Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уголовное дело возбуждается дознавателем, следователем при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления (ст. 140 УПК РФ)




Поводы и основания для возбуждения уголовного дела по признакам преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических средств

 

Под поводом для возбуждения уголовного дела в уголовном процессе понимается установленный уголовно-процессуальным законом источник, из которого государственному органу или его должностному лицу, уполномоченному возбуждать уголовные дела, становится известно о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении. Если сведения о преступлении получены из непредусмотренных ст. 140 УПК РФ источников, например, из сообщения по телефону, то в этом случае информация не будет поводом для возбуждения уголовного дела. Такое сообщение требует проверки, в результате которой может появиться один из поводов, перечисленных в законе, скажем заявление о преступлении.

Закон содержит требования о процессуальном оформлении документов, являющихся поводом к возбуждению уголовного дела, которые в дальнейшем являются доказательствами в виде иных документов.

Так, например, к поводу «сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников» относятся все иные (кроме заявления о преступлении и явки с повинной) сообщения о совершенном или готовящемся преступлении. Такими сообщениями могут быть письма организаций, учреждений, общественных объединений, заявления коммерческих предприятий, непосредственное обнаружение органом следствия или дознания в ходе расследования признаков преступления, публикации в средствах массовой информации, телефонограммы из медицинских учреждений, непосредственное обнаружение сотрудником полиции фактов, указывающих на совершение преступления, а также иные сообщения.

К сообщению о совершенном или готовящемся преступлении, полученном из иных источников, относятся и результаты оперативно-розыскной деятельности. В статье 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указывается, что результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом для возбуждения уголовного дела.

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Таким образом, рассматриваемый повод для возбуждения дела документально закрепляется в форме рапорта об обнаружении признаков преступления.

При выявлении преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ в рапорте об обнаружении признаков преступления обязательно должна быть ссылка на название вещества (средства, аналога), его массу и размер, ставшие известными в результате исследования наркотического средства, психотропного вещества (средства, аналога) с указанием номера, даты проведения такого исследования и названием проводившего его подразделения. Помимо этого, в рапорте по любому виду преступлений должна быть указана статья УК РФ, признаки которой усматриваются в выявленном общественно-опасном деянии.

Таким образом, первым документом, необходимым для возбуждения уголовного дела и выступающим в качестве повода для возбуждения уголовного дела, может быть или заявление о преступлении, или явка с повинной, или рапорт об обнаружении признаков преступления, др. документы.

Однако наличия этих документов не достаточно для возбуждения уголовного дела. Если бы уголовные дела возбуждались только на основании заявления или сообщения о преступлении, то органам следствия и дознания пришлось бы возбуждать и расследовать дела по всем жалобам граждан, материалам о преступлениях, опубликованным в средствах массовой информации, оформленным в виде заявлений домыслах и слухах. В итоге следствие и дознание погрязли ли бы в расследовании дел, не содержащих фактически события преступления. Это отвлекало бы от работы по действительно совершенным преступлениям.

Поэтому для возбуждения уголовного дела закон требует наличия не только повода, но и основания. Основание имеет цель подтвердить достоверность фактов, изложенных в поводе для возбуждения дела. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Это конкретные фактические данные, свидетельствующие о признаках подготовки или совершения преступления. Наличие основания для возбуждения уголовного дела также оформляется документально. Например, при возбуждении уголовного дела по признакам незаконного хранения наркотических средств основанием может являться протокол личного досмотра лица, в ходе которого было изъято вещество, объяснение этого лица и задержавших его сотрудников полиции, справка о результатах криминалистического исследования, содержащая подтверждение специалистом, что изъятое вещество является наркотическим и др.

Таким образом, основание для возбуждения уголовного дела представляет собой единство фактических данных о том, что, во-первых, деяние о котором получено заявление, явка с повинной или иное сообщение о совершенном или готовящемся преступлении имеет место в действительности, и, во-вторых, такое деяние содержит в себе признаки общественно-опасного деяния, предусмотренного уголовным законом.

