Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Надежность оператора

Лекция 2

Вопроси для одсуждения

1. Судно как объект управления. Понятие «человеческий фактор» и требования нормативных документов по его учёту в процессе разбора аварий

2.Методология расследования аварий

3. Деятельность оператора

План лекции:

1. Система «человек-машина»

2. Требования основных руководящих документов.

3. "Человеческий фактор" в системе управления судном.

 

Одной из основных проблем в обеспечении безопасности мореплавания является проблема надежности систем «человек--машина».

 

Впервые научное содержание понятия «надежность» было сформулировано в применении к техническим средствам. Современная наука добилась значительных результатов в развитии теории надежности полностью автоматизированных систем, однако в отношении систем «человек--машина» достижения пока еще очень скромны, что объясняется особой сложностью этих систем. Здесь требуется комплексный подход, позволяющий охватить не только технические, но также биологические, психологические и социально-психологические аспекты проблемы. Эффективность и надежность функционирования любой системы управления с участием человека зависит от того, насколько своевременно, точно и безошибочно, т. е., надежно, сможет выполнять при заданных условиях возложенные на него функции человек-оператор. Проблема надежности человека-оператора является одной из центральных в инженерной психологии -- отрасли психологической науки, призванной решать проблемы взаимодействия человека и современной техники. Важность проблемы надежности оператора для обеспечения безопасности мореплавания связана с тем, что в системе управления судном ведущая роль -- роль управляющего звена-- принадлежит человеку.

 

Существует ряд определений понятия «надежность оператора» и тождественного ему понятия «надежность деятельности оператора», разработанных применительно к выполнению человеком функций контроля и управления в системе «человек--машина». Большинство из них подобны определению надежности технических средств и не отражают специфики работы человеческого организма. Этому условию в большей степени отвечает следующее определение: надежность деятельности оператора -это способность человека выполнять предписанные функции с заданным качеством и своевременно при сохранении в допустимых пределах психофизиологической «цены» этой деятельности.

 

«Цена» деятельности -- это величина физиологических и психологических затрат, обеспечивающих выполнение профессиональной задачи на заданном уровне. Что касается количественной оценки психофизиологической «цены» деятельности, то она может быть получена путем измерения сдвига психофизиологических показателей состояния организма в процессе деятельности. Изменения состояния обеспечивающих данную деятельность систем организма соотносятся с двумя полюсами: исходными значениями показателей указанных систем и их предельными значениями, которые оцениваются путем применения функциональных проб, доводящих организм до предельных состояний. «Цена» деятельности будет тем ниже, чем ближе текущее значение показателей оцениваемых систем к исходным и дальше от предельных значений. Таким образом, под «ценой» деятельности понимают степень изменения в ходе деятельности соотношения между текущим, исходным и предельным состояниями функциональных систем организма, которые являются ведущими для обеспечения данной деятельности. Наиболее информативными из показателей вегетативного обеспечения надежности операторской деятельности, особенно тех ее видов, которые связаны с высокой сложностью решаемых задач и высокой ответственностью за принимаемые решения (что имеет место в судоводительской деятельности), признаны показатели уровня функционирования сердечно-сосудистой системы, получаемые с помощью электрокардиограммы.

Схема отражает тот факт, что надежность деятельности оператора связана как с результативностью, так и с «ценой» деятельности. Надежность оператора тем выше, чем выше результативность и чем ниже при этом «цена» деятельности, причем эти показатели взаимосвязаны:

 

-высокая результативность достигается ценой больших или меньших психофизиологических затрат в зависимости от степени напряженности операторской деятельности и уровня его профессионализма. Так, например, высокая результативность деятельности опытного профессионала связана с более низким напряжением регуляторных механизмов сердечнососудистой системы по сравнению с новичком или менее квалифицированным оператором.

 

Состояние функциональных систем оператора, обеспечивающее необходимую результативность и определяющее «цену» деятельности, зависит от психофизиологических возможностей и способностей оператора по переработке информации, которые определяются, во-первых, характеристиками, присущими человеку вообще, как представителю вида

 

Homo sapiens, и имеющими определенные природные ограничения, и, во-вторых, индивидуальными свойствами и качествами конкретной личности.

