Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационные ресурсы общества




 

Одним из важнейших показателей движения страны по пути к информационному обществу является степень соответствия информационных ресурсов потребностям общества.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», принятый в 1995 году, определяет национальные информационные ресурсы как совокупность всех информационных продуктов произведенным обществом. К ним относятся: отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

В настоящее время уровень развития и сложность информационных систем привели к тому, что информация становится стратегическим ресурсом общества, а информационные ресурсы становятся одними из важнейших, т.е. рассматриваются наравне с материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами.

Как всяким ресурсом, информационными ресурсами необходимо управлять, т.е. планировать, организовывать, координировать, мотивировать их использование, учитывать, контролировать, анализировать и регулировать ход информационного процесса на всех уровнях (страны, отрасли, организации, подразделений организации, рабочего места). Поэтому в настоящее время стремительно развивается индустрия информатики, особенность которой состоит в том, что она является инфраструктурной отраслью, предназначенной для обслуживания отраслей материального производства и непроизводственной сферы.

В процессе развития информационной индустрии предстоит решить много проблем, в том числе:

· разработать качественно новые организационные формы использования ЭВМ, в т.ч. обеспечить процесс организации и функционирования виртуальных предприятий;

· подойти с научной точки зрения к процессам централизации и децентрализации в управлении информационными ресурсами;

· научно обосновать процессы интеграции локальных и глобальных вычислительных сетей;

· разработать методику оценки эффективности использования информационных ресурсов;

· дать рекомендации пользователям по поводу решения вопроса о приобретении готовых программных продуктов или разработки оригинальных программных продуктов самими пользователями;

· разработать рекомендации по оптимальному распределению информационных ресурсов по иерархическим уровням управления (т.е. по созданию банков и баз данных государственного, регионального, областного, муниципального и т.п. уровней);

· обеспечить развитие интеллектуального рынка труда;

· обеспечить функционирование информационного рынка, т.к. информация уже давно превратилась в товар;

· обеспечить поддержку электронного бизнеса, как одного из видов предпринимательства.

Таким образом, для успешного развития процессов информатизации общества в нашей стране необходимо решить комплекс научно-технических, экономических, психологических, правовых и социальных проблем.

 

Все цивилизованные государства рассматривают построение информационного общества как основу своего социально-экономического, политического и культурного развития и проводят целенаправленную государственную информационную политику. Для ее реализации принимаются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы. Информационная политика разных стран зависит от особенностей их социально-экономического и культурного развития.

В настоящее время глобальное издание WORLDPAPER совместно с компанией IDC ежегодно составляет и опубликовывает индекс Информационного общества. Индекс информационного общества (ИО) фактически устанавливает стандарт измерения возможностей доступа и использования информации и информационных технологий в любой стране мира. Индекс ИО измеряет информационные возможности и информационный капитал. При вычислении индекса ИО учитываются 23 переменные, которые разделены на четыре группы.

Первая группа «Компьютерная инфраструктура» включает следующие переменные:

- количество ПК на душу населения;

- число домашних ПК, отнесенное к количеству семей;

- число ПК в государственных и коммерческих организациях, отнесенное к общему числу несельскохозяйственных работников;

- число ПК в средних и высших образовательных учреждениях, отнесенное к количеству студентов и факультетов;

- процент не домашних ПК, подключенных к сетям;

- доля затрат на программное обеспечение по отношению к затратам на оборудование.

Вторая группа «Информационная инфраструктура» включает следующие переменные:

- число абонентов кабельного телевидения на душу населения;

- количество сотовых телефонов на душу населения;

- стоимость телефонного вызова;

- количество факсов на душу населения;

- количество радиоприемников на душу населения;

- количество ошибок в телефонных линиях;

- количество телефонных линий на семью;

- количество телевизоров на душу населения;

Третья группа «Интернет-инфраструктура» содержит следующие переменные:

- число бизнес -пользователей Интернета, отнесенное к общему числу несельскохозяйственных работников;

- число домашних пользователей Интернета на одну семью;

- число пользователей Интернета, отнесенное к числу студентов и факультетов;

- расходы на электронную коммерцию, отнесенные к общему числу пользователей Интернета.

Четвертая группа «Социальная инфраструктура» содержит следующие переменные:

- гражданские свободы;

- количество газет на душу населения;

- свобода печати;

- число людей, имеющих среднее образование;

- число людей, имеющих высшее образование.

Перед проведением расчетов была исследована структура мирового информационного трафика. Оказалось, что на долю 55 стран из общего числа проанализированных 150 стран приходится 98% глобального трафика, поэтому индекс ИО рассчитывался только для этих 55 стран, которые по значению индекса ИО были разделены на четыре условные группы.

«Конькобежцы» (индекс ИО более 4500).

Эти страны имеют сильные позиции благодаря использованию всех преимуществ информационной революции, наличию компьютерной, информационной, социальной и Интернет - инфраструктур. Первые пять мест в этой группе занимают Швеция, Норвегия, Финляндия, США, Дания.

«Скороходы» (индекс ИО более 2500).

Страны этой группы успешно продвигаются в направлении информационного общества, имея достаточно развитую инфраструктуру на местах.

«Спринтеры» (индекс ИО более 1500).

Движение этих стран к информационному обществу неравномерно из-за жесткой необходимости постоянно выбирать и изменять приоритеты развития в связи с экономическими, социальными и политическими внутренними и внешними факторами. Именно к этой группе относится Россия (40-ое место среди рассматриваемых 55 стран, 1863 балла, находится между Венесуэлой и Турцией).

«Пешеходы» (индекс ИО около 1000).

Эти страны перемещаются вперед, но крайне непоследовательно из-за непрекращающихся финансовых трудностей и ограниченных возможностей основной массы населения.

Результаты расчета по состоянию на 2001 год показали, что в качестве общей тенденции отмечается падение темпов роста в сфере Интернет- компаний (.com) в целом и в области электронной торговли в особенности. В то же время использование Интернета для наиболее фундаментальных приложений, таких, как передача сообщений, интерактивные научные исследования, телеработа и дистанционное обучение, не только не снижается, но непрерывно и значительно растет.

(см. PC WEEK/RE № 9 от 13 марта 2001 года. Владимир Дрожжинов, Александр Штрик «Между Венесуэллой и Турцией)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.