Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия стоиков




Философия стоиков возникает в Греции. Портик – это место, где люди общались. Эта философия хоть и возникла у греков, но развитие получила в Риме.

3 великих римских стоика:

· Сенека (V в. до н.э. – 65 н.э.)

· Эпиктет (50 – 130 н.э.)

· Марк Аврелий (121 – 180 н.э.)

Каждый последующий знал философию предыдущего.

Личностью в это время становиться тяжело, т.к. очень много потрясений: 2 гражданские войны, 2 периода массовых репрессий, 5 восстаний и т.д. Нет чувства защищенности, к чему призывали эпикурейцы. Возникает чувство, что твой мир в любой момент может быть разрушен. В это время был принят закон Тиберия (об оскорблении римского величества). Ситуация с законом быстро вышла за юридические рамки, т.к. в нем не было четко прописано, в чем состоит оскорбление.

«Следили за болтовней пьяниц и простодушными шутками. Доносы погубили больше граждан, чем любая война». (с) Сенека

Доносчик получал половину имущества казненного. Другого наказания, кроме казни, не полагалось. Человека высокого чина казнили более мягко.

В этих условиях жизнь становится очень сложной. Человека могут привлечь практически ни за что. Главной темой философии стоиков становится тема свободы. То, что делает человека свободным – это его собственное решение, что делать и как жить.

«Тебе нравится жить – живи. Не нравится – можешь вернуться туда, откуда пришел. Жизнь уже тем хороша, что она никого не держит против своей воли». (с) Сенека

Эта ситуация привела к возникновению у римлян культа культурной смерти. Это значит умереть без выражения страха на лице.

«Мечи даны для того, чтобы никто не был рабом». (с) ученик Сенеки

Сенека – римский патриций знатного рода, в молодости известный адвокат, становится учителем Нерона, будущего римского императора. Потом становится помощником Нерона. Получает много денег за службу. Однако Нерон начинает меняться и начинает убивать окружающих (сестру, мать), заставляя Сенеку писать сенату, что это они на него покушались. Сенека понимает, что то же самое случится и с ним. Он пытается отдать все богатство обратно Нерону и вернуться в толпу, но Нерон ничего не взял. Тогда Сенека затворяется в поместье и, ожидая конца, пишет свою главную работу «Нравственные письма к Луцилию». Луцилий был его приятелем, простым человеком. Работа достаточно искренняя, т.к. он писал то, что думал.

Основные мысли:

· Чего желать? Мир очень плох, в любой момент могут быть проблемы, но желать надо не проблем, а добродетелей, желающих их одолеть.

«Удержишь в руках сегодняшний день, меньше будешь зависеть от завтрашнего». (с) Сенека

Тема смерти у Эпикура выглядит просто, легкомысленно: «пока мы есть, смерти нет, а когда смерть придет, нас не будет». По Эпикуру: либо мы, либо она. Сенека комментирует это место двояко:

1. Не надо бояться какой-нибудь ерунды.

«Не столь многое мучит нас, сколь многое пугает. Я знавал таких, кто смеялся под мечами, и таких, кто стонал от оплеухи». (с) Сенека

2. Нельзя не бояться смерти, потому что она может быть страшна. Произвол власти может быть такой, что все будет ужасно.

«Сколько бы тебе не накопить жиру и не нарастить мышц, ты все равно не справишься ни весом, ни силой с откормленным быком, которого ведут на бойню». (с) Сенека

В этой связи он делает вывод: человек должен быть готов к испытаниям, которые ему могут встретиться.

«Пусть среди полной безмятежности душа готовится к трудностям. Среди благодеяний фортуны копит силы против ее обид». (с) Сенека

«Самое жалкое в жизни – потерять мужество жить и не иметь мужества умереть». (с) Сенека

Оказаться в положении, когда жизнь ничего не приносит, кроме страданий, и все равно за нее цепляться – это плохо. Человек не должен терять мужество и выдержку. Но бывают тяжелые ситуации.

«Ничто не должно застать нас врасплох. Безопасного времени нет. В разгар наслаждений зарождаются причины будущей боли. Держи в мыслях ссылку, пытки, боль, болезни и кораблекрушения». (с) Сенека

В тот момент, когда все хорошо, возникают основания для того, чтобы потом стало очень плохо.

