Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональная часть

Функция системы — совокупность действий, направленных на достижение определенной частной цели. Функции АИС под­разделяются на информационные, управляющие, защитные и вспомогательные.

Информационные функции реализуют сбор, обработку и представление информации о состоянии автоматизируемого объ­екта оперативному персоналу или передачу этой информации для последующей обработки. Это могут быть следующие функции: измерение параметров, контроль, вычисление параметров, форми­рование и выдача данных оперативному персоналу или в смежные системы, оценка и прогноз состояния АС и ее элементов.

Управляющие функции вырабатывают и реализуют управ­ляющие воздействия на объект управления. К ним относятся: ре­гулирование параметров, логическое воздействие, программное логическое управление, управление режимами, адаптивное управ­ление.

Защитные функции могут быть технологические и аварийные. При автоматизированной реализации функций различают следующие режимы:

  • диалоговый (персонал имеет возможность влиять на выработ­ку рекомендаций по управлению объектом с помощью ПО и КТС);
  • советчика (персонал принимает решение об использовании рекомендаций, выданных системой);
  • ручной (персонал принимает управляющие решения на ос­нове контрольно-измерительной информации).

 

Подсистемы функциональной части системы строят в соот­ветствии с информационными и управляющими функциями.

Подсистема сбора информации осуществляет сбор инфор­мации по каналам связи разными способами: ручным, автомати­зированным, иногда автоматическим.

Операторы выполняют первичный сбор и систематизацию информации. Собранная информация анализируется с точки зре­ния выявления сущностей, которые будут являться прообразами создаваемых таблиц БД (если БД реляционная). Далее информа­ция направляется в подсистему представления, хранения и обра­ботки информации.

Подсистема представления, хранения и обработки информа­ции выполняет предмашинную подготовку данных и ввод их в базу данных, рассматриваемую как информационную модель предметной области. Операторы при участии администратора базы данных по определенным правилам на основе инструкций заполняют базу данных подготовленной информацией. В этой подсистеме осуществляется проверка данных на достоверность и непротиворечивость, редактирование, обработка и анализ дан­ных, осуществляется сохранность накапливаемых данных, вос­становление утерянных. Основой этой подсистемы является ин­формационный фонд — база данных (БД), управляемая системой управления базами данных (СУБД).

База данных — именованная совокупность структурирован­ных, организованных данных, отображающая состояние объектов и их отношений в определенной предметной области.

Система управления базами данных — совокупность мето­дов, языковых и программных средств, предназначенных для создания, ведения, использования БД многими пользователями. СУБД позволяют создавать и хранить большие массивы данных, манипулировать ими.

В совокупности информационный фонд, а также средства и методы его обработки могут представлять собой банк данных.

Банк данных (БнД) — система специально организованных данных, программных, языковых, организационных и техниче­ских средств, предназначенных для централизованного накопле­ния и коллективного многоцелевого использования данных.

Характер представления информации и ее логическая орга­низация в БД зависят от типа системы.

В документальных АИС документы при вводе в БД не струк­турируются. Для поиска документа создается его поисковый об­раз (ПОД) -карточка реквизитов.

В фактографических АИС данные при вводе в БД структури­руются и хранятся в виде множества экземпляров структурных эле­ментов, которые содержат сведения по фактам, событиям. Структу­ра объекта включает конечный набор реквизитов (характеристик). Например, хранятся данные о персонале. Запись о каждом сотруд­нике содержит такие реквизиты, как фамилия, имя, отчество и т. д.

В геоинформационных системах данные структурированы в отдельные информационные объекты, которые привязаны к об­щей топографической основе (электронной карте).

В этой подсистеме особое внимание уделяется вопросам поддержания целостности БД, т. е. достоверности и непротиворе­чивости хранимой и обрабатываемой информации, а также во­просам защиты информации.

Подсистема выдачи и распространения информации осущест­вляет поиск необходимых данных по запросам, создание готовых документов и отчетов, передает готовые документы по каналам свя­зи и предоставляет требуемую информацию потребителям.

Приведенная выше схема структуры АИС осуществляется, в основном, в информационно-справочных, информационно-поис­ковых системах. Структура более сложных систем, по существу, представляет собой АИСУ, т. е. АИС управления, АСУ различ­ных уровней и назначения.

 

 

Например, АИС «Налог» представляет собой систему орга­низационного управления органами Госналогслужбы. Это много­уровневая система, осуществляющая:

  • первый (высший) уровень (Президент РФ, Правительство РФ, Государственная налоговая служба РФ) — методологическое руководство и контроль за налогообложением по разным видам налогов на уровне страны;
  • второй уровень (Налоговые службы краев и областей, На­логовые службы республик, Налоговые службы Москвы и Санкт-Петербурга) - методическое руководство и контроль над нало­гообложением по разным видам налогов на уровне территорий;
  • третий уровень (Налоговые инспекции районов, Налоговые инспекции городов, Налоговые инспекции городских районов) -непосредственное взаимодействие с налогоплательщиками.

В налоговой системе процесс управления является информа­ционным. АИС налоговой службы состоит из обеспечивающей и функциональной частей.

Обеспечивающая часть включает информационное, про­граммное, техническое и другие виды обеспечения, характерные для АИС организационного типа.

Функциональная часть отражает предметную область и пред­ставляет собой совокупность подсистем, зависящих от особенно­стей АСУ. Каждому уровню АИС соответствует свой состав функционального обеспечения.

Так, на втором уровне структура системы выглядит следую­щим образом (рис. 1. 7).

