Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Помещения гостиниц и их оборудование

4.1. Помещения гостиницы.

4.2. Характеристика общественных помещений гостиницы; помещений для гостей; помещений для персонала.

 

По функциональному назначению помещения гостиницы разделяются на жилые и служебные. Последние, в свою очередь, подразделяются на общественные помещения гостиницы; помещения для гостей; помещения для персонала.

По функциональному назначению в гостинице выделяют группу помещений вестибюля; жилую часть; помещения для питания гостей, торгово-бытового обслуживания; помещения для заня­тий спортом, развлечений, бизнеса гостей; служебные и бытовые помещения; технические помещения. Состав и площадь отдельных групп помещений различны и зависят от типа гостиницы, условий эксплуатации, ее вместимости.

Группа помещений вестибюля - одна из ответственных частей гостиницы. Она ориентирована на встречу и проводы гостей, в ней осуществляется функция распределения и перераспределения не­которых работ.

Жилая часть гостиницы содержит места для ночевки проез­жающих (номера) и помещения, необходимые для нормального функционирования и поддержания чистоты в номерах.

В ресторанах, барах, кафе приезжающие наряду с приемом пищи могут развлекаться, общаться.

Состав помещений развлекательного назначения обширен. Сюда включаются киноконцертные, банкетные, танцевальные за­лы. Спортивные сооружения представлены бассейном, спортивными залами, кегельбаном и пр. Помещения для деловых встреч включают различные конференц-залы, залы для деловых и бан­ковских операций, выставочные залы.

В группе помещений торгово-бытового обслуживания услуги клиентам предоставляют торговые предприятия, парикмахерские, химчистка, фотография, ателье и др.

Служебные и бытовые помещения гостиницы обеспечивают условия работы, быта, питания персоналу, включая хозяйственные и подсобные нужды.

В технических помещениях располагаются службы, контроли­рующие работу техники кондиционирования, централизованного мусороудаления, телефона, сигнализации и других систем жизне­обеспечения гостиницы.

Функциональной зоной гостиницы является также террито­рия, примыкающая к гостиничному зданию. Она обеспечивает изоляцию клиентов и персонала гостиницы от внешней среды (шум, загазованность, грязь и пр.), доступна для приезжающих. С этой точки зрения важны расположение гостиницы относитель­но транспортных узлов, соответствующее рекламное оформление здания. Около гостиницы предусматриваются места отдыха гостей, парковка транспортных средств. Перспективно использование подземного пространства территории гостиницы.

Разработка функциональных схем связей помещений гостини­цы помогает рационализировать технологические связи и матери­альные потоки.



Различают потоки внутренние (между помещениями и груп­пами помещений), входные (из внешней среды в гостиницу), вы­ходные (из гостиницы во внешнюю среду). Помимо информаци­онных потоков изучаются потоки проживающих в гостинице, пер­сонала, багажа клиентов, белья, мусора, отходов, инвентаря и т.д. С помощью методов логистики возможно регулировать потоки по направлениям и интенсивности движения.

В общественной части гостиницы происходит регистрация гос­тей, управление их прибытием и отъездом, предоставление разно­образных услуг проживающим.

Сложность организации обслуживания клиентов заключается в большой номенклатуре разнообразных работ, что вызывает трудности в согласовании времени их выполнения. Оказываемые услуги персонифицированы, но их отличительными чертами яв­ляются также массовость, повторяемость. Различны потоки гостей: Прибывающие, выезжающие, проживающие. Кроме того, персонал гостиницы несет обязательства относительно бывших гостей и по­сетителей. Персонал гостиницы, занятый встречей, приемом гос­тей, распределением потоков посетителей, испытывает значитель­ные нервные и психологические нагрузки. В обслуживании гостей участвует как персонал гостиницы, так и других предприятий (организаций, учреждений), что осложняет обеспечение эффек­тивных технологий в этой группе помещений.

