Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лингвистические основы обучения русскому языку

В БАШКИРСКОЙ ШКОЛЕ

ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

РУССКОМУ ЯЗЫКУ В БАШКИРСКОЙ ШКОЛЕ

Часть I. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

Теория и методика обучения русскому языку в национальной школе

Лекции по учебной дисциплине

Уборка рабочих помещений разрешается только в присутствии указанного лица или под его наблюдением.

Разглашать сведения о составе находящихся у сотрудника документов и материалов, системе их защиты и месте хранения, а также известных ему элементах обеспечения безопасности фирмы и персонала.

 

 

Отметки о закрытии и вскрытии рабочих комнат сотрудниками фирмы, об отключении технических средств сигнализации и оповещения делаются в специальном журнале службы охраны с подписью лица, ответственного за помещение, и представителя охраны.

 

Основные и резервные ключиот рабочих комнат хранятся в сейфе в помещении охраны в специальных пеналах (пенал закрывается и опечатывается лицом, ответственным за помещение).

 

 

 

Следует всегда помнить, что любые ошибочные действия персонала даже при технически оснащенной системе защиты часто ведут к утрате ценной информации и слишком дорого обходятся фирме.

 

 

Следовательно, правильная организация работы персонала фирмы с конфиденциальными документами является обязательным условием эффективного функционирования системы защиты документированной информации. Каждый сотрудник должен педантично соблюдать установленные правила, с пониманием относиться к определенным ограничениям в работе с конфиденциальными документами и не допускать провоцированных или неспровоцированных кем-либо ошибочных действий.

для студентов факультета башкирской филологии по специальности «Башкирский язык и литература с дополнительной специальностью русский язык и литература».

Автор – проф. Альмухаметов Р.В.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ

 

 

Методика преподавания русского языка в башкирской школе прежде всего опирается на науку о русском языке, т. е. на языкознание, существует и развивается в прямой зависимости от современного его состояния. Кроме того, лингвистическую основу методики русского языка в башкирской школе составляют данные сопоставительно-типологического анализа русского и башкирского языков. Цели и условия обучения русскому языку определяют объем и характер языкового материала, а по данным сопоставительного анализа русского и башкирского языков устанавливается типология трудностей, определяются области транспозиции и интерференции, производится отбор и организация учебного материала.

Методика определяет содержание и объем изучаемого в школе материала по русскому языку с учетом возрастных особенностей учащихся. В программах и учебниках содержание курса русского языка «конкретизируются в виде элементарного описания звуковой системы, грамматического строя, грамматических, механических и правописных норм современного русского языка»[1]. Методика строго следит за изменениями в области языкознания и постепенно вводит в курс обучения русскому языку учащихся башкирской школы отдельные научные положения лингвистики, получившие всеобщее признание и ставшие общепринятыми. Лингвистическая наука, как и другие науки, находится в непрерывном развитии. Как указывает А.М. Кондратов, «Лингвистика стала фундаментальной наукой среди наук о человеке и обществе, одной из самых активных как в теоретических изысканиях, так и в развитии метода»[2]. Доказательством тому является возникновение новых наук и направлений на стыке лингвистики и других наук: психолингвистика, теория билингвизма, энтнолингвистика, геолингвистика, социолингвистика, лингвопоэтика, зоолингвистика, паралингвистика, патолингвистика, инженерная лингвистика, математическая лингвистика и т.д.



Как отмечает М.Р. Львов, «новый импульс развития получили такие отрасли лингвистики, как стилистика, особенно функциональная, возникли коммуникативный и функциональный подходы в грамматике, появились исследования разговорной речи, статистика языка и речи, семиотика, компьютерные языки, возникла фонология…Лингвистика перешагнула границы предложения, чтобы заняться исследованиями текста, его компонентов, их внутренними связями и моделями[3].»

Методологические основы и школьной, и научной грамматик должны быть едины. Однако не следует поспешно вносить в школьные программы все то новое, что появилось в лингвистике и еще не получило общего признания. Новые научные открытия в области лингвистики могут стать предметом обсуждения на занятиях кружков в старших классах, на факультативных занятиях.

Влияние достижений в области филологической науки на методическую науку, на процесс совершенствования содержания образования в национальной школе особо заметно в настоящее время. Так, если в программах и учебниках русского языка для башкирских школ, выпущенных в 50-е годы, давались лишь материалы по фонетике и грамматике, то в программах и учебниках, разработанных в начале 70-х и конце 80-х годов прошлого века появились такие темы, как «Состав слова и словообразование», «Лексика и фразеология», «Стилистика», «Стилистика и культура речи», «Язык и речь», «Текст». Чуть позже существенно обновились разделы "Фонетика", "Словообразование", "Орфография", "Пунктуация". Так, например, по разделу "Фонетика, графика, произношение и написание" были введены понятия "Смыслоразличительная роль звуков речи, фонемы и ее варианты", "сильная и слабая позиции гласных", "транскрипция". В разделе "Синтаксис" наряду с предложением изучается строение и значение словосочетания; изучение орфографических правил увязывается с понятием орфограмма; стало более тесным изучение морфологии и синтаксиса в связи с внедрением в методику принципов коммуникативности обучения, изучения морфологии на синтаксической основе, изучение синтаксиса с учетом и опорой на морфологию.

Более углубленно, с учетом функциональной стороны языка стали изучаться отдельные части речи. В школьном курсе теперь дается более четкое понятие о словосочетании, частях речи, синтаксисе простого и сложного предложения. Учащиеся башкирской школы ныне получают более полное понятие о нормах русского литературного языка, о словарном составе языка, знакомятся с теоретическими основами русской интонации и пунктуации. В программах и учебниках большое внимание обращается на знакомство учащихся со структурой слова и вопросами словообразования, что способствует обогащению словарного запаса учеников, привитию им орфографических навыков, воспитанию у них чувства языка.