При отсутствии основания для возбуждения уголовного дела следователь, дознаватель выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Поводами для возбуждения уголовного дела по преступлениям, связанным с наркотиками, служат непосредственное обнаружение работником полиции фактов, указывающих на незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, сбыт, а также хищение, посев и выращивание наркотических средств, а равно содержание притонов для их потребления; письма и заявления граждан, организаций, учреждений; сообщения лечебных учреждений; сообщения в печати; явки с повинной.

Рассматривая вопрос о возбуждении уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков, следует отметить, что в большинстве случаев поводами к возбуждению уголовных дел служат: а) личное обнаружение сотрудником полиции в ходе досмотра наркотического средства при доставленном; б) материалы оперативно-розыскных мероприятий (опрос; наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств; контроль почтовых, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент).

В первом случае материалы первичной проверки должны содержать следующие документы: 1) рапорт сотрудника полиции об обнаружении признаков преступления; 2) протокол личного досмотра с отметкой об условиях и последовательности изъятия вещества; 3) протокол об административном правонарушении (может быть также протокол административного задержания); 4) объяснения понятых, очевидцев, присутствующих при досмотре, сотрудников полиции производивших досмотр, а также доставленного; 5) копия отношения (направления) изъятого вещества на оперативное криминалистическое исследование; 6) справка о результатах оперативного криминалистического исследования; 7) справка ИЦ ГУВД на задержанного; 8) документ, удостоверяющий личность задержанного; 9) протокол о направлении на медицинское освидетельствование (при необходимости); 10) акт медицинского освидетельствования; протокол процессуального освидетельствования 11) изъятое вещество.

По протоколу об административном правонарушении должно быть принято решение.

Личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей в ситуации личного обнаружения сотрудником полиции наркотических средств проводится в соответствии со статьей 27.7 Кодекса об административных правонарушениях[1], ст. 16 Закона «О полиции» и ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»[2]только при наличии законных к тому оснований: в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества. В иных случаях личный досмотр может проводится при производстве оперативно-розыскных мероприятий. Если личный досмотр будет проведен без указанных законных оснований, то в дальнейшем изъятый в ходе данного процессуального действия наркотик может быть признан недопустимым доказательством, так как получении с нарушением закона.

Протоколы составляются в двух экземплярах, копия вручается под расписку лицу, у которого произведено изъятие.

Изъятие наркотиков, инструментов и оборудования производится в присутствии не менее двух понятых. Понятые должны быть совершеннолетними, вменяемыми и незаинтересованными гражданами Российской Федерации. Желательно, чтобы они являлись местными жителями, поскольку по большинству таких уголовных дел понятые допрашиваются в качестве свидетелей не только при производстве предварительного расследования, но и в ходе разбирательства в суде.

Присутствие понятых с момента задержания лица до окончания досмотра является наиболее правильным, так как в противном случае адвокаты с подозреваемыми обвиняемыми) заявляют о том, что наркотик был подброшен сотрудниками полиции, и это достаточно трудно потом опровергнуть.

В необходимых случаях изъятие может осуществляться в присутствии специалиста и фиксироваться фото- и киносъемкой или видеозаписью, о чем должна быть сделана соответствующая отметка в протоколе.

Перед началом личного досмотра важно предложить досматриваемому добровольно выдать имеющиеся при нем запрещенные к обороту предметы и вещества, несмотря на то, что в статье 27.7 КОАП такого требования нет. Ответ досматриваемого заносится в протокол личного досмотра и заверяется его подписью. Надо иметь в виду, что согласно разъяснениям в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 г. № 14, даже в случае выдачи лицом наркотика в ходе личного досмотра это не будет являться добровольной выдачей, предусмотренной примечанием к статье 228 УК РФ, поскольку у досматриваемого уже нет реальной возможности распорядиться им иным способом. Указанный документ также устанавливает, что при задержании лица, а также при проведении следственных действий по обнаружению и изъятию наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов выдача таких средств или веществ по предложению должностного лица, осуществляющего указанные действия, не может являться основанием для применения примечания 1 к статье 228 УК РФ.[3]

Наркотики представляются всем присутствующим при их изъятии лицам, помещаются в прочную и надежную упаковку, исключающую возможность их утраты, порчи и извлечения наркотиков из упаковки без нарушения ее целостности и обеспечивающую сохранность имеющихся на них следов (микроследов). Упаковка опечатывается печатью правоохранительного органа, заверяется подписью лица, производящего изъятие, понятых и присутствующих лиц, о чем делается соответствующая отметка. На упаковке разборчиво отражаются следующие сведения:

а) фамилия и инициалы лица, у которого произведено изъятие;

б) сведения о месте и времени изъятия;

в) другая необходимая информация об их изъятии.

