Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство Древнего царства (XXVIII – XXIII вв. до н.э.)




А время боится пирамид.

Старинная пословица

Древняя история развивалась не только во времени, но и в пространстве. То одни, то другие народы становились носителями культурного прогресса, как бы фокусом мировой истории, на века, иногда на тысячелетия. Потом новые подхватывали эстафету развития, а очаги старых цивилизаций, когда-то великих, надолго погружались в сумерки.

Эпоха древних цивилизаций началась с появлением первых государств в Египте и Шумере (конец IV тыс. до н.э.) и закончилась падением Рима и переходом к Средневековью (V век н.э.).

Среди цивилизаций Ближнего Востока выделяют искусство Шумера (IV тыс. до н.э. - 24 век до н.э.), искусство Аккада (с 24 века до н.э.), искусство Вавилонии (с 18 века до н.э.), искусство Урарту (9-6 вв. до н.э.), искусство Ассирии (13-7 вв. до н.э.), искусство Персии (6-4 вв. до н.э.).

Эра древних цивилизаций принесла новые формы художественного творчества: культовая и светская архитектура, многожанровая литература, развитая скульптура и др. Из первобытного синкретизма выделились самостоятельные сферы духовной жизни: религия, наука, мораль, право, искусство и пр. особенности эпохи:

1) художественное творчество было тесно связано с религией и культом;

2) оно было глубоко традиционным (система канонов);

3) символизм;

4) огромная роль магии и мифа.

В XIX веке была предложена следующая классификация:

Додинастический период – до 31 века до н.э.

1. Древнее царство – 31-23 вв. до н.э.

2. Среднее царство – 22-18 вв. до н.э.

3. Новое царство – 16-11 вв. до н.э.

4. Позднее царство – 11-4 вв. до н.э.

5. Александр Македонский – 332-334 гг. до н.э.

6. Династия Птолемеев – до 30 г. до н.э.

7. Римская династия – 30 г. до н.э. – 395 г. н.э.

8. С XII века – арабское правление.

Среди ранних цивилизаций было одно государство, которое просуществовало недолго – около трех тысяч лет, но создало высокую и утонченную культуру, которая питала многие другие культуры. Трудно представить историю архитектуры без пирамид, обелисков, колоннад, изобразительное искусство – без скульптурного портрета, без показа человеческих чувств, без пейзажа. Но может быть еще труднее осознать, что все эти высокие достижения художественного творчества в истории были созданы одним и тем

же народом. Это египтяне.

Вершина египетской культуры – пирамиды. Они были усыпальницами фараонов, реализующими идею о беспредельном могуществе богов и их сыновей на земле – правителей Египта фараонов. Пирамиды свидетельствуют об удивительных познаниях египтян в области архитектуры и строительства, математики, астрономии и прочих наук. Великие пирамиды – «первое чудо света» - имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Форма пирамиды означала вечность - фундаментальный принцип древнеегипетского искусства, а соотношение граней пирамиды олицетворяло божественную гармонию вселенной.

Весь мир знает три безупречно правильные четырехгранные пирамиды (гробницы фараонов):

Хеопса (высота 146,6, длина стороны основания – 233м., общий вес пирамиды - 7 млн. тонн), внутри она не полая – это почти сплошной камень, только внизу прорезана узкими коридорами, ведущими в усыпальницу фараона. Хефрена, Микерина.

Ступенчатая пирамида Джосера (XXVIII в. до н.э.), архитектор Имхотеп, высота ок. 60 метров.

Они стоят уже около сорока веков. Облицовка их не сохранилась, внутри они разграблены, но ни время, ни люди не смогли нарушить их идеальную форму. Конструкции и пропорции пирамиды основаны на принципах золотого сечения.

Подсчитано, что для того чтобы перевезти все камни, из которых сложена пирамида Хеопса, сейчас понадобилось бы 20 тысяч товарных поездов, каждый по 30 вагонов! Но строили пирамиду рабы голыми руками! Это поистине потрясающий памятник непреклонной воли фараона и каторжного труда сотен тысяч рабов. Подсыпая песок под деревянные трубочки, вращаемые между ладонями, день за днем рабы сверлили скалу. Недели и месяцы уходили на то, чтобы высверлить параллельные ряды отверстий. В эти отверстия забивали деревянные колышки. Колышки ежедневно поливали водой, иногда месяцами, пока дерево, разбухнув, с силой не разрывало камень. Отделившуюся глыбу обтесывали в форме бруса, величина которого могла быть различной, но отношение высоты, ширины и длины было постоянным, ибо оно выражало Священную Гармонию Вселенной.

Пирамида служила не только гробницей, но и мерой величия фараона. Ее форма означала Вечность, а отношение граней – Гармонию Вселенной. Поэтому пропорции, расчеты углов наклона составляли священную тайну жрецов, которые и руководили строительством пирамид.