Пространство вестибюля (представленное одним или несколь­кими помещениями) зонируется. Выделяются зоны: лестнично-лифтовая, главного входа в гостиницу, приема гостей, отдыха гос­тей, предоставления дополнительных услуг проживающим.

К основным приемам зонирования вестибюля относят: приме­нение разнообразных отделочных материалов, декоративного уб­ранства, освещения, перегородок; изменения уровней и отделки потолка, пола; озеленение; размещение оборудования и т.д. Большое значение уделяется выбору месторасположения и конфи­гурации зон в плане помещения вестибюля. Удачное расположе­ние зон способствует рассредоточению потоков клиентов, форми­рованию более однородных и непересекающихся потоков. Функ­циональная схема вестибюля разрабатывается исходя из конструктивно-планировочных решений здания, вместимости гос­тиницы, особенностей организации труда персонала.

Развитие гостиничного дела с хорошо поставленным обслу­живанием повлияло на улучшение планировки здания. Накоп­ленный опыт в эксплуатации упрочил взгляды на правильное определение функций гостиницы. Одним из основных функ­циональных положений гостиницы является выделение жилой части из остальных помещений, в которых размещаются раз­личные службы.

Жилая часть преимущественно расположена на внутренних верхних этажах, в то время как первый, антресоли или второй этаж предназначаются под общие помещения и залы рестора­на. Сообщение с жилой частью, как правило, осуществляется через гостиничный вестибюль (холл), где происходит прием гостей. Здесь находится основной узел сообщений: лифт или целый комплекс лифтов, в зависимости от числа этажей и ко­личества проживающих. В некоторых гостиницах с целью об­легчения доступа к номерам их располагают на первом этаже в той части здания, которая наиболее удалена от помещений, предназначенных для общего отдыха и увеселений. Такие но­мера пользуются огромным успехом у людей больных (инва­лидов) или плохо переносящих подъем в лифте.

В крупных гостиницах имеется отдельный блок для слу­жебного сообщения, где производятся все хозяйственные пере­возки. Он связан с обслуживанием жилых этажей и, следова­тельно, им пользуется персонал па этажах, происходит транс­портировка постельного белья из прачечной и в прачечную, осу­ществляется контакт со службой хранилищ, производится об­служивание питанием проживающих в номерах, если нет спе­циального лифта.

Решение плана жилой части зависит от расположения всей гостиницы, от принципа связи коммуникаций основ­ной и хозяйственной части и от характера конструкций.

Замкнутые системы. Компактность, характерная для городов XIX века и имеющая целью максимальное использование строительной площади, создала тип строений, характеризующийся застройкой всего участка с оставле­нием небольшого двора в середине. Такой план жилой части гостиницы имеет большие достоинства: проходящий по кругу коридор позволяет осуществлять хорошее обслуживание всего этажа из одного пункта; относительно легко удается разрешить вопрос о главной и служебной коммуникации; с конструктив­ной точки зрения такая система обеспечивает устойчивость здания. При замкнутой системе нередко часть гостиничного двора покрывается на высоте двух этажей стеклянной крышей, оборудуется под зимний сад и дополняется к главному холлу.

Основным недостатком этой системы является то, что номе­ра, выходящие окнами во двор, лишены видовых качеств и имеют худшие условия освещения и вентиляции, так как в большинстве случаев во дворе находятся вентиляционные ус­тановки хозяйственных служб. Близость соседских окон, вы­ход их во двор и другие перечисленные факторы вынуждают снижать цену на эти номера, что понижает рентабельность го­стиницы.

