Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос. Значительно больший интерес к проблеме национальной психологии стал проявляться в эпоху капитализма




Значительно больший интерес к проблеме национальной психологии стал проявляться в эпоху капитализма, с возникновением и развитием которого связаны открытие неизвестных ранее стран, новых морских путей, политика колониальных войн, грабежа и порабощения народов цел континентов.

Во второй половине XIX века в европейской социологии возник ряд научных течений, рассматривавших человеческое общество по аналогии с жизнью животного мира и недооценивавших присущие социальной жизни особые объективные тенденции, механически переносили открытые Ч. Дарвином биологические законы на явления общественной жизни. В настоящее время подвергаются критике утверждения зарубежных исследований середины XIX века о том, что черты национальной психики передаются от родителей к детям по наследству, через половые клетки. Данные современной науки говорят об обратном. Социальная психика, в том числе и национальная, обязана своим возникновением только общественной среде. Если младенца, родившегося, например, в Италии перевезти в Англию и воспитать в условиях английской культуры и общества, то он приобретёт английскую сдержанность, «южный» же темперамент этнических предков фактически утрачивается. Индивид не рождается с уже готовым национальным характером и не является изначально приверженцем определённой национальной культуры, традиций, языка и соответственно не наделён с колыбели конкретными особенностями поведения. Он становится представителем определённой этнической общности лишь в процессе развития и воспитания в данной национальной среде.

Начало собственно этнической психологии как самостоятельной отрасли знаний, методологических и теоретических основ на Западе было положено М. Лацарусом и X. Штейнталем.

Исследователь Вклад в развитие этнопсихологии
М. Ланаоус (1824-1903) - ученик и последователь основоположника немец, эмпирической психологии И. Гербарта Исследовал такие явления, как юмор, язык в его отношении к мышлению. Основатель теории «психологии народов». С 1859 года выпускает журнал «Психология народов и языкознание». Главный тезис - народ, или «дух целого», выражающийся в языке, мифах, обычаях, нравах, религии и искусстве является главной силой истории.
X. Штейнталь (1823-1899) Признавал наличие у каждого этноса своеобразной культуры, целостность проявляется в языке, обычаях, нравах, мифах, религии и народной поэзии. Психологическое сходство индивидов проявляется в их сознании. Задачи «психологии народов» в том, чтобы: 1) познать психологическую сущность народного духа; 2) открыть законы внутренней духовной, или идеальной, деятельности народа в жизни, искусстве и науке; 3) выявить основания, причины и поводы возникновения, развития и уничтожения особенностей какого-либо народа.
В. Вундт (1832-1920) Развил и систематизировал идею о выделении «психологии народов» как особой отрасли знаний. В 1879 году создал первую в мире психологическую лабораторию. В 1881 году основал первый в мире психологический журнал «Психологические исследования». Считал, что психологическая наука должна состоять из двух частей: общей психологии, изучающей человека с помощью экспериментального метода и «психологии народов», которая исследует представителей тех или иных этнических общностей посредством анализа результатов их исторической деятельности.
Г. Лебон (1841 - 1931) - французский учёный. Полагал, что у каждой расы есть свой устойчивый психологический менталитет, формирующийся на протяжении многих веков. По мнению Лебона, совокупность психологических особенностей этноса образует некий средний тип, дающий возможность понять сущность народа. По мнению Лебона, существует определённая иерархия человеческих рас. Он различал первобытные расы - народы отсутствием следа культуры, низшие расы, способные к зачатка- цивилизации (негры), средние расы - народы, создавшие высокие типы цивилизаций, которые могли превзойти только европейцы: это китайцы, японцы, монголы, ассирийцы и арабы. К высшим расам Лебон отнёс только индоевропейские народы. Считал, что слияние между группами невозможно, а их различия непреодолимы. Западная наука впоследствии использовала идеи Лебона для формулирования тезиса о национальной исключительности, стремясь противопоставить один народ другому. В XX в. под напором неопровержимых научных фактов, явившихся результатом многочисленных прикладных исследований, зарубежные социологи и психологи вынуждены были отойти от признания какой-либо значительной роли расового начала в формировании национальной психики людей.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 681; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.