Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции полисиндетона

Полисиндетон обладает основной (постоянной) усилительно-выделительной функцией. В
текстах различной стилевой и жанровой принадлежности полисиндетон способен выполнять дополнительные (частные) функции.

К числу постоянной выразительной функции полисиндетон мы относим усилительно-
выделительную, поскольку избыточный повтор союза является своего рода
актуализатором фрагмента текста или всего теста (редко). За счёт этого происходит
их выделенность, что приводит к усилению различных смысловых и эмоционально-
экспрессивных значений. Эта функция реализуется во всех текстах.

В спектре частных стилистических функций находятся:

1. Изобразительная функция. При её реализации полисиндетон может выступать как
средство создания наглядно-образных картин при описании персонажа, события,
явления, природы и пр.; как форма усиления изобразительного контраста.
Например, в следующих речевых иллюстрациях в контексте полисиндетон могут выделяться,
подаваться описательные фрагменты текста, содержащие наглядно-образную
характеристику:
- природы: И на каменные стены натыкались облака. И отхаркивалась пеной
сумасшедшая река. Обезумевшие чайки крики хриплые несли. И осинники, качаясь,
нагибались до земли. И листва над мостовою – близкий родич воронью. Как
недвижны мы с тобою у обрыва на краю
(Л. Замятин);
- различных жизненных ситуаций и коллизий: Время от времени они
раскрываются, и за декорациями и актерами видишь, как валит снег, как проходят
незнакомые люли, озабоченные своими проблемами, как тащатся в пробке
автомобили.
(Мир за неделю, 5-12.02.2000) и пр.
В следующем примере полисиндетон усиливает контрастность: Люди каждый день
рождались и умирали, и ученые, и артисты, и плотники, и слесари, и рабочие, и
начальники, и женщины, и мужчины, и взрослые, и дети – так было веки вечные,
так будет, и ничего тут не поделаешь
(В.Астафьев).
Данная функция реализуется в художественной прозе и поэзии, а также в
публицистических текстах за счёт всех разновидностей исследованной фигуры.
2. Функция усиления определённых ощущений и тональностей. В этом
случае полисиндетон выступает средством актуализации многообразия, обилия, одновременности, последовательности, интенсивности, гармоничности,
упорядоченности, временное и пространственное значения, результативности,
динамичности, ассоциативности, патетичности, торжественности. Например:
Обнаглелые жадно с гиком и гоготом рвут на куски пирог, который когда-то
испекла покойница Русь – прощальный, поминальный пирог. И рвут, и глотают, и
давятся
. (А.Ремизов. Взвихренная Русь) – здесь усиление интенсивности;
Сложившие головы в бою достойны и посмертных наград, и мраморных обелисков,
и, конечно же, памяти. Это нужно не мертвым, это нужно живым
(Моск. комс.,
9-16.09.1999) – актуализация патетичности; Об этом человеке можно сказать, что
он [Собчак – М.В.] прошел школу жизни, что он вынес все испытания, уготованные
судьбой, что он достойнейший из достойнейших людей нашего времени.
(Известия,
9.12.2000) – подчёркивание торжественности. Эта функция обнаруживается в
художественной прозе и поэзии, а также в публицистических текстах за счёт всех
разновидностей исследованной фигуры, кроме макроструктурного.
3. Характерологическая функция – функция речевой характеристики
субъекта речи. При реализации этой функции полисиндетон является средством имитации
разговорной речи (непринуждённости, спонтанности), средством усиления
субъективации речи (внутренней и несобственно-прямой речи). Например:
То есть теперь он [Инфантьев – М.В.] не мог вспомнить ни как он ехал, ни
что видел из окна, ни тех, кто входил на остановках. И тут он понял, что ни о чем
таком, о чем можно было бы так задуматься и погрузиться (во что? куда?), он не
думал. Но был же весь поглощен. И тогда он вспомнил чем. И тут же смутился и
даже покраснел и обернулся налево-направо, словно могли что-нибудь за ним
заметить, но пассажиры ничего не подозревали. И вообще их было трое. И дремал
кондуктор
(А. Битов) – здесь осуществляется переход от внешнего мира героя к
внутреннему
, от внутреннего – к внешнему, что обнаруживает
взаимообусловленность внутренних переживаний и внешних обстоятельств.
И тишина такая наступила, что слышно, как эта девица крашеными
ресничками – морг, морг. И моя старушенция в соседней комнате аж не дышит. И
продолжаю: "Ну а вы? Чем, собственно, вы думаете поразить мое воображение?

