Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие общения. Общие характеристики ообщения




Лекция 1. ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕНИЯ

Сегодня общение стало едва ли не самым важным понятием психологической науки. Проблематика общения занимает значительное место буквально во всех разделах психологии: в общей психологии, психологии личности, дифференциальной психологии. Что же касается прикладных областей, то педагогическая психология, например, может вообще рассматриваться сквозь призму общения. Понятие общения является, на наш взгляд, ядром социальной психологии

и конфликтологии, где ни одна тема не может рассматриваться без данной категории. Более того, успешность любой профессии, связанной с работой с «живыми людьми», зависит в первую очередь от умения установить контакт, наладить взаимоотношения, грамотно выслушать, точнее «услышать», человека. Именно эти вопросы являются предметом исследования психологии общения. Создается впечатление, что данный вопрос существовал вечно, а потому ответ на него, несомненно, уже дан: и да и нет. С одной стороны, знаний накоплено действительно достаточно, чтобы делать важные выводы, но попыток их обобщения сравнительно немного. С другой стороны, психология общения как наука сложилась совсем недавно. Знания по данной проблеме удивительно логично укладывались и в курс риторики, и в курс филологии, лингвистики, литературы и т. д. Вероятно, существуют неоднозначные и многогранные вопросы.

Попробуем проследить развитие понятия общения в рамках наших отечественных традиций. Известный современный специалист в данной области Е. И. Рогов выделяет три основных этапа в становлении психологии общения.

1. Конец XIX — начало XX в. Исследования В. М. Бехтерева впервые заставляют задуматься о роли общения как фактора психического развития человека и о влиянии группы на включенного в нее индивида. Но сам процесс общения — еще не предмет психологического исследования. Анализировалась лишь результативная сторона влияния общения на психические процессы и функции.

2. Начало — 70-е гг. XX в. этап теоретико-философского подхода. Понятие общения использовалось для обоснования положения о социальной обусловленности, опосредованности психики человека. Общение считается основой такого процесса, как социализация личности. В этот период общение занимает одно из ведущих мест в концепциях Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна. Но несмотря на то, что продолжался теоретический анализ роли и функций общения в психическом развитии человека, оставались неразработанными проблемы, касающиеся психологической сущности и структуры общения, специфики ее процессуальных характеристик. Очевидно, общение еще не было включено в психологический эксперимент, который был на тот момент основным методом психологического исследования. Именно на основании экспериментов делались важнейшие выводы относительно различных явлений и процессов, происходящих в психике человека.

3. 1970-е гг. — до нынешнего времени. Общение рассматривается как самостоятельная область. До сих пор понятие общения использовалось как объяснительный принцип при анализе других проблем. Это период зарождения проблемы общения в психологической науке. Разработка ее связана с переходом от исследования «в условиях общения» к изучению самого процесса, его характеристик; проблема общения становится объектом психологического теоретического, эмпирического и прикладного исследования. Именно в 1970-х гг. начинается общепсихологический анализ проблемы общения. Предметом исследования общения в психологии становится изучение его функций, механизмов, сторон. По мнению Б. Ф. Ломова, по своему значению для теоретических, экспериментальных и прикладных аспектов проблема общения не уступает проблемам деятельности, личности, сознания. Более того, он полагал, что психология XXI в. станет психологией общения в самом широком смысле этого понимания.

Таким образом, мы видим, что одним из первых проблемных вопросов был вопрос о статусе категории общения, о включенности данного понятия в предметную область психологической науки.

 

Другая проблема, на наш взгляд, отражает устойчивую традицию, существующую в нашей отечественной науке, связывать понятие «общение» с категорией «деятельность». В ряде зарубежных психологических концепций существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. Э. Дюркгейм полагал, что процесс общения — это процесс духовного речевого общения. Роль преобразовательной деятельности фактически сведена к нулю, а потому формы общения в обществе статичны.

В рамках отечественных традиций существует принцип единства общения и деятельности. Однако связь между этими категориями понимается по-разному. Общение можно рассматривать как один из видов деятельности. В частности, Б. Г. Ананьев писал, что «человек является субъектом труда, общения, познания (курсив наш)» (Б. Г. Ананьев, 2001. С. 269). Таким образом, общение — один из видов деятельности наравне с трудом и познанием.

А. Н. Леонтьев считал, что любые формы общения есть специфические формысовместной деятельности. В этом случае оно становится подчиненной структурой, процессом, который порожден потребностями в совместной деятельности. Стоит отметить, что тенденция выводить общение из деятельности появилась еще в советской психологии. Причем интересно, что здесь общение в любом случае рассматривается как «подчиненная» область или производная от деятельности.

Б. Ф. Ломов критиковал подобную точку зрения и полагал, что отношения между общением и деятельностью существенно сложнее. По его мнению, нельзя рассматривать человеческую жизнь как «поток сменяющих друг друга деятельностей» (Ломов Б. Ф., 1984. С. 245). Общение — самоценная категория, оно не всегда совершается ради потребности в совместной деятельности. Процесс общения может отражать специфическую активность человека, связанную с потребностью в контакте с другими людьми (аффилиативная потребность). Общение может быть не только средством, но и целью. Этой точки зрения придерживается и А. А. Реан, который отмечает: «Общение может выступать и в качестве самомотивированного процесса» (Реан А. А., 2004. С. 254).

Представлениям о самомотивированности процесса общения адекватно понятие фатического общения, под которым понимается бессодержательное в деятельностном плане общение, исключительная цель которого — поддержание самого процесса общения. Такое общение инициировано не совместной деятельностью, оно осуществляется «ради себя самого».

Кроме того, важным теоретическим основанием к различению категорий «общение» и «деятельность» является их отнесенность к различным методологическим парадигмам. Деятельность традиционно связана с формулой «субъект—объект», в то время как общение есть

взаимодействие, осуществляемое по формуле «субъект—субъект». Дело в том, что в общении никто из партнеров не может рассматриваться как объект, каждый из них — активный субъект этого процесса (Реан А. А., 2004).

Таким образом, общение является самостоятельной категорией психологического исследования. Однако есть области, где общение и деятельность пересекаются, и области, где они далеки друг от друга.

Принцип единства общения и деятельности связан с третьим проблематичным аспектом психологии общения — разноплановостью и многозначностью определений общения.

С точки зрения деятельностного подхода верно следующее определение. Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности.

Большой психологический словарь (составители — Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко) дает определение, из которого следует, что общение нельзя сводить к деятельности. Общение — это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/ или аффективно-оценочного характера (С. 345).

Идея о самостоятельности категории «общение» ярко представлена в концепции В. В. Знакова. Под общением понимается «такая форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга и в ходе которой формируются межличностные отношения между ними (привязанности, дружбы или, наоборот, неприязни) » (Реан А. А., 2004).

Представляется, что в русле концепции отношений объективным будет следующее определение: общение — это процесс взаимодействия партнеров, в ходе которого развиваются, проявляются и формируются определенные отношения между ними, каждого партнера к самому себе и к совместной деятельности.

С точки зрения личностного подхода убедительным выглядит следующая дефиниция: общение — это процесс межличностного, межсубъектного взаимодействия, порождаемый потребностями личности (субъектами общения), в том числе и потребностями в совместной деятельности.

Чаще всего в психологической литературе встречается следующее определение: общение — это процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем. В Психологическом словаре под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского (М., 1998) общение рассматривается как сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга.

В результате можно констатировать, что адекватное определение общения — проблемная область в психологии общения. Более того, именно в дефиниции отражается понимание сущности сложного, многогранного процесса общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.