Он не ждал от Нерона ничего хорошего. Это очень обострило его восприятие, сделало его мысль очень тонкой.

«Ты ошибаешься, Луцилий, если думаешь, будто только наш век повинен в таких пороках, как страсть к роскоши, пренебрежение добрыми нравами и все прочее, в чем каждый упрекает свое столетие. Это свойство людей, а не времен. Ни один век от вины не свободен». (с) Сенека

Сенека понимал то, что потом долгие века не понимали. В XVIII веке зародится идея прогресса, идея, что все улучшается, но человек один и тот же, и Сенека это понимал. Человек не развивается, он не становится лучше или хуже.

Он сидит там около 5 лет и, наконец, получает письмо от Нерона, в котором сказано, что Нерон милостиво разрешает ему покончить с собой. Сенека ложится в ванну, режет вену и на этом все заканчивается.

Эпиктет – второй великий философ. Он был рабом и сыном раба. Он был рабом телохранителя Нерона. Не умел читать и писать и никогда этому не научился. Но по моде того времени Нерон посещал лекции философов и таскал с собой своих телохранителей, а те – своих рабов. Таким образом, Эпиктет слушал лекции знаменитых философов того времени.

Когда Нерон стал склоняться в сторону садизма, его телохранители стали копировать его поведение. Так, один из телохранителей сломал Эпиктету ногу. Нога плохо срослась и он хромал всю жизнь. Дальше – народное восстание. Нерона то ли убили, то ли он сам. Закопали всех телохранителей. Эпиктет получил свободу, т.к. раб-калека никому был не нужен. Он поселился в лачуге на окраине Рима. Делать было нечего. Проблемы пропитания не было, работать было не за чем. Хлеб и так раздавали каждый день. Имея огромный досуг он ходил слушать философов. Потом императором становится Тит Флавий Домициан, хороший администратор, но очень странный человек, который не любил философов и велел выслать всех философов нафиг из страны. Эпиктет переехал в Малую Азию (Турцию), где бесплатных раздач не было и создал школу, чтобы было на что жить. Он был неграмотен и ничего не писал, но ему повезло. Одним из тех, кто ходил к нему, был римский прокуратор Ариан, крупный писатель. Он и записал беседы Эпиктета. Так Эпиктет вошел в историю философии.

Эпиктет начинает с темы свободы, но его позиция следующая: он делит свободу на внешнюю и внутреннюю. Внешней свободы нет ни для кого, т.к. существует обстоятельство неодолимой силы. Внутренняя свобода достижима, если человек хочет ее достичь.

«И ты захочешь быть не императором, не полководцем, не консулом, а свободным. К свободе же ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас». (с) Эпиктет

Он имел ввиду то, что не надо гнаться за чинами, статусами и т.д. во внешней жизни, т.к. именно это лишает его внутренней свободы, не позволяет ему развивать собственное «я». В идеале он считал, что внутренний мир может быть независим от внешнего, и жить надо именно им. Этот взгляд часто находит своих сторонников. Последний в нашей культуре случай – это культура underground (70-80-е гг. XX в.).

Скорее всего, Эпиктет не прав в том, что он не понимал или не хотел понимать, что внешний и внутренний миры это сообщающиеся сосуды, один на другой влияет, они не могут быть независимы. Зависимость можно ослабить, но не исключить вообще. По Эпиктету внутренний мир плохо влияет на внешний. На самом же деле внешний мир заставляет людей крутиться, ставит перед ними большие задачи, которые они должны решить. И это приносит свои результаты: человек совершенствуется, выходит на новый уровень развития.

Позиция Эпиктета интересная, но не продуманная до конца, или рассчитана на людей, которые могут заменить внешний мир внутренним, но таких людей мало.

Таким образом внутренняя свобода – это хорошо, но она не сама по себе.

Последний из великих стоиков античности Марк Аврелий (121 – 180 гг. н.э.). Марк Аврелий Антонин был императором и полководцем. Он был усыновлен предыдущим императором, т.к. у того не было наследников. Он был дальним родственником Антонина, женился на его младшей дочери Паустине. Марк Аврелий не собирался быть римским императором. Он не ходил в школу, учился на дому. У него было 8 преподавателей, из которых лишь 1 был юрист, хотя у римлян было принято изучать только военное дело и юриспруденцию.