Геометрические системы. Отрицательные стороны замкну­той системы стали причиной поиска таких решений, которые. при экономии вертикальных и горизонтальных коммуникаций обеспечат в жилой части правильное устройство обслуживания, заключающееся в максимальном использовании строительных возможностей и исключении закрытых дворов. Для построения жилых этажей гостиниц этой категории необходим узел ком­муникаций, при помощи которого можно получить удобное со­единение с жилыми номерами. Таким образом возникли систе­мы, имеющие очертания букв Т, L, V, С, Y и им подобные, где нет недостатков замкнутой системы, хотя не создано одинако­вых условий для отдельных номеров. Например, номера при системе в форме L, расположенные во внутреннем углу у лест­ничной клетки, находятся в худших условиях по сравнению с номерами, расположенными по внешней стороне.

При современной технике строительства существует широ­кий выбор от конструкций с несущими стенами до простран­ственных элементов, однако принятие какого-либо принципа должно опираться на экономическую целесообразность. В гос­тиничном здании находятся различные установки и оборудо­вание, которые следует увязать с конструкцией таким обра­зом, чтобы не создавать дополнительных расходов, и желатель­но предусмотреть соответствующие проходы для монтажа про­водки к оборудованию.

Конструктивный модуль. Основное значение при проекти­ровании жилой части имеет установление конструктивной сет­ки, т. с. так называемого конструктивного модуля. Принятая расстановка вертикальных элементов конструкций, колонн или стен определяет величину жилых номеров, а также внешний и внутренний вид. В основном существуют три способа установ­ки конструкций по отношению к классификации жилых по­мещений:

Конструктивная схема, равная одному жилому номе­ру. В этом случае получают все номера одинаковыми, что позволяет запроектировать с одной стороны коридора более глубокие номера (на два человека), а с другой — более мелкие (на одного человека).

Конструктивная схема, равная двум жилым номерам.
В этом случае появляется возможность произвольного разделения номеров, например, на два человека и номер на одного, два одинаковых номера или апартамент. Эта система дает большие возможности в выборе произвольной жилой структуры.

3. Конструктивная схема, основанная на системе про­дольного размещения, при котором достигается произ­вольность разделения на жилые номера независимо от конструкций. Фактором, сдерживающим до определенной степени разделение на жилые номера, является внутрен­ний пояс конструкций, который связан с системой сани­тарных узлов. Конструктивное решение, основанное на системе продольного размещения, позволяет получать произвольные размеры жилых номеров, определяемые лишь равномерным распределением окон.

Структура жилых номеров применительно к конструкции. Структура жилых номеров может быть установлена в некото­рой степени в зависимости от характера гостиницы. Напри­мер, гостиницы для отдыхающих должны иметь больше двух­местных номеров, а городские гостиницы — больше одномест­ных номеров. Туристские гостиницы не могут иметь точно определенной структуры в связи с неустановленным составом экскурсий.

В каждом типе гостиниц должны иметься различные типы номеров. Этот принцип хотя и правилен с точки зрения эксп­луатации, но создает дополнительные трудности в проектиро­вании, особенно если количество отдельных номеров составля­ет незначительный процент к общему количеству. В таких слу­чаях самым правильным конструктивным модулем является выбор размера, равного двум жилым номерам. Относительно легким может быть проектирование апартаментов, которые в большинстве случаев по площади равны двум жилым номерам и не представляют конструктивных и композиционных труд­ностей. Апартаменты преимущественно размещаются на вто­ром или третьем этаже.

Жилой номер в современной гостинице должен удовлетво­рять все нужды клиента за пределами общей коммуникации (гостиничного коридора). Услуги, которые клиент может по­лучить только вне номера, оказываются обслуживающим пер­соналом гостиницы, В свете указанных положений современ­ный жилой номер в гостинице должен обеспечить отдых в те­чение ночи и дня, возможность работы, связь с городом, связь со службой услуг гостиницы, санитарную гигиену и удобство пользования личными вещами.

Таким образом, основной элемент жилой части — номер. Качество номерного фонда, который является одним из основных факторов, влияющих на комфорт проживания в гостини­це, определяется типами номеров (по числу комнат и числу проживающих), процентным соотношением в гостинице раз­личных типов номеров, их архитектурно-планировочным ре­шением, площадью, параметрами, санитарно-техническим бла­гоустройством, оборудованием, меблировкой. Решение номер­ного фонда существенно влияет также на строительную сто­имость гостиницы.