 

Человек действует, осознавая цели и задачи своей профессиональной деятельности; они руководят его деятельностью, и в то же время от того, насколько ясно и четко они отражаются в его сознании, зависит в конечном итоге надежность деятельности. Искажение или неполное осознание целей и задач деятельности приводит к ошибкам оператора.

 

Внешние воздействия -- факторы окружающей среды, а также характеристики объекта управления несут необходимую для решения профессиональных задач информацию и одновременно влияют на состояние функциональных систем оператора.

Определение надежности оператора-судоводителя (вахтенного помощника капитана) заключается в выявлении с максимальной достоверностью уровня профессиональных знаний судоводителя, его личных качеств, практических навыков в работе и его ответственности. Это важный и необходимый аспект кадровой и воспитательной работы, позволяющий наметить действенные меры по разрешению выявленных недостатков в подготовке персонала и в конечном итоге повысить безопасность судовождения.

 

В соответствии с конвенцией ПДМНВ-78/95 оценочные действия (в том числе и определение надежности судоводителей) должны производиться только уполномоченным лицом:

 

-- имеющим надлежащий уровень знаний;

 

-- квалифицированным в вопросе, оценка которого проводится;

 

-- имеющим практический опыт оценки;

 

-- умеющим при необходимости использовать тренажер;

 

-- имеющим на руках соответствующее руководство по методам и практике предстоящей оценки.

 

Таким лицом может быть специалист, уполномоченный администрацией порта или судоходной компанией, а на судне -- его капитан (капитан-наставник).

 

Определение надежности судоводителя по приведенным выше оценочным действиям может быть произведено априорно на основе абстрактного анализа различных факторов.

 

Предварительными факторами, подтверждающими состоятельность судоводителя, являются:

 

-- наличие у него соответствующего диплома;

 

-- наличие одобренного стажа работы на судне;

 

-- соответствие уровня его профессиональной компетенции требованиям таблицы А -- II/1 Конвенции ПДМНВ-78/95;

 

-- его способность соблюдать предписываемый Конвенцией порядок несения вахты в соответствии с существующими требованиями.

 

Основаниями для заключения о недостаточной надежности судоводителей являются следующие инциденты с управляемым ими судном:

 

-- столкновение данного судна;

 

-- посадка на мель, касание грунта;

 

-- выполнение судном ошибочных или опасных маневров;

 

-- несоблюдение принятых путей, зон разделения движения, норм безопасности и т.п.;

 

-- эксплуатация судна таким образом, что это представляет опасность для людей и окружающей среды.

 

Безопасность и правильность действий ходовой вахты на мостике достигаются не только квалификацией персонала, но и уровнем управления и организации, сложившимся на судне.

 

В системе управления и организации чрезвычайно важна роль стереотипов. В сущности, стереотипы (шаблоны) применительно к организации судовождения представляют собой повторяющиеся в неизменном (или подобном) виде алгоритмы действий лиц ходовой навигационной вахты на мостике.

 

Несмотря на творческий характер судовождения, следование стереотипам необходимо для обеспечения безопасности плавания, ибо только строгое и обязательное исполнение инструкций и руководств позволяет качественно отрабатывать все процедуры и формирует у персонала совершенные навыки.

 

Требования основных руководящих документов (уставов службы на судах, РШС, МППСС, конвенций, кодексов и резолюций ИМО и т.д.) по сути представляют собой единую систему строгих обязательных положений, внедряющих в навигационную практику проверенные временем стереотипы. Глубокое знание персоналом, несущим вахту на мостике, руководящих документов и следование им на практике способствует укоренению стереотипов в действиях ходовой вахты, что снижает вероятность ошибочных действий, гарантирует контроль и повышает безопасность судовождения. Кроме того, следование стереотипам повышает общую организацию мостика, уровень взаимодействия и управления.

 

Анализ ряда навигационных аварий и других чрезвычайных происшествий показывает, что они произошли не в результате действий чрезвычайных сил природы, а явились следствием вопиющих нарушений непреложных стереотипов судовождения. Поэтому внедрение правильных стереотипов в практику несения ходовой вахты на мостике должно стать одной из главных задач комсостава флота.