Методика рекомендует рассматривать русский язык как средство общения и нечто целое, состоящее из отдельных взаимосвязанных элементов, таких как звуки, слова, словосочетания, предложения. Рассматривая язык как систему, методика рекомендует изучать разные уровни языка (фонетический, лексический и грамматический) во взаимосвязи, в то же время особо выделяя специфику каждого из них.

Изучение русского языка в башкирской школе прежде всего преследует задачу выработки у учащихся речевых умений и навыков, а также вооружения школьников теоретическими знаниями по лексике, фонетике, составу слова и словообразованию, морфологии и синтаксису. При этом задачи обучения русской речи выдвигаются на передний план. Изучение русского языка подчиняется целям обучения детей связной русской речи в ее устной и письменной формах.

Предметом особого внимания в методике русского языка является учет двух форм функционирования языка — устной и письменной — в их взаимосвязи. На современном этапе развития методики преподавания русского языка в национальной школе на развитие устной речи отводится больше места. Признается принцип опережающего обучения устной речи, развитие письменной речи на основе устной. Этот принцип лежит в основе действующих программ и учебников русского языка для башкирской школы, а также нашел научное обоснование в трудах по психолингвистике и методике. Так, например, Б. В. Беляев указывает, что «...при обучении русскому языку основное внимание нужно уделять прежде всего развитию у учащихся устной речи и только на основе устной речи (слушание и говорение) обучать письменной речи»[4].. Известный методист русского языка, академик А. В. Текучев пишет, что «многие недостатки письменной речи бывают тесно связаны с неправильностями устной речи». Далее он рекомендует: «Не ослабляя внимания к письменной речи, необходимо создать нормальные условия для развития навыков устной речи, так как устная и письменная речь — это два равноправных способа выражения средствами языка одного и того же содержания»[5].

Как известно, коммуникативная функция языка проявляется в речи, а речь — это язык в действии. В этом заключается неразрывное единство языка и речи. Следовательно, в обучении детей нерусской национальности связной русской речи важное значение имеет изучение языка, закономерностей его структуры — фонетических, лексических, морфологических и синтаксических аспектов, а также знакомство с особенностями языка и речи, типами и основными свойствами текста. Чтобы правильно построить свою речь на русском языке, ученик должен иметь необходимые сведения о фонетическом составе русского языка и обладать практическими навыками произношения русских звуков, звукосочетаний, накопить определенный словарный запас, знать структуру слова, закономерности образования слов и их форм, категории частей речи и, наконец, изучить синтаксическую структуру русского предложения. Другими словами, учащиеся башкирской школы должны овладеть основами научных знаний по русской лингвистике и твердыми речевыми навыками и умениями. Однако нельзя подменять обучение учащихся русской речи изучением русского языка (правил и определений). Главная задача методики, по мнению Л. В. Щербы, состоит в том, чтобы научить «творить речь» руководствуясь правилами, управляющими речью.

Другим важным аспектом лингвистических основ методики русского языка в башкирской школе является учет специфики родного языка учащихся и определение сходства и различия между русским и башкирским языками, выявление причин появления фонетических, орфографических, пунктуационных, речевых ошибок учащихся. Эти данные определяются путем сопоставительного анализа двух языков. При этом методика русского языка выделяет, «какие грамматические категории русского языка имеют прямые соответствия в родном языке учащихся, какие грамматические категории русского языка, обнаруживая сходство в значении и употреблении, не имеют аналогии в формах выражения; какие грамматические категории русского языка не имеют никакой аналогии в родном языке; каким грамматическим категориям нет прямых соответствий в русском языке»[6]. Так, в русском и башкирском языках имеются аналогичные грамматические явления, обнаруживающие полное соответствие: семантика частей речи, определения подлежащего и сказуемого, слова, грамматически не связанные с членами предложения, прямая речь. В этом случае учитель должен ориентировать учащихся на использование своих знаний по родному языку при изучении русского, т. е. использовать явление транспозиции.

К грамматическим явлениям, обозначаемым одним и тем же термином и аналогичным по своим функциям в русском и башкирском языках, но имеющим свои специфические особенности, относятся категории падежа, числа, одушевленности и неодушевленности. При изучении таких грамматических категорий учитель должен помочь учащимся обнаружить тождественные и отличительные стороны явления в русском и башкирском языках. Если взять категорию падежа имен существительных, то и в русском, и в башкирском языках насчитывается 6 падежей. Существительные того и другого языка в форме именительного падежа отвечают на вопросы кто? (кем?) и что? (ним1?)и выполняют в предложении роль подлежащего, обращения и в редких случаях роль сказуемого. По своей форме русские и башкирские существительные в косвенных падежах имеют значительные отличия, которые обусловлены разностью систем русского и башкирского языков (отсутствие в башкирском языке предлогов, родовых окончаний и т. д.).

В русском языке имеются грамматические категории, которые отсутствуют в башкирском языке: род, виды глагола, предлоги, приставки.

Сравнивая факты русского и родного языков учащихся, учитель глубже постигает причины ошибок, являющихся результатом влияния особенностей родного языка, и правильно определяет методы, приемы и средства обучения учащихся русскому языку.

Знание специфики русского и родного языков позволяет учителю подобрать и использовать на уроке такие виды упражнений, которые отличаются от упражнений, используемых в русской школе, разработать специфические методы и приемы объяснения учащимся теоретического материала по курсу русского языка.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Лингвистические основы обучения русскому языку

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.156.36.82
Генерация страницы за: 0.012 сек.