Подсистема методической, ревизионной и правовой деятель­ности обеспечивает работу с законодательными актами, поста­новлениями, указами и другими правительственными докумен­тами, а также с нормативными и методическими документами Госналогслужбы РФ. В подсистеме осуществляется сбор, обра­ботка и анализ информации, поступающей от территориальных налоговых инспекций.

Подсистема контрольной деятельности обеспечивает доку­ментальную проверку предприятий и ведение Государственного реестра предприятий и физических лиц. Реестр предприятий со­держит официальную регистрационную информацию о предпри­ятиях (юридических лицах), а реестр физических лиц — инфор­мацию о налогоплательщиках, обязанных представлять декларацию о доходах и уплачивать отдельные виды налогов с физических лиц.

Подсистема аналитической деятельности Государственных налоговых инспекций (ГНИ) предусматривает анализ динамики налоговых платежей, прогнозирование величины сбора отдель­ных видов налогов, экономический и статистический анализ хо­зяйственной деятельности предприятий региона, определение предприятий, подлежащих документальной проверке, анализ на­логового законодательства и выработку рекомендаций по его со­вершенствованию, анализ деятельности территориальных нало­говых инспекций.

Подсистема внутриведомственных задач решает задачи, обеспечивающие деятельность аппарата ГНИ и включает в себя делопроизводство, бухгалтерский учет, материально-техническое снабжение, работу с кадрами.

Подсистема подготовки типовых отчетных форм формирует сводные таблицы статистических показателей, которые характе­ризуют типовые виды деятельности ГНИ регионального уровня по сбору различных видов налоговых платежей, и контролирует этот процесс.

Структура системы на третьем уровне включает следующие функциональные подсистемы:

· регистрации предприятий;

· камеральной проверки;

· ведения лицевых карточек предприятий;

· анализа состояния предприятия;

· документальной проверки;

· ведения нормативно-правовой документации;

· внутриведомственных задач;

· обработки документов физических лиц.

Подробно описывать эти подсистемы здесь не представляет­ся целесообразным.

Отметим, что функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, которые характеризуются определенным экономическим содержанием и достижением конкретной цели. В комплексе задач используются различные первичные доку­менты и составляются выходные документы на основе взаимо­связанных алгоритмов расчетов, которые базируются на мето­дических материалах, нормативных документах, инструкциях и т. п.

Рассматривая АИС как информационную автоматизирован­ную систему управления предприятием (АСУП) можно, напри­мер, представить ее структуру в виде, изображенном на рис. 1.8. Могут быть и другие функциональные подсистемы. АСУ, как и любую систему управления, удобно рассматри­вать как некоторую совокупность процессов и объектов (взаимо­связанных элементов). Каждая из подсистем У является обособ­ленной и может рассматриваться как часть (подсистема) системы более высокого уровня

АСУ строится по иерархическому принципу (многоуровне­вого подчинения) взаимосвязи, как по структурному местополо­жению, так и по распределению функций управления. Систему можно представить как композицию подсистем различных уровней. Для получения элементарных составляющих системы выполняют ее декомпозицию, образуя дерево метасистемы И, на котором выделяются подсистемы различных уровней.

Декомпозиция осуществляется по функциям или составу элементов (данные, информация, документы, технические сред­ства, организационные подразделения и т.д.)

Пример. Промышленные предприятия — сложная производ­ственная система управления, включающая информационные, технические, организационные, экономические процессы. Для проектирования АСУ создают модель производственной систе­мы, первоначально исходя из ее структуры (рис. 1.9), учитывая тесную связь логических и физических уровней. Используют связь типа «один-ко-многим».

В функциональных подсистемах АСУ выполняются работы по следующим направлениям:

  1. Планирование производства и выпуска продукции.
  2. Обеспечение производства основными средствами, трудо­выми ресурсами, оборотными фондами.
  3. Планирование себестоимости продукции, финансов, сбыта продукции.

Например, АСУ «Прибор» — отраслевая система управления деятельностью отрасли приборостроения в целом и отдельными предприятиями.

В АСУ «Прибор» выполнялось оптимизированное решение задач разных подсистем. Система стала базовой для разработки АСУ в других отраслях хозяйства.

В основу разработки системы положен организационно-функ­циональный принцип, отражающий структуру Министерства при­боростроения, средств автоматизации и систем управления. Напри­мер, наряду с другими подсистемами для решения задач технико-экономического планирования (ТЭП) были созданы подсистемы:

  • перспективного планирования и размещения отрасли;
  • технико-экономического планирования и анализа показате­лей плана;
  • планирования, учета и анализа труда и заработной платы;
  • планирования и учета кадров.

Первая очередь была введена в работу в 1970 г. и решала 74 задачи, связанные с учетом, планированием и управлением про­изводством. Вторая очередь задействована в 1975 г. Решались уже 292 задачи. Руководители получили возможность через вы­носные экраны получать в запросно-ответном режиме необходи­мые для принятия решений данные.

Главный вычислительный центр АСУ «Прибор» обслуживал руководство Министерства по семнадцати функциям управления и 12 всесоюзных промышленных объединений. На ЭВМ выпол­нялись оптимизационные расчеты перспективных и годовых пла­нов предприятий, под отраслей и отраслей в целом с определени­ем темпов роста производства, основных пропорций и направле­ний развития отдельных отраслей. По каждому предприятию рассчитывалось до 20 вариантов перспективных и 5-6 вариантов годовых планов. Оптимизация таких важных показателей как объем реализуемой продукции, прибыль от реализации и других позволила принимать более рациональные решения. Рассчитан­ные варианты производственных планов технико-экономических показателей улучшили распределение финансов и трудовых ре­сурсов.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Обеспечивающая часть | Живые вакцины
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.