(С. Алешин) – имитация разговорной речи через непринуждённость.
Эта функция выражается преимущественно в прозаических и драматургических
текстах художественной литературы

4. Функция актуализации эмоционального компонента речи – функция
усиления эмоции (настроения) и эмоционального состояния субъекта речи
(персонажа, рассказчика, автора), функция общей экспрессивизации речи.
Высокоупотребительным является использование полисиндетических конструкций
в поэзии для усиления
- крайней степени эмоционального напряжения: Без стука – разлука! – Как
вихрь заразный / К нам в жилы врываешься – лихорадкой, - разлука! / И жжешь, и
звенишь, и топчешь, и свищешь, / И рвёшь, и рокочешь – и – разорванным шёлком /
Северным волком, - разлука.
(М. Цветаева).
- возмущения: Вранье это все! Было у них и сходство характеров, и всего
остального тоже. И любили супруги друг друга крепко, и жить собирались
счастливо до конца их дней
(Вовремя, 24.09.1999);
- сожаления, тревоги: - Ибо пуста душа человека без веры. – Это у нас-то
пуста? – У таких, как вы, нет. Но вы из сильных и сильны своим делом, которое, по
сути, для вас та же вера. А каково слабым, а больным, а страждущим, а
одиноким, а покинутым?
(С. Алешин).
Обозначенная функция - типичное явление для всех подстилей художественной
литературы и публицистики, кроме собственно научного. Редко встречается в
научно-популярных текстах.
5. Текстообразующая функция. При реализации этой функции полисиндетон может быть
средством создания повествовательной (эпической) манеры в речи автора, персонажа или

расказчика, конструирования форм художественного монтажа.
Например, в данном контексте формируется повествовательная манера в речи
персонажа
: – В прошлом году, - сказал Зураб, - у меня был такой случай. Я сам в
городе Брянске служу. И у меня там была девушка. Зоя звали. И она жила на
окраине. И вот однажды вечером мы с ней сидим на скамейке. И к нам подходит
местный парень. Немного выпивший. И начинает приставать. Мол, отбиваешь
наших девушек <…>
(Ф. Искандер).
В следующем примере представлен последовательный монтаж: И он обернулся
поставить эскиз перед Нержином на мольберт. И сам неотрывно смотрел только
на этот эскиз. И поднял вывернутую руку к глазам, как бы заслоняя от света. И
отступая, отступая, чтобы лучше охватить видение, он пошатнулся на первой
ступеньке лестницы и едва не грохнулся
(А.Солженицын). Здесь художественный
текст строится по аналогии с рядом динамических последовательных кинокадров, в
каждом из которых появляется один и тот же персонаж, изображенный в движении.
При этом автор-наблюдатель на данном отрезке текста не теряет изображаемого
персонажа из виду, не переключает внимание на другие объекты.
Создание повествовательной манеры и монтажной функции посредством
фигуры многосоюзия имеет место в прозе, поэзии и публицистике, однако в
большей степени обозначенные реализации полисиндетона. присущи прозаическим текстам
художественного стиля. 6. Композиционная функция тесно связана с текстообразующей. Однако под
композиционной функцией мы понимаем такую реализацию полисиндетона, при которой данная
фигура выстраивает и определяет некую перспективу композиционного движения
произведения в целом. Здесь он рассматривается не относительно фрагмента текста,
а относительно всего произведения. Такое использование фигуры встречается
только в малых прозаических и поэтических жанрах:

В мечтах всегда и всё прекрасно:

и хмурый день, там виден ясным,

и светом кажется там тень,

и ненависть любовью,

и зло там кажется добром,

и боль не кажется там болью.