Начать надо с того, что когда ему исполнилось 39 лет, Антонин умер и он занял его место. Он оказывается во главе гигантской империи в не самое лучшее время для этой империи. Вокруг очень много сильных варварских племен. Сразу же, как только он стал императором, начинаются войны с разных сторон.

Чем дальше, тем больше ситуация начала касаться лично его. Через какое-то время ему самому приходится отправляться в военные походы. Он оказался хорошим императором: постоянно участвовал в походах, уехал из Рима, оставил жену. Жена была умной женщиной, за 10 лет родила 11 детей. Она честно исполняла свой долг, а в последние 10 лет муж ее бросил ради военных сборов. Она была уже немолода и злилась на мужа.

Марк Аврелий был хорошим философом. После него остался дневник, которые позже назовут «Записки к самому себе». Он пишет дневник на берегу Дуная, в военном лагере, на греческом языке. После его смерти дневник нашли. Он состоял из 12 тетрадок. Через определенное время его перевели на латинский, а потом нашли греческий оригинал. Записки Аврелия значительно превосходят по своему пессимизму записки Эпиктета.

«Ничего нельзя исправить. Люди всегда будут коварными». (с) Марк Аврелий

«Твой долг служить отечеству, но последнее порочно и неблагодарно». (с) Марк Аврелий

«Время человеческой жизни – миг, ее сущность – вечное течение, тело бренно, душа неустойчива, судьба – загадочна. Все в жизни похоже на поток, в сознании подобно сновидению и дыму, посмертная слава не достоверна». (с) Марк Аврелий

Марк Аврелий не убежден в том, что то, что он делает, заслужит позитивную оценку.

«После смерти нет ни наград, ни наказаний. Тело распадется на атомы. И будешь никто и нигде». (с) Марк Аврелий

Он не верит ни в какие басни о загробной жизни.

Марк Аврелий внес изменения в закон Тиберия: за ложный донос полагалась смертная казнь. Именно поэтому к нему лояльнее относились крестьяне, но он у ним относился плохо. Он считал их необразованными людьми, сектой, т.к. они верили в загробную жизнь.

Ради чего жить, если потом никто не оценит то, что ты сделал? Он говорит, что смысл человеческой жизни связан не с внешним, а с внутренним. Человек способен прожить жизнь по-разному, в ней может вообще не быть смысла. Чтобы смысл был, надо принести его изнутри, а для этого человек должен служить своему внутреннему гению. Внутренний гений – это способности. Его задача – раскрыть эти способности.

Для Марка Аврелия все просто. Его гений – служение долгу. Он считает, что это просто, делать так, чтобы дело, которым ты занят, выполнять с полной серьезностью, как последнее в своей жизни. Он не знает, есть боги или нет, но надеялся, что они есть, но даже боги не могут потребовать от человека больше, чем просто хорошо выполнять свой долг. Смысл приносится изнутри человеческой деятельности.

Эта позиция создала Марку Аврелию пиетет. Мы обязаны лично самому себе. Если ты ничего не делаешь, ты сам виноват, ты сам лишаешь себя чего-то важного.

Эпиктет говорит о внутреннем, но недооценивает внешнее как стимул, а Аврелий наоборот. Понятие долго у Аврелия – это долг самому себе.

«Если будущее подвластно нам, мы никому не подвластны». (с) Марк Аврелий

Умер Марк Аврелий от чумы. На его место пришел его сын Коммод. Он не был слабым, участвовал в гладиаторских боях. У него было 2 недостатка: он был туповат и совершенно не собирался сгноить себя в глуши, в дали от Рима. В армию он приехал только лишь для того, чтобы заключить мир, чтобы все от него отстали, и вернулся в Рим, где продолжил пить-гулять напропалую. Однако племена не дураки, они собрали новые войска и опять пошли на Рим. Империя начала разваливаться. В итоге его задушил собственный раб.

Конная статуя Аврелия – единственная целая статуя. Все остальные конные статуи были разбиты, т.к. крестьяне любили бить статуи. Сохранилась статуя не потому, что Марка Аврелия любили, а лишь потому, что крестьяне не умели читать и думали, что это статуя императора Константина.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.