Современные СНиПы предусматривают площадь номерно­го фонда:

— однокомнатных одноместных номеров:

8 м2 для гостиниц 1 звезды, 2 звезды;

10 м2 для гостиниц 3 звезды;

12 (16)1 м2 для гостиниц 4 звезды,

14 (18) м2 для гостиниц 5 звезд,

16 (25) м2 для гостиниц 5 звезд;

— однокомнатных двухместных номеров:

12 м2 для гостиниц 2 звезды;

14 м2 для гостиниц 3 звезды;

14 (20) м2 для гостиниц 4 звезды.

Номерам, предназначенным для приема большого числа гостей, полагается иметь площадь, определенную из расчета 6 м2 на каждое дополнительное место. Норматив установлен для гостиниц 1 и 2 звезд.

На основе анализа практики проектирования и строитель­ства гостиниц все многообразие номеров можно свести к сле­дующим основным типам: однокомнатные номера на одного че­ловека; однокомнатные номера на 2 человек; однокомнатные номера типа «дубль», рассчитанные на возможность легко из­менить вместимость номера в зависимости от спроса; одно-двух­комнатные номера на 3-4 человека; одно-двухкомнатные номе­ра на 5 человек и более (номера-общежития); номера с повы­шенным комфортом из двух-трех комнат, а иногда и более («люксы» и «апартаменты»).

Наибольшее распространение в мировой практике полу­чили однокомнатные номера на 1 и 2 человек.

В планировочной структуре гостиниц однокомнатные одноместные номера предусматривают либо за счет мень­шей ширины номера, либо за счет уменьшения глубины номера по сравнению с двухместными. Процентное отношение номеров на 1 и 2 человек принимается различным в зависимости от назначения гостиницы, уровня ее комфорта и других факторов. В отечественных гостиницах одноместные номера со­ставляют примерно от 30 до 50% номерного фонда. В зарубеж­ной практике в деловых гостиницах процент номеров на одного человека доходит до 60-80% .

В туристских и курортных гостиницах в связи со значительным семейным контингентом двухместные номера ча­сто преобладают и в ряде случаев составляют до 75-100% от общего числа номеров.

В связи со значительными сезонными колебаниями спроса на гостиничные услуги постоянное соотношение одно-двухместных номеров, особенно при большом проценте одноместных, в ряде случаев создает серьезные затруд­нения при размещении приезжающих и снижает доходы, которые можно было бы получить от эксплуатации гости­ницы.

В последнее время все больше внимания уделяют пла­нировочной организации номеров, их меблировке и обору­дованию, требования к качеству которых устанавливают в зависимости от уровня комфорта гостиницы и категории номера.

Современные номера, как правило, состоят из жилой ком­наты (или комнат), передней, санитарного узла.

Жилая комнатаоднокомнатного номера совмещает ряд фун­кций: ее используют для сна, работы, иногда для дневного от­дыха, хранения вещей, приема пищи, приема гостей. В связи с этим архитектурно-планировочная организация номера дол­жна обеспечить возможность удобного размещения всей необ­ходимой для этого мебели. Приемы размещения зависят от ширины номера, его жилой площади, размеров простенков, системы отопления я отопительных приборов, их расположе­ния. Для меблировки гостиниц требуется специальная гости­ничная мебель, которая характеризуется повышенной прочно­стью, а также обеспечивает удобство пользования и уборки в условиях частой смены проживающих. В связи с тем, что гос­тиница — временное жилище, число предметов мебели в но­мере ограничивают. В составе наборов предусмотрена мебель для сна, работы, дневного отдыха, хранения личных вещей. Различные сочетания их позволяют удовлетворить все основ­ные функциональные требования, предъявляемые к номерам в гостиницах разного уровня комфорта. В зависимости от ха­рактера мебели и примеров ее размещения однокомнатный номер можно трактовать как комнату дневного пребывания, которую ночью используют как спальню, или наоборот, как спальню, трансформируемую в комнату дневного пребывания. В последнее время все чаще номер рассматривают как комна­ту дневного пребывания. Для удобства прожигания в номере мебель и оборудование необходимо расставить рационально, чтобы зонировать пространство комнаты.