Вода там кажется вином,

и крик там кажется нам песней,

и безобразное прелестным,

и правдой кажется обман,

жестокое гуманным,

и светлым разумом дурман,

и странное не странным (А. Левенец).

 

Таким образом, за счёт полисиндетона возможно создать усиление цельности макроконтекста, высвечивание основного
рисунка на фоне этой фигуры.


7. Интонационно-ритмическая функция заключается в создании особого
ритма в различных текстах.
В связи с рассмотрением стилистики сложного предложения отмечается, что
постановка союза перед каждым членом синтаксической единицы способствует
передаче ощущения усиленного перечисления. (Н.И. Формановская). В таких
предложениях ощущается большая ритмичность, поэтому полисиндетон в этой функции
широко распространён в поэтических текстах: И волны теснятся, / и мчатся назад,
/ И снова приходят, / и о берег бьют.
(М. Лермонтов). Здесь избыточный повтор
союза перед первым компонентом усиливает ритмичность фрагмента текста,
волнообразность или плавность, напевность:

В полях скрипучие воротца, / и запах хлеба, и тоска, / и те неяркие просторы, / где даже
голос ветра слаб, / и осуждающие взоры / спокойных загорелых баб
(А. Ахматова).
В прозаической речи ритм создается упорядоченным расположением
синтаксических элементов, связанных частотным повторением союзов. Это создает
ощущение того, что перед нами стихотворные строки, вкрапленные в прозаический
текст, например: Музыка, и гордый глас горного оленя, и вепря визг, и клокотание
воды, и однообразный шелест чонгури … Что же еще мог придумать бог, чтобы
утешить северного страдальца
(Б.Окуджава). Фигура полисиндетона в контексте
монопредикативной разновидности создает легкость, быстроту в интонационном
рисунке: Без лада нельзя ни землю пахать, ни урожай собирать, ни детей
поднимать
(Б. Рощин).
Ритмообразующая функция полисиндетон преимущественно формирует замедленную,
плавную интонацию. В выражении данной стилистической функции участвуют все
разновидности фигуры, кроме макроструктурного полисиндетона.
8. Приёмоактуализирующая функция полисиндетон – функция усиления приёма
стилизации, а именно:
- летописного слога: И вышел Олег на берег, и начал воевать. И много
убийства сделал около города, и разбил много палат, и церкви пожег (Из летописи
для детей «Начало земли русской»); И застыл в душе моей овечьей / Сон о тех
далёких временах. / И пришёл я в городок торговый. / И сломал мне кости акробат
<…> (П. Антокольский);
- библейского слога: И настанет день без конца. И солнце не погрузится в
море, и луна остановится на месте, и звезды будут сиять. И засияет все
негаснущим, лучезарным блеском. И скажет великий Бог: - Так хочет святая душа
моя. И воины его <…> принесут ему со всех сторон света розовых облаков и
устроят ложе (В. Дорошевич); И отрок играет безумцу царю, / И ночь
беспощадную рушит, / И громко победную кличет зарю, / И призраки ужаса душит.
/ И царь благосклонно ему говорит <...>
(А. Ахматова).
Приёмоактуализирующая функция – характерное явления для художественной
литературы (прозы, поэзии).

9. Оценочная функция. Оценочная функция – характерное явление для
публицистического стиля. Она может проявляться за счёт негативной или
позитивной оценки полисиндетона, специализирован на усилении юмора,
которые являются выражением оценки: а ) Отказаться же от этой
сцены я не мог, слишком глубокий смысл был вложен в сновидения Сухова:
получалось прямо по Фрейду – и текущая река, и бадьи, полные воды, и
поднимающая подол любимая женщина
(Моск. комс., 9-16.09.1999); иронии:
Предлагает три варианта, затасканные западниками до безобразия. Тут тебе
и танцы гигантских жевательных резинок, и похождения секретного агента, и
полет на крыле кукурузника… Кристина все эти варианты отвергает и сообщает,
что она хочет «остаться собой»
(Комсомольская правда, 21-28.01.2000); сарказма:
Несознательные у нас мужички. Ленивые и опустившиеся. И к делу не приученные.
И мастерству менеджерскому не обучены, и маркетинга в школах не проходили
(Лит. газ., 26.12.1991).