В течение суток изъятое вещество должно быть направлено на исследование.Направление на оперативное криминалистическое исследование в городское экспертное учреждение (например, ЭКУ при ГУВД СПб и ЛО) или в районное экспертно-криминалистическое подразделение должно содержать сведения о дате, времени и месте изъятия, фамилию доставленного, номер КУСП, способ упаковки изъятого вещества или предметов, а также перечень вопросов, подлежащих разрешению. Как правило, это следующие: является ли (содержит ли) представленное вещество (жидкость) наркотическим средством (психотропным веществом)? Если да, то каким именно, какова его масса?

При получении материала дежурный следователь должен удостовериться в целостности упаковки, а в случае ее нарушения – осмотреть сверток, заново упаковать, исключая утрату вещества, опечатать в присутствии понятых и направить на повторное исследование.

Следователю, дознавателю при получении материала предварительной проверки с изъятием наркотиков в ходе личного досмотра, всегда в ходе опросов еще до возбуждения уголовного дела необходимо выяснить и отразить в протоколе объяснения сведения о том, что послужило основанием для производства досмотра, при каких обстоятельствах производился личный досмотр, не было ли фальсификаций.

Сотрудник полиции в объяснении должен указать когда, где было задержано лицо, за какое административное правонарушение, что послужило поводом для личного досмотра, куда лицо было доставлено, где проводился досмотр, что и где обнаружили, как упаковали изъятое.

Во втором случае необходимо составить следующие документы (рассмотрим на примере проверочной закупки, как одного из оперативно-розыскных мероприятий, вызывающих наибольшие сложности у сотрудников полиции): 1) постановление о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности; 2) рапорт об обнаружении признаков преступления;3) рапорт о проведении соответствующего оперативно-розыскного мероприятия;4)постановление о проведении соответствующего оперативно-розыскного мероприятия; 5) может быть протокол об административном правонарушении и протокол административного задержания; 6) заявление лица, согласившегося на участие в оперативно-розыскном мероприятии в качестве «покупателя»; 7) опрос покупателя о предварительно достигнутой с ним договоренности (если таковая имела место), на совершение покупки наркотических средств, лицах, принимавших участие в ней, условиях ее совершения;8)протокол досмотра «покупателя» перед ОРМ с отметкой о его добровольном согласии на такое действие; 9) протокол осмотра денежных купюр и ксерокопии денежных купюр с четко видимыми их сериями и номерами; либо протокол пометки и осмотра денежных средств с актом об использовании химических веществ с образцом специального средства, использованного для пометки денежных купюр; 10) протокол о вручении денежных и технических средств «покупателю»; 11) после ОРМ - протокол добровольной выдачи купленного вещества либо протокол изъятия, либо протокол досмотра покупателя (зависит от подразделения); 12) протокол выдачи технических средств (если таковые применялись); 13) может быть протокол видеонаблюдения; 14)протокол личного досмотра, досмотра вещей находящихся при сбытчике; 15) объяснения понятых, присутствующих при проведении досмотра и при добровольной выдаче; 16) объяснения «покупателя» и сбытчика; 17) копия отношения (направления) изъятого вещества на оперативное криминалистическое исследование; 18) справка о результатах оперативного исследования; 19) изъятое вещество и денежные средства; 20) аудио-, видеокассеты; 21) справка ИЦ ГУВД на «сбытчика»; 22)документ, удостоверяющий личность задержанного; 23) протокол о направлении на медицинское освидетельствование (при необходимости);24) акт медицинского освидетельствования; протокол процессуального освидетельствования; 25) сопроводительное письмо.

Постановление о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности составляет оперуполномоченный на основании Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Затем оно утверждается начальником криминальной милиции органа внутренних дел либо лицом его замещающим (только на основании приказа).

