Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 5

Тема: Информационные технологии (ИТ)

5.1. Понятие ИТ. Классификация ИТ. Этапы развития информационных технологий. Общие тенденции развития.

5.2. Назначение АРМ. Основные принципы, заложенные в основу создания АРМ.

5.3. Понятие АИС. Основные поколения АИС. Способы использования АИС, структура АИС.

Результатом бурных информационных процессов, охватывающих все сферы общественных и производственных отношений, является постепенный переход развитых стран мира к постиндустриальному "информационному обществу", которое характеризуется изобилием информации, циркулирующей по коммуникационным каналам связи, а также наличием всех необходимых средств для ее хранения, передачи, обработки и использования.

Считается, что в своем развитии человечество преодолело три "революции": сельскохозяйственную, которая началась примерно 10000 лет тому назад, промышленную, наступившую 300 лет назад, и технологическую, продолжающуюся в настоящее время.

В отличие от происходивших в прошлом научных и технических революций, как правило, обособленных и вызванных отдельными открытиями или изобретениями, современная научно-техническая революция, охватывающая в целом всю науку и технику, представляет собой неразрывное единство одновременно происходящих научных и технических революций. Под непосредственным влиянием научных открытий и разработок происходит качественные изменения во всех отраслях техники. В корне преобразуются технические средства, системы, устройства, технологические методы производства. Осуществляется переход от механизации отдельных процессов труда к комплексной механизации и автоматизации, применению робототехники, широкому использованию автоматизированных систем управления на базе ЭВМ. Информационные процессы оказываются встроенными в новую реальность, начиная от высоких технологий и кончая сферой услуг населению.

Совокупность систематических и массовых способов и приемов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники, программного обеспечения называется информационной технологией.

Принципиальное отличие информационной технологии от производственной состоит в том, что в первом случае технология не может быть непрерывной, так как она соединяет работу рутинного типа (счетоводство, снятие копий, оперативный учет и т.п.) и работу творческую, не поддающуюся пока формализации (принятие решений); во втором случае функция производства непрерывна и отражает строгую последовательность всех операций для выпуска продукции (конвейеризация процесса). Используемые в производственной сфере технологические понятия (норма, норматив, технологический процесс и т.п.) могут быть в настоящее время распространены только на рутинные операции над информацией.

Из всех видов технологий информационная технология сферы управления предъявляет самые высокие требования к “человеческому фактору”, оказывая принципиальное влияние на квалификацию работника, содержание его труда, физическую и умственную нагрузку, профессиональные перспективы и уровень социальных отношений.

По данным ЦСУ бывшего СССР, в 1986 году только численность аппарата государственного управления с учетом численности аппарата кредитования и государственного страхования составляла около 3,3 млн. человек. Однако эта многомиллионная армия специалистов практически не имела своей информационной технологии, адекватной уровню решаемых задач.

В настоящее время с развитием вычислительной техники и программного обеспечения появился довольно широкий спектр видов информационных технологий, используемых в сфере управления и других областях человеческой деятельности.

Можно выделить следующие виды информационных технологий:

- технология обработки документов;

- технология обработки табличной информации;

- технология баз данных;

- технология разработки интеллектуальных систем;

- мультимедиа технологии;

- сетевые и коммуникационные технологии.

Анализ учрежденческой деятельности показывает, что рутиный (поддающейся формализации) труд преобладает над творческим (особенно нижних ступеней). В то же время в учреждении происходит постоянный обмен информацией и процесс этот имеет большей частью циклический и стабильный характер, то есть все атрибуты производственного процесса.

Рассмотрим учреждение как производственную фабрику, которая обрабатывает информацию для выработки двух видов продукции: информации (данных, документов, речевой информации) и решений (оперативных и стратегических). Учреждение получает информационное сырье в различных видах: документы, доставляющие информацию в виде слов и цифр; речевая информация по телефону; данные от ПК, часто в безбумажной (“электронной”) форме. Продукция учреждения вырабатывается в таких же видах. Производственный цикл учреждения может включать перекомпановку информации, объединение данной информации с другой, накопление информации.

Можно выделить 3 группы работников учреждений. Первая группа — руководители (главные администраторы, распорядители, директора), решающие как правило задачи, которые базируются на информации с высокой степенью неопределенности, то есть задачи прогнозирования, перспективного планирования и т.п. Основой решения этого класса задач остаются творческий потенциал человека и различные атрибуты его деятельности (информированность, квалификация, талант, интуиция и т.п.). Творческий элемент деятельности максимален, а рутинное содержание должно быть минимизировано. Эти работники обладают наибольшей ответственностью за принятие решений и являются одними из основных потребителей агрегированных (обобщенных) информационных ресурсов учреждений. Основная форма деятельности руководителя - деловое общение. В течение дня его время распределяется следующим образом: деловые контакты -47%, работа с документами - 29%, телефонные переговоры - 9%, командировки (поездки) - 6%; анализ проблем и принятие решений - 4%; прочее - 5%.

Вторую группу составляют специалисты - работники учреждения, которые решают слабо структурированные задачи, содержащие неизвестные или не измеряемые компоненты (количественно не оцениваемые). Для этих задач характерно отсутствие методов решения на основе непосредственных преобразования данных. Постановки задач базируются на принятии решения в условиях неполной информации. В ряде случаев на основе теории нечетких множеств и приложений этой теории удается построить формальные схемы решения.. распределение рабочего времени этих специалистов следующее: деловые контакты - 23%, работа с документами - 42%; телефонные переговоры - 17%; аналитическая работа - 12%; прочее - 6%.

Третья группа - технические работники (обслуживающий персонал), которые выполняют всю рутинную работу. Это задачи учета и контроля, оформление, тиражирование и рассылка документов и т.п. Такие задачи легко стандартизируются и программируются. На работу с документами технические работники тратят 68% своего рабочего дневного времени, телефонные переговоры — 20%, ведение учета — 6%, прочее — 6%..

Таким образом, у учреждения как информационной фабрики имеются производственные задачи, исполнители этих задач. Автоматизация этих задач с использованием тех или иных информационных технологий позволит значительно повысить производительность рутинного труда и качество творческого труда.

В зависимости от количества и сложности интеграции используемых информационных технологий можно выделить несколько типов автоматизированных систем:

1) автоматизированные рабочие места (АРМ);

2) автоматизированные информационные системы;

3) информационно-логические системы или интеллектуальные системы;

4) обучающие системы;

5) автоматизированные системы управления.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура алгоритмических языков | Этапы развития информационных технологий. Общие тенденции развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.