Здесь участвуют все разновидности фигуры полисиндетона, кроме макроструктурной.
10. Функция дискретности текста. В этом случае полисиндетон способствует
расчлененности научного и научно-популярного текстов, что облегчает его
усвоение, доступность, например, фрагмент из собственно научного текста:

В плане языковых норм составитель использует традиционные для делового стиля
языковые средства. Таковы и стилистика текста документа (нейтральная или
книжная); и лексика (близкие к однозначности лексемы и привычные
словосочетания, включая клише и штампы, не говоря уже о так называемых
канцеляризмах – средствах, употребление которых нормы литературного языка
ограничивают деловой речью); и морфологические средства (преобладание имени
над глаголом, продуктивность отглагольных существительных для называния
действий; отказ от лично/указательных местоимений он, они…); и синтаксические
средства (усложняющие синтаксис контекста, причастные и деепричастные
обороты и сложноподчиненные предложения с эксплицирующими логические
отношения союзами; именные цепочки с родительным падежом)
(Л. Граудина).
Функция дискретности текста выражается не только за счёт полисиндетон (анафорического
типа), но и благодаря синтаксическому параллелизму.

«Структурно – семантические разновидности полисиндетона в русском языке»

Структурно – семантические разновидности полисиндетона представлены многоаспектной классификацией полисиндитона. При выделении структурно-семантических разновидностей фигуры полисиндетона учитываются:
- статус синтаксической единицы, в составе которой реализуется исследуемая
стилистическая фигура: однородные члены предложения, многочленное сложное
предложение (далее – МСП), сложное синтаксическое целое (далее - ССЦ), с учётом
вида синтаксической связи (сочинения, подчинения, соподчинения) и семантико-
синтаксических отношений, которые реализуются в контексте фигуры;
- расположение полисиндетона относительно структуры синтаксической единицы;
- тип текстовой единицы, в которой реализуется полисиндетон. (фрагмент текста, целый текст).
С учётом указанных выше оснований мы выделяем следующие типы полисиндетона:
1) Монопредикативный полисиндетон открытой структуры, под которым понимаем фигуральный повтор сочинительных союзов с соединительным значением в
контексте однородного ряда, который формируется за счёт перечисления членов
предложения: Приходится с иного сдавшего и мешок на бегу снимать, и
противогаз, и автомат
(Лит. газ.,25.01.2001); Не станет ни неба, ни цвета, ни света, ни утра весеннего с синей грозой (О. Джалил);

2) монопредикативным полисиндетон закрытой структуры, осложнённой перечислением типа связи, мы понимаем
фигуральный повтор сочинительных союзов с сопоставительным и противительным
значениями в контексте однородного ряда, который формируется за счёт
перечисления членов предложения: Нужна не быстрая, а черновая, а
повсеместная, а подвижническая работа с народом и для народа
(Лит. газ.,
26.12.90 ); Но как ты могла, но как посмела? Взяла и улетела, ни чем не помогла (В.
Луговской).
Первое место по частотности употребления занимают открытые структуры полисиндетона с соединительными отношениями (70% от числа полисиндетон, реализующегося в пределах однородного ряда по всем обследованным стилевым разновидностям). Второе место принадлежит структурам, которые содержат повтор сопоставительного союза (20%). Третье структурам полисиндетона с повтором противительного союза (10%).
Полипредикативные разновидности полисиндетона реализуются в МСП и в ССЦ (в
последнем случае за счёт предложений, разделённых точкой).
Мы выделяем следующие разновидности полисиндетон в составе МСП: а)
полипредикативный полисиндетон открытой структуры, характеризующейся повтором
соединительных союзов: Под коричневой корочкой дымилась мягкая плоть, не
потерявшая природного вкуса, да сок тек по пальцам, да олений дух витал меж
нами, да глаз был остр, да голова ясна, да мысли возвышены, и хотелось
вчерашнему врагу руку положить на плечо и сказать: «Прости, брат!»
(Б.
Окуджава).
б) полипредикативный полисиндетон закрытой структуры, усложненной перечислением, который характеризуется повтором сопоставительных и противительных союзов: Крик и гвалт слышны, кто-то поет Окуджаву, а кто-то уже заснул, а кто-то на
кого-то обиделся на всю жизнь. И так нам этого поначалу не хватало! (Лит. газ.,
26.12.90); Но у Вани ведь два самовара, Но у Вани ведь столько коров!
(Исаковский).
в) полипредикативный полисиндетон в контексте однородного соподчинения