Обеспечение царю безмятежности за гробом считалось целью жизни всего народа, искусство же почиталось средством обеспечения Вечности. Оно служило заупокойному культу. Саркофаги и утварь, которой фараону предстояло пользоваться в потустороннем мире, изготовляли из золота или камня.

Художники Древнего Египта трудились годами и десятилетиями над творениями, предназначенными для темноты гробницы. Египтяне верили, что после суда и очищения наступает загробная жизнь, во всем похожая на земную. И вот тут и заключается самое главное в системе египетских культов.

Чтобы умерший мог счастливо жить за гробом, его надо было снабдить всем, чем он владел на земле. Всем – вплоть до его собственного тела. Отсюда и возник обычай бальзамирования.

Египтяне верили, что в момент смерти душа отделяется от тела, но впоследствии возвращается в свою оболочку. Верили, что кроме души и тела есть еще нечто промежуточное – призрачный двойник человека, его жизненная сила КА. Нужно чтобы КА всегда мог найти свою земную оболочку и вселиться в нее. Тогда душа умершего будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому кроме самой мумии в гробницу помещали и портретную статую умершего, причем портрет должен быть очень похожим, иначе как же КА опознает свой облик!

В оксфордской библиотеке хранятся два средневековых манускрипта арабских историков Аль Масуди и Ибн-Абд-Хока, которые приводят редкий миф, записанный от коптов, наследников древних египтян: во время правления фараона Зарита ибн Солюка (солнечный), ему приснился сон о том, что земля перевернулась и звезды падали. Его жрецы измерили высоту звезд и вычислили дату катастрофы – через 300 лет. Было решено построить пирамиды, которые выстояли бы во время катастрофы, а в их камерах заключить все знания цивилизации, золото, драгоценности, керамику и т.п. астрономы Наполеона обнаружили звездные карты 111 – 109 вв. до н.э. миф говорит о том, что пирамиды были достроены за 60 лет до наступления потопа. Сегодня пирамиды стоят в песках, и Нил не может так разливаться, чтобы потоп был мирового масштаба, но на стенах пирамид остались свидетельства потопа: ракушки, морские животные. Они стоят на идеально очищенной скале в самой устойчивой точке континента. Слепая пророчица Ванда сказала, что пирамиды - ключ к абсолютному знанию.

Главная звезда Египта – Сириус, и календарь египтян, рассчитанный на 32 тыс. вперед, тоже ориентирован на нее. По Сириусу определяли разлив Нила, и в пирамиде проводилась священная церемония в честь бога Озириса. Когда луч солнца проникал через маленькое отверстие в пирамиде и падал на статую бога, начинался новый год. Это отверстие до сих пор не найдено, также как и вход в пирамиду – сплошные ряды кладки плит из песчаника (2,5 тонны каждая), держащихся на растворе неизвестного состава, тоньше листка бумаги. Калиф аль Рашид, вскрывший пирамиду в XIV веке, вспоминал, что не мог просунуть лезвие меча между ними и просто пробил стену. Пирамиды были облицованы белыми плитами, полностью покрытыми иероглифами (их частично расшифровал в начале ХХ века Франсуа Шампольон), а макушка облицована золотом, ярко сверкавшем на солнце. В XIV веке плиты еще были, но сейчас осталось только две. Всего пирамид семь, по числу планет, которые знали древние египтяне.

Искусство периода Среднего царства (XXI – XVIII вв. до н.э.) изменения в технике строительства пирамид. Появляется скальная гробница. Сфинкс – каменный лев с головой фараона Хафра (длина 57 м, высота 20 м). Храм фараона Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри (21 в. до н.э.). Скульптура и живопись были связаны с заупокойным культом. Существовал канон: голова и ноги фигур всегда показывались в профиль, а глаз, плечи и грудь – в фас. Фараон изображался крупнее всех остальных.

Жанры литературы: сказки («Сказка о Правде и Кривде»), мифы, гимны в честь богов, поэзия, повесть («История Синухета»). Характерные черты: образный язык, яркие метафоры, идейное и художественное богатство.

Искусство периода Нового царства (XVI – XII вв до н.э.). Фивы – столица Египта. Храм Амона-Ра в Карнаке и Луксоре с огромными колонными залами (134 колонны высотой 20м и диаметром 5м). Стены храмов украшены многоцветными росписями, орнаментами и иероглифами. Скальный храм Рамсеса II в Абу – Симбеле (Нубия). Подземные гробницы Долины царей. «Книга мертвых» - сборник текстов молитв, заклинаний, магических формул, гимнов, предназначенных помогать умершему преодолевать препятствия и опасности на его пути в загробное царство Озириса.