 

Деятельность лиц, несущих ходовую навигационную вахту, представляет собой классический пример работающей эргатической системы (ЭС). Эргатической называется сложная целеустремленная система, включающая в свою структуру человека-оператора (группу операторов), техническое средство труда (судно) и соприкасающуюся с ними среду.

 

Как видно, система содержит разнородные элементы различной сложности, а результат труда достигается взаимодействием этих элементов. Ошибки навигационной вахты есть не что иное, как следствие закономерных противоречий, неизбежно существующих между разнородными элементами единой системы.

 

Наиболее важный этап обеспечения надежности оператора-судоводителя -- этап профессиональной подготовки. Однако есть такие качества и свойства личности, недостаток которых трудно чем-либо восполнить. В принципе воля и сильное желание добиться успеха, старание и трудолюбие могут в какой-то степени скомпенсировать недостаток способностей, но это характерно для овладения достаточно простыми профессиями. Деятельность же судоводителя -- одна из наиболее сложных и его надежность в значительной степени зависит от интеллектуальных способностей. Высокий уровень интеллектуальных способностей позволяет эффективно адаптироваться в сложной среде, усваивать большой объем информации, необходимый для принятия решения, быстрее ее перерабатывать, с большей точностью прогнозировать последующие действия. Важнейшая составляющая интеллекта -- логическое мышление. Для судоводителя крайне важно обладать им, поскольку именно логическое мышление обеспечивает возможность анализировать происходящие события, соотносить их с имеющимися знаниями и опытом, прогнозировать принимаемые решения.

 

Анализ аварийных происшествий на судах свидетельствует о том, что в чрезвычайных обстоятельствах люди ведут себя по-разному.

 

Многие при воздействии экстремальных факторов не теряют внутренней собранности и хладнокровия, сохраняют способность к быстрой ориентировке, выделению главных факторов, определяющих характер ситуации. Опасность как бы мобилизует их внутренние ресурсы, придает дополнительную энергию, способствует реализации волевых качеств.

 

Но бывает и так, что работник, обладающий достаточной производственной квалификацией, в опасной ситуации теряет самообладание, начинает чрезмерно суетиться, «дергать» людей, вместо того чтобы организовать их действия, подает нелепые, нелогичные команды или, наоборот, как бы впадает в оцепенение, перестает осознавать окружающую обстановку, не реагирует на сигналы, не организует действия подчиненных ему членов экипажа.

 

Возрастающая опасность последствий дезорганизации деятельности судоводителей в сложной обстановке выдвинула проблему определения психологической профессиональной пригодности кандидатов с помощью профессионального отбора. Под этим понимается выявление комплекса присущих человеку предрасположенностей и свойств к выполнению определенного вида труда.

 

Профессиональный психологический отбор может помочь самому человеку при выборе профессии, даст возможность оградить себя в дальнейшем от чрезмерных перегрузок нервной системы в экстремальной обстановке, а значит, и справляться со своими профессиональными обязанностями не за счет разрушения собственного здоровья.

 

Основополагающий документ по безопасной эксплуатации судна (а значит, и безопасного плавания) -- Резолюция ИМО А.741(18), вводящая в действие МКУБ, прямо указывает, что главным условием выполнения требований настоящего документа является человеческий фактор. Только человек, будучи активным элементом эргатической системы, способен, используя свой опыт и профессиональное мастерство, парировать опасные отклонения в функционировании системы и постоянно обеспечивать безопасность плавания.

 

Руководящие документы, касающиеся безопасности плавания, выработаны на основании всего накопленного опыта мореплавания. В сжатом виде они могут быть выражены следующими словами: ответственность, аккуратность, контроль, дублирование, осторожность.

 

Судоводителя никогда не должно покидать чувство высочайшей ответственности за доверенное ему дело. Он должен постоянно помнить, что от его профессиональных действий зависят жизни людей, сохранность судна, груза и окружающей среды. Профессионализм же вырабатывается путем непрерывного совершенствования своих специальных знаний и практических навыков.