(повтор подчинительных союзов): Боюсь, что над нами не будет таинственной силы,

Что, выплыв на лодке, повсюду достану шестом, Что, всё понимая, без грусти пойду до
могилы (Н. Рубцов).
Полипредикативный полисиндетон в составе МСП в наибольшей степени распространен в контексте многочленного сложносочиненного предложения однородного состава (75% от всех случаев полипредикативного типа по всем обследованным стилям), при этом чаще встречается в поэтических текстах; менее частотен он в контексте МСП с однородным соподчинением (16%), редко представлен в контексте многочленного сложносочиненного предложения, характеризующегося закрытой структурой, осложненной перечислением (9%).
Полисиндетон в составе ССЦ: А дни бегут. А сила не вернется. / А старость бродит по
моим следам.../ Пусть будет так./ Но все же сердце бьется, / И это сердце – без
остатка там
(Исаковский). Употребление полисиндетона в составе ССЦ составляет 17% от общего числа этой фигуры, извлеченной из всех обследованных нами стилей.
2) Контекстуально не обусловленный полисиндетон характеризуется повтором
одноместного союза с соединительными отношениями в структуре однородного ряда и предикативных единиц: Я вдоволь пострелял на своем веку и вдоволь
поблаженствовал, слыша победные трубы, и я вдоволь позадыхался, спасаясь
бегством от преследователей, и наплакался при виде хладных тел вчера еще живых
(Б. Окуджава),

б) контекстуально - обусловленный полисиндетон характеризуется повтором
многоместного союза с соединительными отношениями в структуре однородного
ряда и предикативных единиц: Один раз была у меня попытка выйти замуж.
Знакомые настояли – давай и давай, такой есть славный человек: и не пьет он, и
зарабатывает, и разведен он – свободен то есть
(Вовремя, 29.09.99).
Контекстуально зависимый полисиндетон составляет меньший процент употребления (36% от числа этой разновидности всех уровневых реализаций), а контекстуально

независимый – больший (64%).
3) Микроструктурный полисиндетон характеризуется тем, что он соотносится с
определённым фрагментом текста и представлен монопредикативными и
полипредикативными разновидностями.
Эта разновидность встречается во всех проанализированных нами стилевых
разновидностях и составляет количественное преимущество над макроструктурами
(95%).
б) Макроструктурный полисиндетон - это такая разновидность фигуры, объём которой равен объёму всего произведения. Полисиндетон здесь выступает как структурный

организатор композиции всего произведения в малоформатных жанрах

художественной литературы (рассказ, стихотворение и нек. др.). Примером полисиндетона, организующего синтаксическую композицию целого произведения

может служить рассказ М. Зощенко «Лёля и Минька. Ёлка» или поэтический текст М. Цветаевой «И тучи оводов вокруг…» из цикла «Стихи к Блоку». Такая разновидность встречается крайне редко (5% от всех случаев фигуры П. по всем обследованным

стилям). Наиболее распространёнными являются трёхкомпонентные конструкции

полисиндетона(68% от всего количества примеров по всем обследованным

разновидностям фигуры).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Полисиндетон как стилистическая фигура | Градация как стилистическая фигура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 3384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.