает ему направление. В то же время учитель должен помнить, что жизнь — это не организованное классное занятие, где есть опытный наставник, который в любом случае придет к ученику на помощь.

Вторая фаза акта говорения — планирование или программирование мысли, т. к. внутренняя формулировка ее — является наиболее ответственным и очень трудным этапом в подготовке к высказыванию на неродном языке. Трудность, прежде всего, связана с тем, что ребенок мыслит на своем родном языке, у него еще не выработаны автоматизированные навыки говорения. Фаза программирования как бы делится на два этапа. Сначала ребенок продумывает то, что должен высказать на родном языке, а потом в уме начинает его переводить на русский язык. При этом он в уме использует ряд механизмов такие как: а) выбор соответствующих лексических единиц; б) «грамматическое прогнозирование»; в) «перебор и сопоставление синтаксических вариантов» (А. А. Леонтьев). Говорящий выбирает из множества вариантов самый точный и наиболее удачный, по его мнению, вариант реализации задачи высказывания.

Далее человек должен заранее прогнозировать выбор языковых и речевых средств, которые более подходят в данном случае: устная или письменная, диалогическая или монологическая речь, стилистическая особенность речи (в официальной обстановке одна форма речи, в неофициальной — другая и т. д.).

После внутренней подготовки речевого материала наступает третья фаза акта говорения — его звуковая реализация, которая должна быть выражена артикуляционно правильно, логически стройно, по всем законам русского языка.

 

 

Глава 2. Общие вопросы теории и методики обучения русскому языку в башкирской школе

2.1. Из истории развития методики русского языка (См.. Закирьянов К.З., Саяхова Л.Г., Альмухаметов Р.В., Ишимова Р.Г., Каримова Р.С. Методика преподавания русского языка в 5-9 классах башкирской школы. - Уфа: Китап, 1996. Часть I, % 4, стр. 10-20).

 

2.2. Методика преподавания русского языка как наука.

Методика преподавания русского языка является составной частью педагогики – науки о воспитании и обучении. Она определяет цели, содержание, объем и структуру учебного предмета, принципы, методы, приемы и средства обучения русскому языку и закономерности усвоения его учащимися. Методика русского языка развивается на стыке смежных наук лингвистики, психологии, педагогики, логики, философии.

Методика преподавания русского языка – это живая, творческая наука, которая не терпит шаблона, трафарета, штампа и предполагает творческую активность учителя. Методика обучения русскому языку в башкирской школе – часть методики русского языка в национальной школе, которая, в свою очередь, является частью лингводидактики – общей теории обучения языкам. Схематически ее место среди других отраслей лингводидактики можно представить следующим образом (см. учебное пособие).

Методику преподавания русского языка в национальной школе с методикой преподавания русского языка как родного сближает конечная цель обучения: к концу обучения в школе нерусские учащиеся должны владеть русским языком так же свободно, как и носители языка – русские учащиеся. Это требование продиктовано статусом русского языка как государственного языка на территории Российской Федерации.

Методику преподавания русского языка в национальной школе сближает с методикой преподавания русского как иностранного и с методикой преподавания иностранных языков закономерности овладения вторым языком, отличающимся по своему строю от родного языка учащихся, хотя целевые установки, мотивация, потребности и условия изучения русского и иностранных языков совершенно разные.

И, наконец, методика преподавания русского языка в конкретной национальной школе, а именно в башкирской, пользуясь общими закономерностями усвоения русского языка как языка межнационального общения, имеет вместе с тем свою специфику, связанную с конкретными условиями обучения русскому языку именно в данной национальной школе. К этим условиям можно отнести уровень владения русским языком детьми до поступления в школу, наличие или отсутствие языковой среды, степень близости и различия системы русского языка и родного языков и т.д.

Методика русского языка имеет свою систему, предмет и задачи обучения.

Система обучения. Составными элементами системы обучения русскому языку в башкирской школе являются:

4. Методы и приемы обучения (методы и приемы преподавания – обучающая деятельность учителя и обусловленные ими способы учения – познавательная деятельность учащихся).

5. Средства обучения. Все эти элементы системы обучения взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют единое, целостное образование.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция по Теории и методике обучения русскому языку учащихся национальной школы | Основные и вспомогательные средства обучения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1009; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.