Рапорт об обнаружении признаков преступления составляется также оперуполномоченным на имя начальника того отдела, где проводилась «проверочная закупка». Должен быть зарегистрирован в Книге учета сообщений о происшествиях (КУСП).

Рапорт о проведении соответствующего оперативно-розыскного мероприятия пишется на имя начальника органа внутренних дел и согласовывается с начальником криминальной милиции.

Постановлениео проведении оперативно-розыскного мероприятия выносится начальником отдела уголовного розыска и утверждается начальником криминальной милиции.

Протокол досмотра лица, выступающего в качестве покупателя, перед проведением оперативно-розыскного мероприятия составляется оперуполномоченным в присутствии не менее двух граждан. В этом документе должны быть указаны фамилия, имя, отчество закупщика, документ, удостоверяющий его личность, а также в какую одежду одет закупщик.

Протокол досмотра покупателя после проведения оперативно-розыскного мероприятия составляется также оперуполномоченным в присутствии не менее двух участвующих лиц. При этом должно быть четко отражено откуда закупщик достал запрещенные предметы, их внешний вид, а также описание одежды досматриваемого и это должно соответствовать тому, что находится в иных материалах.

Производство осмотра и пометки специальными составами денежных купюр осуществляется в присутствии граждан, о чем составляется соответствующий протокол, с указанием достоинства купюр, которые будут использоваться для оплаты при проведении закупки, их серий и номеров, общей суммы, характера упаковки, вида пометки и использованного спецсредства, способа его проявления на деньгах и упаковке. Допускается оформление производства осмотра денежных купюр и вручение их лицу, привлекаемому к закупке одним протоколом.

Опрос покупателя может не проводиться, если в качестве покупателя выступает сотрудник полиции.

Важно провести инструктаж покупателя о его поведении в ходе встречи со сбытчиком (сбытчиками), возможных вариантах действий, условном знаке об окончании сделки, его действиях в момент намеченного задержания участников сделки.

Для прослушивания переговоров между покупателем и продавцом (продавцами) производится снабжение покупателя соответствующим спецсредством (диктофоном, магнитофоном, радиомикрофоном). В этих целях оперработником составляется протокол о вручении в присутствии граждан спецсредства покупателю с указанием технических данных этого средства. На аудиокассету в начале ленты записывается информация, по которой можно определить когда, где, с какой целью, в каком составе начато оперативно-розыскное мероприятие. Этот факт отражается в протоколе. В необходимых случаях производится опечатывание кассетоприемника спецсредства печатью с подписями всех участников составления протокола, что также отражается в протоколе. Если данное оперативно-розыскное мероприятие проводится при помощи сотрудников оперативно-технических подразделений или с использованием специальных технических средств, это исключает возможность предоставления сведений технического характера, рекомендация может не применяться, в соответствии со ст. 12 Закона РФ " Об оперативно-розыскной деятельности".

Если покупатель направляется на сделку на автомобиле необходимо произвести досмотр его автомобиля с составлением соответствующего протокола. Данное требование может не распространяться на покупателей, являющихся сотрудниками полиции.

Фиксация данного мероприятия осуществляется посредством составления протокола о наблюдении за происходящими событиями и применения видео или звукозаписи (киносъемки, фотографирования). В протоколе должны быть отражены сведения о времени и месте его проведения, лицах принимавших в нем участие, ход встречи, момент сделки, а также действия лиц, пытающихся в момент запланированного и производимого задержания избавиться от уличающих их предметов. Кроме того, в нем должны быть описаны действия сотрудников, принимающих участие в задержании.

При задержании продавца (продавцов) непосредственно после закупки производится его (их) досмотр, а также досмотр иных участников, принимавших участие в данной сделке. В каждом случае составляется соответствующий протокол. При этом, изымаются приобретенные наркотические средства, деньги, другие предметы, документы, свидетельствующие о совершенной сделке. Все изъятое соответствующим образом упаковывается, обеспечивается сопроводительной надписью, подписями граждан, оперативных работников, а по возможности и подписью лица, у которого произведено изъятие.

