Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема. Общие вопросы экономического развития общества




Цель:

§ Рассмотреть основные проблемы экономического развития общества.

§ Раскрыть предмет и сущность основных методов экономической теории.

§ Дать характеристику и проанализировать новейшие представления о структуре высокоразвитого производства промышленно развитых стран.

§ Раскрыть особенности институциональных преобразованиях в процессе реформирования казахстанской экономики.

§

План лекции:

1. Экономическая теория как предмет изучения экономики.

2. Возникновение и основные этапы развития экономической теории.

3. Сущность экономической организации производства.

4. Экономическое и правовое содержание отношений собственности. Собственность и предпринимательство.

Тезисы лекции:

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей. Греческое слово «экономика» в буквальном переводе означает «искусство ведения хозяйства». Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя «новой» науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.

Как наука экономическая теория возникает в XVI-XVII вв. Исторически сложились следующие школы экономической теории:

Ø Меркантилизм. У. Стаффорд, Мен. А. Монкретьен. Меркантилисты первые сделали попытку дать объяснение капитализму; считали, что доход возникает в сфере обращения, а богатство нации заключается в деньгах – золоте и серебре; были сторонниками географических открытий; поддерживали развитие мануфактур, как средство обмена на внешних рынках на изделия из золота и серебра

Ø Физиократизм. Ф.Кенэ, А. Тюрго. Физиократы перенесли источник богатства из сферы обращения в производство, но в силу неразвитости капитализма производительной сферой считали только сельское хозяйство; первыми поставили проблему трудовой теории стоимости и производительности труда; впервые сделали попытку анализа воспроизводственного процесса.

Ø Классическая политическая экономия. У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. Классическая школа заложила основы теории трудовой стоимости, исследовала природу прибыли и земельной ренты, обосновала принципы налоговой системы, источником богатства провозгласила не только сельское хозяйство, но все материальное производство, применила к анализу метод научной абстракции.

Ø Марксизм. К.Маркс, Ф.Энгельс. Марксизм развивался как наука о разрешении экономических и политических противоречий между трудом и капиталом; дал классическое разъяснение воспроизводственного процесса; довел до научного совершенства теорию трудовой стоимости, ренты, прибыли; создал научную теорию прибавочной стоимости.

Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914). Маржинализм в отличие от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX- начале XX вв. Их главными направлениями являются:

Ø Неоклассическая теория. А. Маршалл, А. Пигу. Неоклассическое направление возникло в последней трети XIX в., по существу его представители создали науку «микроэкономика», отстаивают принцип свободной конкуренции и невмешательства государства в рыночные отношения, используют математику в экономике.

Ø Неокейнсианство сформировалось в первой половине XX в. после издания Дж. Кейнсом книги «Общая теория занятости, процента и денег», создало научную теорию макроэкономики; его представители – сторонники активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь, оправдывает умеренную инфляцию.

Ø Институцианально-социологическое направление сформировалось в конце XIX – первой половине XXв., утверждает, что хозяйственная жизнь развивается как под воздействием экономических, так и неэкономических сил – социальных, этических, политических, правовых. Представителями этого направления являются Т. Веблен, У. Митчелл, Д. Гэлбрейт, Дж. Коммонс.

Общепризнанного определения экономической теории до сих пор нет. Она охватывает такой широкий спектр значений, что при любом кратком определении остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмета. Однако основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречия между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами.

В широком смысле слова экономическая теория - это наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг и обмена их в целях удовлетворения потребностей; о видах деятельности по производству и обмену, о повседневной деловой жизни людей, связанной с извлечением средств существования; об общественном богатстве.

Первоначальную основу жизни составляет общественное производство. Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей. В нем взаимодействуют три компонента: рабочая сила человека, предметы труда и средства труда.

Под рабочей силой понимается совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм и, которые реализуются в ходе трудового процесса. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание рабочей силы.

Предмет труда - это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта. Если на заре цивилизации предметом труда исключительно было вещество природы, то по мере развития производства, науки и техники среди предметов труда все большее место занимают продукты производства, которые называются сырьем.

Средства труда - это вещь или комплекс вещей, которую человек помещает между собой и предметом труда и воздействует на предмет труда. Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства. Рабочая сила, предметы и средства труда образуют сложную систему взаимодействия через технологию и организацию производства. Технология - это способ воздействия человека на предметы труда через механические физические или химические их свойства. Организация производства - это функционирование всех факторов производства через определенные формы взаимодействия участвующих в производстве людей.

Собственность является основой экономической системы общества, основой совокупности производственных отношений, т.к.:

§ Из отношения собственности вырастают все элементы производственных отношений (характер производства и труда, характер состязательности, содержание высшей цели производства);

§ На основе отношений собственности преобразуется социально-классовая структура общества;

§ Отношения собственности пронизывают все фазы воспроизводящих процессов (производство, обмен, распределение, потребление), и соединяют их единым социально-экономическим содержанием.

Субъектами собственности являются общество в целом, классы и социальные слои общества, государство, коллективы работников, отдельные работники, люди. Субъекты собственности всегда закрепляются законом о собственности.

Объектами собственности являются средства производства, денежные ресурсы, природные богатства.

Собственность характеризуется многообразием форм. Это многообразие объективно обусловлено уровнем развития производительных сил (развитием разделения труда, уровнем технической оснащенности, степенью концентрации производства, потенциалом общечеловеческой- экономической культуры).

Различают 3 основных формы собственности:

- общая;

- частная (индивидуальная);

- смешанная.

 

 

Иллюстративный материал: презентация слайдов.

Литература:

1. Борисов А.Г. «Экономическая теория». Уч. пособие. М.: «Юристъ». 2006

2. Камаев В.Д. «Экономическая теория» М.: «Владос», 2007

3. Экономическая теория: Учебник / Под ред. И.П. Николаевой. - М., 2004.

4. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. - М.: ИНФРА. - М., 2008.

5. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А.С. Булатова. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Издательство «Юристь», 2010.

Контрольные вопросы:

1. Каковы особенности современной экономической теории.

2. В чем заключается особенности основных методов и принципов экономического анализа.

3. Чем отличаются факторы производства от экономических ресурсов?

4. Дайте определение понятия «собственность» как экономической категории.

5. С какой целью Казахстан осуществил разгосударствление и приватизацию государственной собственности?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.