Искусство периода Амарны. Религиозная реформа Аменхотепа IV (1365-1348гг): введение общегосударственного культа Атона, новое имя фараона – Эхнатон (угодный Атону), новая столица Эхетатон с единым планом, с четко организованным центром, включавшим дворцы, залы, павильоны с колоннами. Стиль Амарны: экспрессивная манера изображения фараонов и членов его семьи, лирическая окраска, обращенность к естественным человеческим чувствам (портреты жены фараона Нефертити).

Египетские портреты своеобразны: они с удивительной силой передают индивидуальные черты лица, но выражение лица остается отвлеченным, психологически нерасшифрованным. Египетские портреты были именно такими – спокойно-бесстрастными, лишь иногда в них просматривался характер. Голова царицы Нефертити (XIV век до н.э.) – изображение, знаменитое не менее чем Джоконда или Сикстинская мадонна. Красота Нефертити, что в переводе означает прекрасная пришла – так называли царицу египтяне, победила время. И не только сам царь был очарован Нефертити. “Прекрасная ликом”, “сладостная голосом”, “ владычица прелести” – так отзывались о ней современники. Давно утихли страсти той далекой эпохи, но до нас дошли и волнующая красота Нефертити, и проникновенные стихи Эхнатона, посвященные ей: “Услаждается сердце мое женою, пусть живет она вечно, вековечно, и состарится после этой тысячи лет”.

Для счастливой загробной жизни фараона мало было сохранить его тело, нужно было сохранить умершему богатство: и рабов, и скот, и семью. Другие древние народы поступали просто и жестоко: когда умирал знатный человек, убивали его слуг, жену и хоронили их вместе с господином. Но жертв, а требовала только искусства. Не палачи, а художники обеспечивали умершему благополучие. На стенах гробницы рисовали подробную повесть о земной жизни. И никто бы этого не увидел, если бы не пытливость археологов.

В культуре Древнего Египта искусству отводилась необычайно важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть прямым продолжением жизни. Поэтому было неважным – видит ли кто-нибудь художественное произведение или нет. Оно предназначалось не для осмотра, а представлялось чем-то само по себе сущим, само по себе заключающим жизненное начало.

Понятно что труд художника считался священнодейственным. Художники часто были жрецами, окруженные почетом и уважением. Но все-таки воля художника была ограниченной: он должен был хранить священный канон.

Что такое канон? Это определенный тип изображения, нарушать который было нельзя. Египетский канон в скульптуре – это прямостоячая фигура, голова которой чуть приподнята, левая нога делает шаг вперед, руки опущены, прижаты к телу. В рельефе – это “распластывание” фигуры, голова и ноги изображались в профиль, а торс – развернутым. Вся фигура обрисована единой упругой линией.

Часто среди рисунков, рельефов можно было увидеть и иероглифы. Изображения и надпись – нечто цельное, единое, так как пиктография была основой и письменности, и искусства. А письменность и искусство были делом жрецов. Это часть религии.

Но вернемся к гробницам. Египтяне заботливо оформляли усыпальницы не только внутри, но и у входа: ставили стража, который должен внушать трепет смертным. Самым надежным стражем считался собственный сфинкс. Например, Аменхотеп III стал ещё при жизни заботиться о своем загробном будущем. У входа в его заупокойный храм восседали два сфинкса. Они уникальны по размерам: их глаза – на уровне высоты пятиэтажного дома, кисти рук так велики, что по ним мог гулять взрослый человек.

В начале I тысячелетии до н.э. могущество Египта пошло на убыль. В VI веке до н.э. Египет был завоеван Персией и низведен до положения провинции.

Храм Аменхотепа III превратился в руины. В 322 году до н.э. войска Александра Македонского, завоевавшие Египет, обнаружили на окраине Фив двух каменных колоссов. От храма Аменхотепа III не осталось и следа, а каменные гиганты, величественно восседавшие среди пустыни, производили пугающее впечатление.

Пески в этой местности обладали свойством издавать скрипучие звуки. Казалось будто сфинксы поют и стонут.

Гробницам фараонов полагалось навеки быть скрытыми от глаз людских. Их тщательно маскировали, вход в гробницу замуровывали. Но и это не спасло их от грабителей. Почти все гробницы, содержащие несметные сокровища, были разграблены еще в древности. Единственная оставшаяся почти нетронутой – знаменитая гробница Тутанхамона, открытая археологами в 1922 году и показавшая бесчисленные богатства фараонов. В ней были найдены золотые и позолоченные статуи, золотой саркофаг, золотая маска фараона, богато украшенное оружие, драгоценные камни, сосуды.

Открытие гробницы Тутанхамона стало археологической сенсацией. Общий вес золота, обнаруженного в ней, превысил тонну!

Упадок египетской культуры связан, прежде всего, с полосой тяжелых и длительных войн и завоеваний Египта ливийцами, эфиопами, ассирийцами и персами. Завоевание Египта открыло новый период в истории культуры, много веков спустя получивший название эпоха эллинизма, которая интересна взаимопроникновением древневосточной и античной культур.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.