В том случае, если лицу или лицам, задерживаемым по окончанию закупки, удалось в момент задержания выбросить наркотические средства или иные предметы, документы, уличающие в совершении противоправных действий, необходимо, в целях их обнаружения и изъятия, произвести осмотр места происшествия, местности или помещения.

После проведенного мероприятия спецсредства, использованные покупателем для фиксации переговоров со сбытчиком, изымаются в соответствии со ст.15 Закона " Об оперативно-розыскной деятельности" в присутствии граждан и осматриваются. Об этом составляется протокол. При этом, записи прослушиваются, их краткое (или полное) содержание отражается в протоколе.

Следователь, дознаватель при получении материалов проверки проверяет правильность составления документов, приобщения результатов кино- и видеосъемки, либо аудиозаписи, если они производились, законность проведенных действий, соответствие оттисков штампов, печатей упакованном изъятом веществе.

Желательно устно опросить всех участников оперативно-розыскного мероприятия, и при установлении фальсификации либо провокации со стороны «закупщика», оперативных сотрудников, отказать в возбуждении уголовного дела с указанием причины в постановлении.

Провокация имеет место, если умысел на совершение преступления – сбыт наркотика у конкретного лица отсутствовал и в дальнейшем сформировался исключительно в результате действий сотрудников оперативных подразделений, то есть когда имело место склонение к совершению преступления лица, не обнаружившего преступных намерений.

Если в ходе проведения оперативного мероприятия лицу, заподозренному в преступной деятельности, различными способами предлагают сбыть за вознаграждение запрещенное к обороту вещество, суды признают такое мероприятие незаконным, а добытые с его помощью доказательства также рассматривают как полученные с нарушением закона, те есть недопустимыми.

Таким образом в материале оперативно-розыскного мероприятия, предоставленного дознавателю, следователю, должны быть доказательства того, что до вмешательства «закупщика» у полиции были основания подозревать «продавца» в распространении наркотиков.

В ходе оформления первичной документации указания на то, что изъятое вещество является наркотическим средством и каким именно, недопустимо, за исключением случаев, когда это утверждает опрашиваемое лицо. Сотрудник должен лишь отметить, вид изъятого (порошкообразное либо жидкое), цвет (белый, бежевый, коричневый), а также, и по возможности - происхождение (например, растительного происхождения).

При получении письменного объяснения у лица, у которого было изъято вещество, после разъяснения ст. 51 Конституции РФ, должны быть выяснены следующие вопросы:

1. По какому адресу зарегистрирован и по какому адресу проживает фактически, где проживают родственники и близкие друзья, номера их телефонов.

2. Нуждается ли в услугах адвоката, если да – какого именно.

3. Употребляет ли наркотическое средство или психотропное вещество, если да, то какое именно

4. Когда в последний раз употреблял наркотическое средство или психотропное вещество, какое именно.

5. У кого и при каких обстоятельствах было приобретено обнаруженное и изъятое вещество;

6. Причины доставления в полицию;

7. Предлагалось ли сотрудником полиции добровольно сдать предметы, запрещенные к свободному обороту, и что он по этому поводу пояснил.

8. Когда и где был досмотрен, кто при этом присутствовал.

9. Откуда изъято вещество.

10. В своей ли одежде находится в настоящий момент, когда ее приобрел и как долго носит ее. Если не в своей одежде, то кому она принадлежит.

11. Если вещество изъято из ручной клади, багажа, выяснить, принадлежит ли она ему. Если нет, то причины нахождения таковых в момент доставления.

12. Как давно употребляет наркотические средства; проходил ли курсы лечения, если да, то где.

13. Хранит ли в настоящее время где-либо наркотические средства. Если да, то какие и где именно.

14. Был ли ранее судим, если да, то по каким статьям, где и когда.

При получении письменного объяснения от понятых выясняются следующие обстоятельства:

1. Где производился досмотр, кто присутствовал.

2. Видел ли момент доставления лица в полицию.

3. Предъявило ли доставленное лицо документы удостоверяющие личность либо назвалось без предоставления таковых.

4. Было ли предложено доставленному добровольно выдать незаконно хранящиеся при нем предметы, и что по этому поводу он пояснил;

5. В каком конкретно месте находилось вещество.