В современном гостиничном номере обычно выделяют 3 ос­новные уборки, а также гигиенических требований, и определяют минимально необходимые расстоя­ния между предметами мебели и между мебелью и стеной. В зависимости от назначения гостини­цы одной из них отдают предпочтение, например, в номерах гостиниц для деловых людей предпочтение отдают рабочей зоне; в курортных — зоне дневного отдыха, которую распространя­ют также на летнее помещение.

При размещении в номере мебели целесообразно учиты­вать исходные габариты, которые выявлены на основе антропо­метрии, удобства прохода и уборки, а также гигиенических требований, и определяют минимально необходимые расстояния между предметами мебели и между мебелью и стеной.

Передние номеров в основном имеют небольшие размеры, однако должны позволять монтаж встроенного шкафа.

Переднюю от жилой комнаты отделяют дверью, что обычно встречается в номерах из двух и более комнат. В однокомнат­ных они отделяются только пространственно. В однокомнатных номерах зарубежных, реже отечественных гостиниц в передней иногда размещают также кухню-шкаф или кухню-нишу. Уст­ройство кухни-ниши {или кухни-шкафа) позволяет проживаю­щему самому готовить пищу, если он не хочет пользоваться предприятиями общественного питания. Нередко кухни-шка­фы, или кухни-ниши предусматривают в номерах гостиниц, рассчитанных на длительное проживание, в апарт-отелях, не предоставляющих своей клиентуре широкого перечня услуг по питанию, в гостиницах для семейных, в гостиницах, входя­щих в состав курортных комплексов, в мотелях.

Жилая часть гостиницы включает: номера, горизонтальные коммуникации (коридоры), гостиные, лестнично-лифтовые холлы, помещения дежурного персонала. Жилой этаж многоэтажной гос­тиницы может иметь один или несколько коридоров, разную фор­му плана. Распределение площади жилой части между номерами и иными помещениями весьма различно по гостиницам: на долю но­меров приходится 54-70%, на коридоры - от 13 до 22% площади жилой части. В ряде зарубежных гостиниц вместимостью до 25 человек площадь зоны отдыха предусматривается не менее 16,7 кв. м. В более крупных гостиницах на каждого проживающе­го регламентировано 5 кв. м зоны отдыха (в гостиной, баре, спальной).

Номер для приезжающего имеет многофункциональное назна­чение. Он обеспечивает ночевку, является местом отдыха, приема пищи, личной гигиены, работы, общения. В номере хранятся лич­ные вещи гостя.

Номера классифицируются по числу мест, комнат, площади, меблировке. В мировой практике наиболее распространены одно­комнатные номера на одного и двух проживающих. В отдельных гостиницах доля однокомнатных номеров для одного проживаю­щего достигает 60-100% номерного фонда. На долю одноместных номеров в московской гостинице «Ленинградская» приходится 53% номерного фонда.

Пространство комнат (или комнаты) номера делится на функциональные зоны. До 70% общей площади однокомнатного номера
на одного проживающего может относиться к жилой зоне, до
14% - к передней, до 20% - к санитарному узлу. Жилая площадь
при этом может составлять от 7 до 14 кв. м. Современные стандарты некоторых зарубежных стран требуют соблюдения мини­мальной площади пола в одноместном номере не менее 14 кв. м, в
двухместном — не менее 18 кв. м. Немецкими нормами предусмотрена площадь комфортного однокомнатного номера на одного
проживающего от 16 до 18 кв. м, а на двух проживающих - от 20
до 21 кв. м.

