Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационное общество и образование

Постиндустриальная эпоха: 60гг XX века в США и Европе. Тенденции:

1. Бурный технический прогресс (автоматизация, кибернетизация, компьютеризация). НТР.

2. Информационный бум. Знания растут по экспоненте. Каждые 5 лет знания полностью обновляются. => Общество становится информационным.

3. Меняется производственная и профессиональная структура общества. Тяжелая индустрия уходит на 2 план, на 1 плане – интеллектуальное производство и сфера услуг. Сегодня в США: 60% трудоспособного населения – в сфере информатики, 13% -сфера тяжелой промышленности, 24% - сфера услуг, 3% - с/х. Т.о, растут требования к людям, занятым в производстве по сравнению с индустриальной эпохой (требуется достаточно много времени для подготовки квалифицированного специалиста, могущего справиться со сложным производственным механизмом).

Т.о, на смену машинной технологии пришла интеллектуальная технология => новая организация труда: человек-функция уже не нужен, необходим широко образованный человек, который может справиться со сложной техникой. Требуются работники, компетентные в ряде разнообразных областей. Главную роль начинает играть творческий потенциал человека. Главная проблема постиндустриальной эпохи - цейтнот (время – не деньги, в выживание). У человека постиндустриального общества много возможностей, альтернатив, есть свободный выбор в области образования и профессиональной специализации.

Эти тенденции и понимаются под «информационным обществом». Концепция "информационного общества" - это разновидность теории постиндустриализма, основу которой заложили 3. Бжезинский, Д. Белл, Э. Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как "смену стадий", сторонники этой теории связывают его становление с преобладанием "четвертого", информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными "информационными сообществами".

Понятно, что в таком обществе особую роль начинает играть образование. Но при этом результат образования ни в коем случае не понимается, как совокупность фактических знаний об окружающей человека действительности. Количество знаний растёт с такой быстротой, что овладеть ими всеми становится просто невозможно (последний человек, который был способен прочитать все существующие на тот момент книги, жил в 16 веке). Однако и узкая специализация не даёт возможности успешно действовать в информационном обществе. Образование в нём призвано дать навык работы со знаниями и информацией (ориентация, быстрый поиск, отбор наиболее важной, структурирование, возможности применения), а также способность к новому научению и переучиванию. Кто овладел такими навыками, занимает наиболее высокую социальную нишу. Становится экспертом. Луман предложил для власти таких экспертов название нетократии. Луман считает, что отождествление знания и информации является ошибочным («Решения в информационном обществе»). В отличие от знания, информация не является стабильной, переносимой и сохраняемой сущностью. Она представляет собой, скорее, событие, которое, актуализируясь, теряет характер информации. Следовательно, хотя информацию производит знание, ее необходимо отличать от (переносимого) знания. Интерес к информации связан со стремлением к неожиданному. Информация является различением между тем, что могло бы быть и тем, что происходит или сообщается. В качестве различения информация не имеет ни измерений, в пределах которых она могла бы варьировать, ни местоположения, где ее можно было бы обнаружить. Возможно лишь выделить систему, которая занимается ее обработкой. Требование оперативности информации отодвигает на второй план проблему ее достоверности: достаточно чтобы информация была просто правдоподобной. Она должна быть пригодна для кристаллизации смысла. Информация должна обеспечить возможность продолжения операций, переводя двойственность знания и незнания в последующие ситуации. Информация, с одной стороны, трансформирует незнание в знание, а с другой, — совершает это в форме неожиданности, выбора из других возможностей. После акта информирования информация теряет свое качество: можно воспроизвести ее смысл, но не форму неожиданности. После информирования может появиться лишь новая информация. Информация становится информацией только при ее запросе. Таким образом, информационное общество в структурном и операциональном отношении состоит из результатов запросов, место накопления которых невозможно указать и которые теряют характер информации после осуществления коммуникации.

Сказанное выше привело к пересмотру задач и практик образования. Возникает новая модель образования – «неопрагматическая», которая по сути является «экзистенциалистской», по содержанию – «антропоцентристской» (до этого господствовал социоцентризм). Сторонники: Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, которые усиливают индивидуалистскую направленность воспитания. По Маслоу, источники развития лежат в самом человеке. Маслоу не принимает массовую школу, ее «3 п» - повторение, подражание, послушание. Маслоу видит, что названные элементы не могут создать творческую личность. => Общество может только помочь человек стать развитой личностью, но все задатки лежат в человеке. Общество не должно ограничивать самовыражение человека.

В «Одномерном человеке» Герберт Маркузе назвал утилитарное образование «нулевым циклом»: мечтать о полете духа к метафизическим высотам человек, получивший утилитарное образование, не может; утилитарное образование готовит к занятию своей социальной ниши и вызывает неумение быстро приспособиться к произошедшим изменения. Специализированное утилитарное образование таит опасность в том, что если у людей разный минимум образования, то социальный консенсус невозможен. Как уже было сказано, сейчас пришло время экспертов-нетократов. С одной стороны сохраняется некая системность знания. Но сегодня человек все больше уходит в сторону мозаичного знания (СМИ, литература, общение и т.д.). Сегодня происходит переход от teaching (обучение) к learning (изучение). Сегодня конкурируют 2 типа обучения (по содержанию):

1. Системное обучение – упорядоченное по видам, уровням, этапам формирование умений и знаний. Осуществляется при контроле общества и государства (Госстандарт, аккредитация и т.д.). В итоге формируются общие социально значимые формы культуры людей (т.к. есть общеобязательные курсы в школе и в вузе). Фактически, в таком варианте образования имеется сеть знаний, четко упорядоченных, иерархических. Именно так видел образование Декарт.

2. Мозаичное – клиповое образование и обучение; это сумма случайных разрозненных знаний, почерпнутых людьми из разных источников; это каждодневное образование (на чел каждый день влияют СМИ); при таком образовании человек открывает мир по законом случая. В результате формируется поверхностное разрозненное знание, скорее даже не знание, а впечатление. «+» этого знания в том, что он легко усваивается. Луман, «Реальность масс-медиа»: практически все современное человеческое знание о мире из масс-медиа, именно они конструируют реальность, в которой живет человек, мир реальности отступает на 2 план; мозаичная культура усваивается через пассивное поглощение.

Минимум образования: граница образованности и невежества; это общие знания, необходимые для получения профессии и работы; это эрудиция для идентификации себя с определенным социокультурным слоем; эти знания являются необходимыми для нормальной жизнедеятельности.

Максимум образования: 1) широкие знания в различных областях – гуманитарных, естественных, прикладных; 2) информационные знания: знание компьютерных технологий и языков; 3) обладание знанием о знанием (теория и методология науки) и способах приумножения этих знаний; 4) знание о практиках (социальных и др.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Единство образования и самообразования | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1203; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.