 

"Человеческий фактор" может оказывать и негативное влияние на исход рейса, когда человек из-за своих ограниченных возможностей недостаточно полно воспринимает и обрабатывает информацию, несвоевременно и неправильно выполняет задачи из-за недостатков в профессиональной подготовке, психологического состояния и наличия отвлекающих обстоятельств. Негативное влияние "человеческого фактора" возрастает, так как на человека факторы, повышающие вероятность его ошибки, воздействуют все интенсивнее. К числу этих факторов относятся: возросший объем морских перевозок, рост требований к скорости и экономичности перевозок, сокращение численности экипажей судов, усложнение судовой техники, специфика ходовой вахты (необходимость длительной работы в ночное время, чередование спокойных периодов с очень напряженными, качка и т.д.).

 

В этих условиях важно установить правильный режим труда и отдыха для полноценного восстановления физических и психофизических качеств лиц, несущих ходовую навигационную вахту.

 

Конвенция ПДМНВ-78/95 однозначно требует:

 

-- все лица, несущие ходовую навигационную вахту, должны иметь в течение 24-часового периода как минимум 10 ч отдыха. Отдых делится на два периода, один из которых должен быть не менее

 

-- при аварии и других чрезвычайных ситуациях данные положения могут не соблюдаться;

 

-- десятичасовой ежесуточный отдых может быть сокращен до 6 ч, но только в течение 2 суток с последующей компенсацией;

 

-- весь персонал ходовой вахты на мостике должен иметь возможность полностью уделять внимание только своим обязанностям, совмещение и поручение членам ходовой вахты своих обязанностей недопустимо.

 

Процесс несения ходовой навигационной вахты подвержен значительному влиянию субъективного фактора. Ошибочные или несвоевременные действия индивидуума могут вызвать нежелательные последствия. Поэтому организация ходовой вахты должна быть таковой, чтобы в необходимый момент (особенно в сложных условиях) наблюдение и анализ обстановки производились коллегиально, а принятие решений осуществлялось после выработки решения наиболее опытным судоводителем. Для реализации подобной модели несения вахты следует разработать такие процедуры, при которых:

 

* в сложных условиях плавания на мостике не должен находиться только один человек;

 

* наблюдение за обстановкой должно быть непрерывным;

 

* рулевой, правящий судном по курсоуказателю, не должен являться одновременно и наблюдателем;

 

* вахтенный помощник капитана ни при каких обстоятельствах не должен покидать мостик без полноценной замены;

 

* никто из лиц ходовой навигационной вахты не должен отвлекаться от выполнения основной задачи на другие мероприятия;

 

* вахтенный помощник ни в коем случае не должен совмещать другую свою работу (написание отчетов и т.п.) с несением навигационной вахты;

 

* капитан должен проверять качество несения вахты, регулярно и своевременно подниматься на мостик и лично управлять судном в сложной обстановке;

 

* маневры должны осуществляться на основе грамотных и проконтролированных расчетов, а не на глазок одного, пусть даже опытного, человека;

 

* навигационная прокладка должна вестись постоянно и с максимальной точностью, в том числе и при наличии лоцмана на борту и т.д. и т.п.

 

В настоящее время существует тенденция к построению интегрированных систем управления (ИСУ) судном с единым управлением с автоматизированного рабочего места, расположенного в ходовой рубке судна. Узаконено появление судов, оборудование на ходовом мостике которых позволяет осуществлять безопасное судовождение одним человеком; для таких судов в символе класса Российского морского регистра судоходства введен дополнительный знак -- ОВНМ (один вахтенный на ходовом мостике). В связи с сокращением численности экипажей возникает ряд проблем, значительно влияющих на безопасность плавания. Совмещение обязанностей, увеличение психологических нагрузок, вызванных, в частности, непрерывным взаимодействием с большим числом автоматизированных приборов, приводит к накоплению усталости и способствует развитию психологической напряженности в экипаже.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Судно как объект управления. Понятие «человеческий фактор» и требования нормативных документов по его учёту в процессе разбора аварий | Лекция 3. Вопроси для обсуждения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1122; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.