Апартаменты составляют не более 10% числа номеров. Они весьма различны по числу и назначению комнат, санитарным уз­лам, прихожей, площади.

Мебель в номерах размещается в зависимости от габаритов номера, простенков, особенностей отопления, технологических па­раметров. Мебель должна обеспечивать удобства пользователю, соответствовать санитарным и эргономическим требованиям, вку­сам клиентов.

Соотношение номеров различной вместимости жестко зафик­сировано и может изменяться лишь при реконструкции гостиниц (если позволяют конструкции). Вместе с тем структура номерного фонда должна соответствовать потребностям приезжающих и тре­бует некоторой корректировки (по сезонам года, с течением вре­мени и пр.). В ряде гостиниц предусматриваются оперативные из­менения состава номерного фонда за счет соединения (разъеди­нения) номеров с использованием дверей и (или) подвижных перегородок. Практикуются установка добавочного места для сна и использование площади других помещений.

При оценке расположения помещений для персонала следует исходить из необходимости сокращения маршрутов передвижения персонала в рабочее время. Удаление обслуживающего персонала от места приложения труда ведет к дополнительным затратам энергии, большей утомляемости. Поэтому в непосредственной бли­зости к номерам на этаже размещается ряд помещений обслужива­ния: комнаты горничных, кладовые (чистого белья и расходных материалов, грязного белья и средств уборки), помещения офици­антов, мусороприемник и др.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие группы по функциональному назначению выделяют в гостинице? 2. Какие функции выполняет группа помещений вестибюля?

3. Какие функции выполняет группа жилых помещений?

4.Как определяется единовременная вместимость гостиницы?

5.Каким элементом гостиницы с точки зрения эксп­луатации является жилой номер?

6.Какие помещения гостиниц относят к местам общего
пользования?

7.В чем заключаются принципы меблировки в гостиницах, ресторанах и иных местах общего пользования?

8.В чем заключается порядок меблировки вестибюля и помещений общего пользования гостиниц?

9.Какие способы размещения мебели в номере известны Вам?

10.Каковы основные принципы меблировки помещений жилого фонда?

11.Какие виды мебели предусмотрены для гостиниц?

12.Какие приемы меблировки номерного фонда Вам известны?

 

Литература

1. Бондаренко Г.А. Гостиничное и ресторанное хозяйство. Учебно-практическое пособие. 2-е изд. М.: Новое знание, 2008. – 365с.

2. Волков Ю.Ф. Гостиничный и туристский бизнес \ Ю.Ф.Волков. – Ростов н\Д : Феникс, 2008, - 637с.

3. Волков Ю.Ф.Интерьер и оборудование гостиниц и ресторанов (2-е изд.)\

4. Серия «Высшее профессиональное образование», -Ростов н\Д: «Феникс», 2004. – 352с.

5. Саак А.Э., Якименко М.В.Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны): Учебное пособие. – СПб.:Питер. 2007. – 432с.

6. Туризм и гостиничное хозяйство: под ред.. Л.П.Шматько.,Учебное пособие. – М:ИКД «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 352с.

7. Вакуленко Р.Я. Управление гостиничным предприятием: теория и практика: учебное пособие/Р.Я.Вакуленко, Е.А.Кочкурова. – Минск: Тесей, 2010. – 356с.

8. Тимохина Т.Л. Организация приема и обслуживания туристов: учебное пособие. – 3-е изд. перераб. и доп. – М: ИД «ФОРУМ»:ИНФРА-М, 2008. – 352с.

9. Скобкин С.С. Практика сервиса в индустрии гостеприимства и туризма.: учеб.пособие\ С.С.Скобкин. – М.:Магистр,2010. – 493с.

10. Р.В.Крюков Ресторанное дело: Конспект лекций, - М.:Приор-издат,2006. – 112с.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Тема 4. Помещения гостиниц и их оборудование

Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 2812; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.093 сек.