6. Как выглядели изъятые предметы.

7. Как было упаковано изъятое.

В объяснении понятого указывается в обязательном порядке не только место регистрации, но и адрес фактического проживания, номера рабочего, домашнего, сотового телефонов.

 

 

2. Процессуальный порядок оформления решения о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных

ст. 228-234 УК РФ

 

Получив собранные органом дознания материалы, следователь или лицо, которому поручено провести первоначальные следственные действия, должен проверить, нет ли оснований, освобождающих лицо от уголовной ответственности или для отказа в возбуждении уголовного дела.

Одним из оснований, освобождающих лицо от уголовной ответственности, согласно примечанию к ст. 228 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, являются: добровольная сдача наркотиков и активное способствование раскрытию или пресечению преступлений, связанных с наркотическими средствами и психотропными веществами, изобличению лиц, их совершивших, обнаружению имущества, добытого преступным путем.

Однако, как свидетельствует практика, нередки случаи незаконного освобождения от уголовной ответственности со ссылкой на примечание к ст.228 УК.

Не может быть возбуждено уголовное дело в случае, если из незаконного владения изъяты наркотики в очень маленьком количестве, не имеющие определенного веса или объема.

Также лицо незаконное приобретшее и хранившее без цели сбыта наркотики в количестве недостаточном для значительного размера, указанного в Постановлении Правительства РФ № 1002 может быть привлечено лишь к административной ответственности, а не уголовной.

В тех случаях, когда представлены материалы по фактам обнаружения наркотиков фабричного производства еще на стадии проверки материалов должно быть установлено, что лицо совершило с ними незаконное действие, поскольку наркотики фабричного производства могут быть прописаны врачом в связи с заболеванием. В материалах проверки должны быть документы, свидетельствующие о такой проверке (опросы врачей, медперсонала, наличие обзорной справки по истории болезни). Если этого не будет, то материалы предварительной проверки могут быть возвращены для дополнительной проверки инициатору.

Следователь или лицо, которому поручено расследование должны убедиться: установлена ли наркотическая природа веществ, явившихся предметом преступного посягательства. Этот факт устанавливается в процессе предварительной проверки справкой специалиста (химика, агронома, фармаколога).

Только после установления всех этих обстоятельств, можно решить вопрос о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении уголовного дела.

Порядок возбуждения уголовного дела определен, главным образом, статьей 146 УПК РФ. В соответствии с этой статьей возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции правомочны:

- орган дознания;

- дознаватель;

- следователь;

- руководитель следственного органа.

О возбуждении уголовного дела указанными субъектами выносится постановление. В постановлении о возбуждении уголовного дела в обязательном порядке должны быть указаны:

1) дата, время и место его вынесения;

2) кем оно вынесено;

3) повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4) пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

В текстовой части постановления о возбуждении уголовных дел по признакам преступления, предусмотренным ст. 228-234 УК РФ следует отражать все обнаруженные в ходе проверки материала признаки, указывающие именно на это преступление, при этом, если деяние связано с нарушениями законного оборота наркотиков – указывается конкретный пункт, статья нарушенного закона.

В описательной части постановления обязательно указывается название наркотического средства, психотропного вещества (их аналога), их масса (объем для жидких), номер и дата криминалистического исследования, а также название экспертного подразделения. При квалификации совершенного деяния по ст. ст. 228, 228.1, 229 УК РФ здесь же указывается размер вещества (крупный, особо крупный), а также делается указание на Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. N 76 "Об утверждении крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229 Уголовного кодекса Российской Федерации"[4].

В случае, если возбужденное уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом также указывается в постановлении.

Если постановление о возбуждении уголовного дела выносится следователем, руководителем следственного органа или дознавателем, то его копия должна быть направлена прокурору незамедлительно.

О решении следователя, в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ, в тот же день уведомляются заявитель, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

Если лицо в отношении которого возбуждено уголовное дело состоит либо обязано состоять на воинском учете, то об этом в двухнедельный срок уведомляется военный комиссариат или иные органы, осуществляющие воинский учет (часть 4 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"[5]).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1227; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.