Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В этом случае за меру ценности информации принимается количество информации, необходимое для достижения поставленной цели

Во втором подходе ценность информации определяется по достижению поставленной цели.

При первом подходе ценность информации определяется по снижению состояния неопределенности.

Качество информации.

Алгоритмическое количество информации рассматривалось как минимальная длина программы (сложность), позволяющая однозначно преобразовать одно множество в другое.

 

 

Оценка значимости информации производится человеком часто интуитивно, опираясь на собственный интеллект и опыт. Дело в том, что полученные сведения могут не иметь отношение к решаемой задаче, но, тем не менее, быть информативными.

В настоящее время существуют три подхода (критерия) к оценке качества информации.

Статистическая теория информации исходит из того, что информация понимается как мера уменьшения неопределенности знания после получения сообщения. Т.е., получение сообщения эквивалентно получению дополнительного знания, которое меняет ранее созданную картину.

В некоторых случаях понятие ценности информации базируется на статистической теории информации и теории решений. Сущность метода состоит в том, что кроме вероятностных характеристик неопределенности объекта до и после получения информации вводятся функции штрафов и потерь и оценка производится в результате минимизации потерь.

Кроме того, предполагается, что получаемое количество информации может не иметь никакой ценности или его ценность может быть отрицательной, например, когда передается ложная информация и неопределенность не сокращается, а возрастает.

Например, информация считается полезной, если она уменьшает неопределенность решающего алгоритма, но не имеет смысла говорить о том, что информация, содержащаяся в сигнале, полезна, если не указаны задача, которая решается, начальное состояние решающего алгоритма и свойства декодирующего алгоритма.

Например, до получения информации вероятность достижения цели равнялась Ро, а после ее получения Р1, то ценность информации определяется как логарифм отношения Ро/Р1. Ценность информации при этом измеряется в битах. Этот критерий логически связан с шенноновской теорией информации, где под количеством информации имеется в виду снятая неопределенность.

Для систем с ясно определенной целью ценность информации можно выразить через приращение вероятности достижения цели.

С технической точки зрения можно сформулировать так: для увеличения производительности экономической ситемы в k раз необходимо расширить пропускную способность каналов и объем создаваемых, передаваемых и обрабатываемых сообщений приблизительно в k*k раз.

Третий подход рассматривает ценность информации с точки зрения приращения тезауруса, т.е. в данном случае под ценностью информации понимается мера расширения, развития тезауруса воспринимаемой стороной при приеме и интерпретации сообщения. (Тезаурус - систематизированный словарь понятий с указанием смысловых связей между ними).

Эта идея построения семантической теории информации была выдвинута Н.Винером. В этом случае для понимания и использования полученной информации получатель должен обладать определенным запасом знаний. Действительно, полное незнание предмета не позволяет извлечь существенной научной информации из принятого сообщения об этом предмете. По мере роста наших знаний о предмете растет и количество научной информации, извлекаемой из сообщения. Если назвать имеющиеся у получателя знания о данном предмете "тезаурусом" (т.е. неким сводом понятий, названий объектов, связанных смысловыми связями), то количество информации, содержащееся в некотором сообщении можно оценить степенью изменения индивидуального тезауруса под воздействием данного сообщения. Иными словами, количество семантической информации, извлекаемой получателем из поступающих сообщений, зависит от степени подготовленности его тезауруса для восприятия такой информации.

Проблема ценности информации особенно актуальна в настоящее время, когда из всей информации (а сейчас море информации) необходимо выбрать нужную информацию данному пользователю в данное время.

Задача определения ценности информации пока окончательно не решена, поэтому можно обозначить лишь следующие качественные характеристики информации как явления:

· является объективно существующим феноменом объекта;

· выражает и обозначает элементы объективной реальности;

· имеет материальную и идеальную форму;

· является двойственным элементом процесса коммуникации, выступая одновременно средством и целью;

· имеет качественные и количественные характеристики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эта величина одновременно характеризует неопределенность появления отдельных символов алфавита в сообщении (сигнале) и называется энтропией | Понятие о данных и знаниях
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.